Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 10 классе с углубленным изучением предмета как обобщение материала по теме "Лексика" или на внеклассном занятии. Здесь собраны интересные для учащихся упражнения по повторению омографов, омофонов и омоформ, паранимов и фразеологических оборотов, в употреблении которых учащиеся часто испытывают затруднения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лексические нормы" »
Как вы понимаете разные значения данных ниже слов? Докажите это одним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения слова. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2: если у слова два омонима, запишите еще и цифру 3.
Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и подтвердите правильность написания.
омоформы — совпадение только отдельной формы слов: лечу(отлечить) — лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) — мой (повелит, наклонение от глагола мыть);
омофоны — так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) Серый волк в густомлесувстретил рыжуюлису (С.Maршак):
омографы — графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): поем — поём; полет — полёт;атлас — атлас.
Омонимы, омоформы, омофоны нередко используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах для создания яркого образа.
Прочитайте и укажите, на чем построена игра слов в следующие примерах:
1) ...И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
2) Собирался приехать к вам, да дорога дорога.
3) Вечно властен, вечно молод
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
4) Ваши принципы просты.
Вы очень любите остроты,
Но вы боитесь остроты.
Выберите паронимы, необходимые в данных контекстах. Объясните свой выбор.
1. Он не любил работать и вел (праздничный — праздный) образ жизни. 2.(Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Всё лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 4. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 5. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 6. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины .
Используя свойства паронимов и многозначных слов, составьте каламбуры.
Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
Тест.
Задания, проверяющие владение лексическими нормами:
1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?
1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.
4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.
2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом pa згребал на дворе снег.
2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4) "Вот мы и приехали домой", - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЕ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.
2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.
3) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
4. В каком предложении вместо снова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?
1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра с три.
2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.
3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.
4) В нем горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.
5. Значение какого слова определено неверно?
1) СУВЕНИР - подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.
2) ТОРЕЦ - боковая сторона дома.
3) УНИКАЛЬНЫЙ - редкий, единственный в своём роде.
4) ЗАУРЯДНЫЙ - приметный, обращающий на себя внимание.
6. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?
1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.
2) Малышей … потеплее.
3) Дедушка взял газету и … очки.
4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.
7. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?
1)успешными
2) преуспевающими
3) удачными
4) плодотворными.
Ответы:
I: 4.Предоставить используется в значении "дать, отдать что-либо в чьё-то распоряжение, разрешить кому-либо сделать что-то, обеспечить кого-либо чем-то", предоставить возможность, предоставить средства, предоставить (кому) выбирать способ
2: 1. Будний - относительное прилагательное, антоним слова выходной (день), будничный - качественное прилагательное, близкое по значению словам повседневный, обычный, непарадный, рутинный.
3:3. Враждебный - качественное прилагательное, синоним слов неприязненный, недружелюбный; вражеский — относительное прилагательное, означающее принадлежащий к лагерю врагов.
4: 2. Относительное прилагательное взрывчатый, в отличие от прилагательного взрывной, указывает на химический состав вещества.
5: 4. Заурядный означает обыкновенный, ничем не выделяющийся.
6: 2. Глагол одеть употребляется в конструкции одеть кого (+ как, во что), надеть - в конструкции надеть что (на кого)
7: 2. Остальные прилагательные (в том числе и успешный), по нормам литературного языка, не сочетаются с одушевлёнными существительными.
Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов. Исправьте и перепишите.
1). Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. 2) Этот роман сыграл большое воспитательное значение.3) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 4) Базаров заявляет, что песня Николая Петровича уже пропета. 5) Известие о приезде ревизор а привело городничего в тупик. 6) Члены бригады, занявшей первенство, были награждены ценными подарками. 7) В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам.