Презентация по русскому языку теме "Словообразование".
Презентация по русскому языку теме "Словообразование".
Данный файл представляет собой презнтацию по теме "Словообразование", которую можно использовать во всех классах, начиная с пятого. Работа может быть предназначена для организации как объяснения нового материала, так и его закрепления. Материал презинтации ориентирован на любую программу по русскому языку и может быть использован при подготовке к экзаменам и к диагностическим работам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку теме "Словообразование". »
С Л О В О О Б Р АЗО ВА Н И Е
Учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 821 Воронкова О.Н.
Способы словообразования
1.Морфологический способ
2.Неморфологический способ
2
Способы словообразования
Морфологический способ
1.Приставочный
2.Суффиксальный
3.Приставочно- суффиксальный
4.Бессуффиксный
5.Сложение
2
Приставочный способ
-появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе приставки
пре опасный опасный
кое -кто кто
вы бежать бежать
2
Суффиксальный способ
-появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе суффикса
1.Желт ок желтый
2.Глаз аст ый глаз
3.Зелен е ть зеленый
2
Приставочно-
суффиксальный способ
-появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса
со курс ник курс
п ере нос иц а нос
в читать ся читать
Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» - не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» - не суффиксальный способ.
2
Бессуффиксный способ
-появление новых слов без добавления аффиксов ( суффиксов)
Заплыв заплыв а ть
Синь синий
Привал привал и ть
Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот)
2
Сложение
-образование новых слов путём соединения двух или более
= слов : вечнозеленый, диван-кровать
= корней : сенокос, ледоход
= частей слов : зарплата, пединститут
= букв : МГУ, МЧС, НТВ
= звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ
2
Словообразовательный анализ слов
При словообразовательном анализе нужно , прежде всего, определить, какой частью речи является данное слово , а затем- какую морфему прибавили последней , чтобы получилось это слово.
Помни! Если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным
способом.
Исследова ни е исследовать (суффиксальный способ образования)
ПРЕДУБЕЖДЕНН-ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ4.если в слове есть суффиксы–ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ
ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ
2
Образование наречий – суффиксальный способ
Большинство наречий образуются от прилагательных
Бесшумн о бесшумный
Нелегк о нелегкий
Бесстрашн о бесстрашный
!Подсказка : при определении способа образования наречий нельзя отбрасывать приставку.
2
Приставочный
1 . Если слово (местоимение или наречие) имеет приставки ни-, не, кое-
НИ КАКОЙ НИ КТО НЕ ГДЕ
КОЕ -ГДЕ, НЕ КТО НИ КАК
КОЕ -ЧТО НИ КОГДА НЕ СКОЛЬКО
2 . Если слово имеет приставку НЕ- и
без НЕ- употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ)
НЕ ПРАВДА (от ПРАВДА)
НЕ ВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ)
НЕ ЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ)
3 .Если в прилагательном можно отбросить приставку
За облачный ( от облачный)
бес страшный ( от страшный)
2
!ТолькоПРИСТАВОЧНЫЙ
3.Глаголы в основном образуются от глаголов с помощью разнообразных приставок: бежать – при бежать – у бежать – за бежать – вы бежать – от бежать - с бежать
Глаголы прошедшего времени тоже образованы приставочным способом (вспомним, что суффикс Л -формообразующий)
У видела – у видеть – видеть
под горел – под гореть - гореть
2
БЕССУФИКСНЫЙ
Короткиесуществительныес нулевым окончанием и без суффиксов ( первичное значение действия или признака, т.е. можно образовать глаголы или прилагательные)
(Чтобы определить способ,у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образованоприставочно-суффиксальным способом.)
Под-березов-ик .
В русском языке нет слова березовик,
или слова подберезовый.
2
Еще примеры:
при бреж н ый берег – нет слов
приберег или брежный
раз мечтать ся мечтать – нет слов размечтать или мечтаться
под окон ник окно – нет слов подокон
или оконник
По куп а ли – по куп а ть купить – нет слов купать(другое значение) или покуп
раз мышл я ли – раз мышл я ть мыслить – нет с лов размышл или мышлять.
2
Способ словообразования кратких прилагательных и причастий определяем по полной форме
Беспомощны (прил.) – беспомощный помощь ( приставочно- суффиксальный )