kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку теме "Словообразование".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл представляет собой презнтацию по теме "Словообразование", которую можно использовать во всех классах, начиная с пятого. Работа может быть предназначена для организации как объяснения нового материала, так и его закрепления. Материал презинтации ориентирован на любую программу по русскому языку и может быть использован при подготовке к экзаменам и к диагностическим работам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку теме "Словообразование". »

С Л О В О О Б Р АЗО ВА Н И Е Учитель высшей категории  ГБОУ СОШ № 821 Воронкова О.Н.

С Л О В О О Б Р АЗО ВА Н И Е

Учитель высшей категории

ГБОУ СОШ № 821 Воронкова О.Н.

Способы словообразования 1.Морфологический способ 2.Неморфологический способ 2

Способы словообразования

1.Морфологический способ

2.Неморфологический способ

2

Способы словообразования Морфологический способ 1.Приставочный 2.Суффиксальный 3.Приставочно- суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение 2

Способы словообразования

Морфологический способ

1.Приставочный

2.Суффиксальный

3.Приставочно- суффиксальный

4.Бессуффиксный

5.Сложение

2

Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки пре опасный опасный кое -кто кто вы бежать бежать 2

Приставочный способ

- появление новых слов в результате присоединения

к производящей основе приставки

пре опасный опасный

кое -кто кто

вы бежать бежать

2

Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения  к производящей основе суффикса 1.Желт ок желтый 2.Глаз аст ый глаз 3.Зелен е ть зеленый 2

Суффиксальный способ

- появление новых слов в результате присоединения

к производящей основе суффикса

1.Желт ок желтый

2.Глаз аст ый глаз

3.Зелен е ть зеленый

2

Приставочно- суффиксальный способ -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса со курс ник курс п ере нос иц а нос в читать ся читать Проверь!  Нет однокоренного слова «курсник» - не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» - не суффиксальный способ. 2

Приставочно-

суффиксальный способ

-появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса

  • со курс ник курс
  • п ере нос иц а нос
  • в читать ся читать

Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» - не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» - не суффиксальный способ.

2

Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов ( суффиксов) Заплыв заплыв а ть Синь синий Привал привал и ть Проверь!  Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот) 2

Бессуффиксный способ

- появление новых слов без добавления аффиксов ( суффиксов)

  • Заплыв заплыв а ть
  • Синь синий
  • Привал привал и ть

Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот)

2

Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более = слов : вечнозеленый, диван-кровать = корней : сенокос, ледоход = частей слов : зарплата, пединститут = букв : МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ 2

Сложение

- образование новых слов путём соединения двух или более

= слов : вечнозеленый, диван-кровать

= корней : сенокос, ледоход

= частей слов : зарплата, пединститут

= букв : МГУ, МЧС, НТВ

= звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ

2

Словообразовательный анализ слов При словообразовательном анализе нужно , прежде всего, определить, какой частью речи является данное слово , а затем- какую морфему прибавили последней , чтобы получилось это слово.   Помни! Если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Исследова ни е исследовать (суффиксальный способ образования) 2

Словообразовательный анализ слов

  • При словообразовательном анализе нужно , прежде всего, определить, какой частью речи является данное слово , а затем- какую морфему прибавили последней , чтобы получилось это слово.

Помни! Если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным

способом.

Исследова ни е исследовать (суффиксальный способ образования)

2

Маленькие подсказки  !!! Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ   1 . деепричастие - (что сделав? Что делая?)   ПРОЧИТА-  В   ( от ПРОЧИТАТЬ)  ЧИТА- Я    ( от ЧИТАТЬ)  ЗАДУМА— ВШИ —СЬ (от ЗАДУМАТЬСЯ)   2. причастие  (какой? Что делающий? Что сделавший?)   ЧИТА- ЮЩ -ИЙ (от ЧИТАТЬ) ЧИТА- ЕМ -ЫЙ  ПРОЧИТА- ВШ- ИЙ (от ПРОЧИТАТЬ) ПРОЧИТА- НН -ЫЙ   ЗАВИС- ЯЩ -ИЙ (от ЗАВИСЕТЬ) ЗАВИС- ИМ- ЫЙ   ВЫМЫ- ВШ -ИЙ (от ВЫМЫТЬ) ВЫМЫ- Т - ЫЙ 2

Маленькие подсказки

!!! Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ

1 . деепричастие - (что сделав? Что делая?)

ПРОЧИТА- В ( от ПРОЧИТАТЬ)

ЧИТА- Я ( от ЧИТАТЬ)

ЗАДУМА— ВШИ —СЬ (от ЗАДУМАТЬСЯ)

2. причастие (какой? Что делающий? Что сделавший?)

ЧИТА- ЮЩ -ИЙ (от ЧИТАТЬ) ЧИТА- ЕМ -ЫЙ

ПРОЧИТА- ВШ- ИЙ (от ПРОЧИТАТЬ) ПРОЧИТА- НН -ЫЙ

ЗАВИС- ЯЩ -ИЙ (от ЗАВИСЕТЬ) ЗАВИС- ИМ- ЫЙ

ВЫМЫ- ВШ -ИЙ (от ВЫМЫТЬ) ВЫМЫ- Т - ЫЙ

2

!!! Только СУФФИКСАЛЬН ЫЙ  3.  существительное (что?) ( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ДЕЙСТВИЯ  ):  На -ЕНИЕ (-АНИЕ)   ЗАЯВЛ-ЕНИЕ ЗАЯВИТЬ  ПЕРЕПИСЫВ-АНИЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ  ПРЕДУБЕЖД-ЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДАТЬ  ( АБСТРАКТНЫЕ  первичное значение ПРИЗНАКА ):  На -ОСТЬ  ПРЕДУБЕЖДЕНН-ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ   4.если в слове есть суффиксы  –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ   ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ 2

!!! Только СУФФИКСАЛЬН ЫЙ

3. существительное (что?) ( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ДЕЙСТВИЯ ):

На -ЕНИЕ (-АНИЕ)

ЗАЯВЛ-ЕНИЕ ЗАЯВИТЬ

ПЕРЕПИСЫВ-АНИЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ

ПРЕДУБЕЖД-ЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДАТЬ

( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ПРИЗНАКА ):

На -ОСТЬ

ПРЕДУБЕЖДЕНН-ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ 4.если в слове есть суффиксы –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ

ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ

2

Образование наречий – суффиксальный способ Большинство наречий образуются от прилагательных Бесшумн о бесшумный Нелегк о нелегкий Бесстрашн о бесстрашный !Подсказка : при определении способа образования наречий нельзя отбрасывать приставку. 2

Образование наречий – суффиксальный способ

Большинство наречий образуются от прилагательных

Бесшумн о бесшумный

Нелегк о нелегкий

Бесстрашн о бесстрашный

!Подсказка : при определении способа образования наречий нельзя отбрасывать приставку.

2

Приставочный 1 . Если слово (местоимение или наречие) имеет приставки ни-, не, кое-  НИ КАКОЙ НИ КТО НЕ ГДЕ  КОЕ -ГДЕ, НЕ КТО НИ КАК  КОЕ -ЧТО НИ КОГДА НЕ СКОЛЬКО 2 . Если слово имеет приставку НЕ- и  без НЕ-  употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ)    НЕ ПРАВДА (от ПРАВДА)  НЕ ВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ)  НЕ ЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ) 3 .Если в прилагательном можно отбросить приставку За облачный ( от облачный)  бес страшный ( от страшный) 2

Приставочный

1 . Если слово (местоимение или наречие) имеет приставки ни-, не, кое-

НИ КАКОЙ НИ КТО НЕ ГДЕ

КОЕ -ГДЕ, НЕ КТО НИ КАК

КОЕ -ЧТО НИ КОГДА НЕ СКОЛЬКО

2 . Если слово имеет приставку НЕ- и

без НЕ- употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ)

НЕ ПРАВДА (от ПРАВДА)

НЕ ВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ)

НЕ ЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ)

3 .Если в прилагательном можно отбросить приставку

За облачный ( от облачный)

бес страшный ( от страшный)

2

!Только  ПРИСТАВОЧНЫЙ 3.Глаголы в основном образуются от глаголов с помощью разнообразных приставок: бежать – при бежать – у бежать – за бежать – вы бежать – от бежать - с бежать Глаголы прошедшего времени тоже образованы приставочным способом (вспомним, что суффикс Л -формообразующий) У видела – у видеть – видеть  под горел – под гореть - гореть 2

!Только ПРИСТАВОЧНЫЙ

3.Глаголы в основном образуются от глаголов с помощью разнообразных приставок: бежать – при бежать – у бежать – за бежать – вы бежать – от бежать - с бежать

  • Глаголы прошедшего времени тоже образованы приставочным способом (вспомним, что суффикс Л -формообразующий)
  • У видела – у видеть – видеть
  • под горел – под гореть - гореть

2

БЕССУФИКСНЫЙ Короткие существительные с нулевым окончанием и без суффиксов ( первичное значение действия или признака, т.е. можно образовать глаголы или прилагательные)      ПЕРЕХОД  ПЕРЕХОДИТЬ  ПОДОГРЕВ (воды) ПОДОГРЕТЬ , НО   ПОДОГРЕВ (воду) –деепричастие- ПОДОГРЕТЬ ( суффиксальный)  ЗЕЛЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ    СИНЬ СИНИЙ  2

БЕССУФИКСНЫЙ

Короткие существительные с нулевым окончанием и без суффиксов ( первичное значение действия или признака, т.е. можно образовать глаголы или прилагательные)

ПЕРЕХОД ПЕРЕХОДИТЬ

ПОДОГРЕВ (воды) ПОДОГРЕТЬ , НО

ПОДОГРЕВ (воду) –деепричастие- ПОДОГРЕТЬ ( суффиксальный)

ЗЕЛЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ

СИНЬ СИНИЙ

2

!Только Приставочно-суффиксальный способ  Наречия, которые пишутся через дефис.  приставка ПО- и суффикс –ОМУ,-ЕМУ  ПО-ЗИМНЕМУ ЗИМНИЙ  приставка ПО- и суффикс -И  ПО-ФРАНЦУЗСКИ ФРАНЦУЗСКИЙ  ПО-ВОЛЧЬИ ВОЛК  приставки В-(ВО-) и суффиксы –ЫХ (-ИХ)  ВО_- ВТОРЫХ ВТОРОЙ  В –ТРЕТЬИХ ТРЕТИЙ    . 2

!Только Приставочно-суффиксальный способ

Наречия, которые пишутся через дефис.

приставка ПО- и суффикс –ОМУ,-ЕМУ

ПО-ЗИМНЕМУ ЗИМНИЙ

приставка ПО- и суффикс -И

ПО-ФРАНЦУЗСКИ ФРАНЦУЗСКИЙ

ПО-ВОЛЧЬИ ВОЛК приставки В-(ВО-) и суффиксы –ЫХ (-ИХ)

ВО_- ВТОРЫХ ВТОРОЙ

В –ТРЕТЬИХ ТРЕТИЙ

.

2

Приставочно-суффиксальный способ НАРЕЧИЯ – определяем, от какого прилагательного образовано На глух о глухой (нет наглухой) За темн о темный (нет затемный) На прав о правый (нет направый) До бел а белый (нет добелый) Из далек а далекий (нет издалекий) 2

Приставочно-суффиксальный способ

НАРЕЧИЯ – определяем, от какого прилагательного образовано

На глух о глухой (нет наглухой)

За темн о темный (нет затемный)

На прав о правый (нет направый)

До бел а белый (нет добелый)

Из далек а далекий (нет издалекий)

2

Приставочно-суффиксальный способ ОБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  ( Чтобы определить способ, у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом .  )  Под- березов- ик .  В русском языке нет слова березови к ,  или слова подберезовый .  2

Приставочно-суффиксальный способ ОБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

( Чтобы определить способ, у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом . )

Под- березов- ик .

В русском языке нет слова березови к ,

или слова подберезовый .

2

Еще примеры:  при бреж н ый берег – нет слов приберег или брежный раз мечтать ся мечтать – нет слов размечтать или мечтаться под окон ник окно – нет слов подокон или оконник По куп а ли – по куп а ть купить – нет слов купать(другое значение) или покуп раз мышл я ли – раз мышл я ть мыслить – нет с лов размышл или мышлять. 2

Еще примеры:

при бреж н ый берег – нет слов

приберег или брежный

раз мечтать ся мечтать – нет слов размечтать или мечтаться

под окон ник окно – нет слов подокон

или оконник

По куп а ли – по куп а ть купить – нет слов купать(другое значение) или покуп

раз мышл я ли – раз мышл я ть мыслить – нет с лов размышл или мышлять.

2

Способ словообразования кратких прилагательных и причастий определяем по полной форме Беспомощны (прил.) – беспомощный помощь ( приставочно- суффиксальный ) Бесстрашны (прил.) – бесстрашный страшный ( приставочный ) Прикры т ы (прич.)–прикрытый глагола прикрыть ( только суффиксальный ) 2

Способ словообразования кратких прилагательных и причастий определяем по полной форме

Беспомощны (прил.) – беспомощный помощь ( приставочно- суффиксальный )

Бесстрашны (прил.) – бесстрашный страшный ( приставочный )

Прикры т ы (прич.)–прикрытый глагола прикрыть ( только суффиксальный )

2

суффиксы-«невидимки». Вариант 1 : неверное выделение окончания.  Например,в слове со звезд ие окончание -Э,а не - ие ( созвездие , созвездия , созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс . Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:  со -звезд- [ ий '- э ]   (от звезда )– нет слов созвезда или звездие) 2

суффиксы-«невидимки».

  • Вариант 1 : неверное выделение окончания.

Например,в слове со звезд ие окончание -Э,а не - ие ( созвездие , созвездия , созвездию и т.п.),

а -ИЙ- – это суффикс .

Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:

со -звезд- [ ий '- э ]

(от звезда )– нет слов созвезда или звездие)

2

Вариант 2
  • Вариант 2
  • Приставочно-суффиксальный способ

! Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:

по-бережь- [ й '- э ]

(от берег) – нет слов побереж или бережье

2

Потренируемся!  Определите способ словообразования. бессуффиксный суффиксальный пристав.-суффиксал. пристав.-суффиксал. пристав.-суффиксал. суффиксальный бессуффиксный пристав.-суффиксал. суффиксальный приставочный созыв - путешествие – подберезовик –  вкрутую –  затемно -  бессистемно –  опрос –  по-дружески –  неярко –  закричали - 2

Потренируемся! Определите способ словообразования.

бессуффиксный

суффиксальный

пристав.-суффиксал.

пристав.-суффиксал.

пристав.-суффиксал.

суффиксальный

бессуффиксный

пристав.-суффиксал.

суффиксальный

приставочный

созыв -

путешествие –

подберезовик –

вкрутую –

затемно -

бессистемно –

опрос –

по-дружески –

неярко –

закричали -

2

неморфологический способ         неморфологический способ   Переход одной части речи в другую. 1. Найдите слово, образованное неморфологическим способом.  БОЛЬНОЙ  (КТО?) ЗАПИСАЛСЯ НА ПРИЕМ.  СРЕДИ  ПРИСУТСТВУЮЩИХ (КОГО?) ОКАЗАЛСЯ И   МОЙ ЗНАКОМЫЙ (кто?) .  ОН ВСЕГДА БЫЛ ПЕРВЫМ ( КАКИМ?) УЧЕНИКОМ.   ему прощалось  многое (что?). 2

неморфологический способ неморфологический способ Переход одной части речи в другую.

1. Найдите слово, образованное неморфологическим способом.

БОЛЬНОЙ (КТО?) ЗАПИСАЛСЯ НА ПРИЕМ.

СРЕДИ ПРИСУТСТВУЮЩИХ (КОГО?) ОКАЗАЛСЯ И

МОЙ ЗНАКОМЫЙ (кто?) .

ОН ВСЕГДА БЫЛ ПЕРВЫМ ( КАКИМ?) УЧЕНИКОМ.

ему прощалось многое (что?).

2

2

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация по русскому языку теме "Словообразование".

Автор: Воронкова Ольга Николаевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Тема урока: Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование»"
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-uroka-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie-po-tiemie-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "258272"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448468262"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства