Данная презентация выполнена в форме исследования по теме "Главные члены предложения". Есть гипотеза: в жизни мы общаемся, чаще пользуясь простыми предложениями. Их же легче придумать, если нужно писать сочинение или изложение. У предложения, как и у каждого явления есть своя основа, то , без чего предложение не может существовать.В подлежащем и сказуемом заключена главная, основная информация речи. Определена и цель исследования: выяснить, Что такое грамматическая основа предложения?
По каким признакам можно выделить грамматическую основу предложения?
Какие существуют способы выражения главных членов предложения? В презентации используются теоретические материалы и примеры из художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Главные члены предложения" »
Тема исследования « ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Авторы: ученики 8 класса МКОУ «Бражниковская СОШ»
Гипотеза
В жизни мы общаемся, чаще пользуясь простыми предложениями. Их же легче придумать, если нужно писать сочинение или изложение. У предложения, как и у каждого явления есть своя основа, то , без чего предложение не может существовать.
« В подлежащем и сказуемом заключена главная, основная информация речи».
Цель исследования:
Выяснить:
Что такое грамматическая основа предложения?
По каким признакам можно выделить грамматическую основу предложения?
Какие существуют способы выражения главных членов предложения?
Что для этого нужно сделать?
Изучение материала учебника
Составление таблиц «Подлежащее», «Сказуемое»
Подбор примеров из художественной литературы.
По каким признакам можно выделить грамматическую основу предложения?
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое.
Чтобы выделить грамматическую основу, нужно найти подлежащее и сказуемое. А как это сделать?
Способы выражения подлежащего:
Подлежащее называет предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Подлежащее всегда стоит в Именительном падеже.
Может быть выражено:
Существительным: Солнцеярко сияло.
Местоимением: Мыехали по широкому лугу.
Прилагательным: Во время детского чаябольшиесидели на балконе.
Причастием: Присутствующиеговорили о разных предметах.
Числительным: Десятьделится на два.
Наречием: Завтране будет похоже на сегодня.
Междометием: Далече грянулоура.
Неопределенной формой глагола: Учитьсявсегда пригодиться.
Синтаксически неделимым словосочетанием :Анютины глазкиросли у крыльца.
Сказуемое – это главный член предложения, который согласуется
с подлежащим, обозначает действие или состояние предмета.
Способы выражения сказуемого
Простое
глагольное сказуемое
Составное
глагольное сказуемое
Выражено одним глаголом в форме одного из наклонений:
Ужепроснулисьпевчие птицы
Составное
именное сказуемое
Состоит из вспомогательно-
го глагола и неопределённой формы глагола:
Скрипачначал играть.
Состоит из глагола-связки и именной части:
Дворецказался островомпечальным
Примеры из художественной литературы
Танцующие теснились и толкали друг друга. (Куприн)
Был уже полдень, когда мы возвратились в Степанчиково. (Достоевский)
Я лошадей кормить буду. (Гайдар)
Молодой Дубровский хотел заняться делами.(Пушкин)
Я был готов любить весь мир. (Лермонтов)
Наталья Алексеевна была молодым врачом. (Фадеев)
Разговор час от часу делался щумнее. (Пушкин)
Выводы (по целям)
Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее всегда стоит в форме именительного падежа
Существуют простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое
Информационные ресурсы
Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед./ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,-М.: Просвещение, 2008.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2006.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-М.: ВАКО, 2010.-176 с.- (В помощь школьному учителю).
Спасибо за работу!
Желаем вам творческих успехов
при овладении «великим и могучим» русским языком!
С уважением учащиеся 8 класса
МКОУ «Бражниковская средняя
общеобразовательная школа»
и учитель русского языка и литературы Алымова Т.Д.