kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку по теме "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Род имён существительных.

Правило

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает  предмет  и отвечает на вопросы  кто?, что?

Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

 Изменяется по падежам, числам.

Бывают разными членами предложения.

Актуализация знаний.

«Знаю»

«Умею»

Определение рода имен существительных

 Распределите слова по строкам таблицы

Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.

nПианист: пианистка = солист - х_______

nГрек: гречанка = турок - х__________

nКупец: купчиха = пловец – х________

nАртист: артистка = машинист – х____

nОбозначьте суффикс, образующий новое слово.

nВ каком случае «уравнение» решить нельзя и почему? 

В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях

Определите род данных имён существительных?

Он или она? Мой или моя? 

Неясно.

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик злюка!

Какая девочка злюка!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку по теме "Род имен существительных" »

Род имён существительных. Подготовила: учитель русского языка и литературы Формагина Оксана Николаевна МКОУ «СОШ 13»

Род имён существительных.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Формагина Оксана Николаевна

МКОУ «СОШ 13»

Правило Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?  Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.  Изменяется по падежам, числам. Бывают разными членами предложения.

Правило

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?

Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Изменяется по падежам, числам.

Бывают разными членами предложения.

Актуализация знаний. «Знаю» «Умею» Женский род  Определять род существительных,  подставляю слова - помощники:  моя, мой, моё.  Мужской род  Средний род  Относится к постоянным признакам.

Актуализация знаний.

«Знаю»

«Умею»

Женский род

Определять род существительных,

подставляю

слова - помощники:

моя, мой, моё.

Мужской род

Средний род

Относится к постоянным признакам.

Распределите слова по строкам таблицы Мужской род Женский род Средний род Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое

Распределите слова по строкам таблицы

Мужской род

Женский род

Средний род

Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое

Лебедь, мышь,  картофель,  бандероль, тюль, фасоль,  рояль, шампунь,  овощ. Повторим определение рода имён существительных. Род имён существительных  Запишите  существительные, укажите,  к какому роду они относятся. Женский род На  -а(-я) и  мягкий согласный Мужской род На согласный,  редко на –а(-я) Средний род На –о(-е)

Лебедь, мышь,

картофель,

бандероль,

тюль, фасоль,

рояль, шампунь,

овощ.

Повторим определение рода имён существительных.

Род имён

существительных

Запишите

существительные,

укажите,

к какому роду

они относятся.

Женский род

На  -а(-я) и

мягкий

согласный

Мужской род

На согласный, 

редко на –а(-я)

Средний род

На –о(-е)

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. солистка Пианист: пианистка = солист - х_______ Грек: гречанка = турок - х__________ Купец: купчиха = пловец – х________ Артист: артистка = машинист – х____ Обозначьте суффикс, образующий новое слово. В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему? турчанка  пловчиха – разгов. машинистка  В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.

солистка

  • Пианист: пианистка = солист - х_______
  • Грек: гречанка = турок - х__________
  • Купец: купчиха = пловец – х________
  • Артист: артистка = машинист – х____
  • Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
  • В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

турчанка

пловчиха – разгов.

машинистка

В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? Неясно . Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка!

Определите род данных имён существительных?

Он или она? Мой или моя?

Неясно .

Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик злюка!

Какая девочка злюка!

Всегда ли легко определить род? Женский род Мужской род Мозоль вуаль  туфля Средний род Тюль лебедь шампунь Какао повидло Запомните! Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао   – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком».

Всегда ли легко определить род?

Женский род

Мужской род

Мозоль

вуаль

туфля

Средний род

Тюль

лебедь шампунь

Какао повидло

Запомните!

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао   – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком».

«Третий лишний».

«Третий лишний».

  • Молодёжь, картофель, путь.
  • Неряха, туфля, ветчина.
  • Самостоятельно составьте цепочку слов на изучаемое правило.
Упражнение № 500, 501.

Упражнение № 500, 501.

Род склоняемых имен существительных. Как мы определяем и выражаем род существительного? На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: а) формы прилагательного: большой  стол , красная  ручка , широкое  окно ; б) формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ; б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ; в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце . Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Род склоняемых имен существительных.

Как мы определяем и выражаем род существительного?

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:

а) формы прилагательного: большой стол , красная ручка , широкое окно ;

б) формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык.

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце .

Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Исправьте ошибки. Подберите пару. Мужской род Женский род Бык Бычиха Петух Петушиха Баран Баранка Слон Волк Слоныня  Волкушка Стул Стулка корова  курица  овца слониха  волчица Табуретка    Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова .

Исправьте ошибки. Подберите пару.

Мужской род

Женский род

Бык

Бычиха

Петух

Петушиха

Баран

Баранка

Слон

Волк

Слоныня

Волкушка

Стул

Стулка

корова

курица

овца

слониха

волчица

Табуретка

Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова .

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке.

  • Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -
  • 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
  • 2. Сможешь ли ты  определить род имен существительных?
  • 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
  • 4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
  • 5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
  • - У кого 4 +? Молодцы.
  • У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Домашнее задание. Параграф-94,  упражнение № 505.

Домашнее задание.

Параграф-94, упражнение № 505.

Использованные материалы.

Использованные материалы.

  • Влодавская Е. А. Дидактические материалы. 5 класс. 2011
  • http://www.tsengtours.com/files/rod-nesklonyaemyih-suschestvitelnyih-v-6-klasse.html
  • http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u12.htm
  • http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/023-Molodtsy.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация по русскому языку по теме "Род имен существительных"

Автор: Формагина Оксана Николаевна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка " Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "145210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418875046"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок русского языка в 5 классе на тему "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_rod_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "630572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1682787726"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Род имен существительных. "
    ["seo_title"] => string(31) "rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420734413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства