Данная презентация была подготовлена к уроку по теме Антонимы в 5 классе с целью наглядного представления всех этапов урока. Она включает различные упражнения, способствующие успешному усвоению новых знаний, формированию навыков использования в речи антонимов, нестандартного подхода к языковым явлениям.
Просмотр содержимого документа
«Презентация Антонимы»
Антонимы
Учитель:Шининова Т.А.
Если друг не смеется,
Ты включи ему Солнце,
Ты включи ему Звезды –
это просто!
Ты исправь ошибку,
превращая в улыбку
Все грустинки и слезы,
это просто!
Дерево по имени Лексикология . Назовите его плоды .
Гиппопотам
Бегемот
Кран подъемный
Кран водопровод
ный
К каким рисункам у вас не нашлось объяснения? Почему?
На чем строятся пары слов-надписей, комментирующих эти и следующие
рисунки?
старый
молодой
зима
лето
Антонимы ( от греч. anti – «против», onyma – «имя»)
Антонимы – это слова
с противоположным значением
одной и той же части речи
Назовите антонимы
а … .
Корень ученья горек,
а … .
Работа в паре. Допишите пословицы и поговорки. Подчеркните антонимы.
Доброе слово дом построит,
а … .
Ученье - свет,
а … .
Труд человека кормит,
а … .
Человек от лени болеет,
Отгадайте загадки. Выпишите антонимические пары в тетради.
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это … .
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … .
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня … .
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь … .
Подберите рифмы к данным словам. Что вы получили?
Скажу я слово: хорошо, А ты ответишь: … . Скажу я слово: великан , А ты ответишь: … .
П. Создайте рифмы, используя антонимичес кие пары: Скажу я слово: … , А ты ответишь: … . Скажу я слово: … , А ты кричи: …
ФИЗМИНУТКА
Работа в группе. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются данные антонимические пары 1группа 2группа 3группа
посеешь - пожнешь
дело-потеха
легко - трудно
летом - зимой
свет - тьма
больше - меньше
Как вы исправите ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар ?
Умный – глупец,
доброта – недобрый,
книга – тетрадь,
подниматься – спуск.
Работа в группе. Исправьте лексические недочеты, взятые из сочинений учащихся .
1 группа: Герасим был хороший, а барыня жестокая. 2 группа: Эта речка не широкая, а мелкая. 3 группа: Царевна была добрая, а царица плохая.
Подберите и запишите синонимы и антонимы к данным словам. К какой части речи будут относиться эти слова?
Добрый, прекрасный, честный, веселый.
Что такое антонимы?
Подведем итоги
Какие части речи могут выступать
в роли антонимов?
Что нужно учитывать при подборе
антонимов?
Какова роль антонимов в речи?
Рефлексия
Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение…
Домашнее задание :
Придумать и записать загадки с использованием антонимов; параграф 10.