kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы смысловой связи в задании 27 по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются приемы смысловой связи при написании сочинения в формате ЕГЭ, даются примеры  комментариев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы смысловой связи в задании 27 по русскому языку»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Ульяновска " Лицей при УлГТУ  №45". Приёмы  смысловой связи в задании 27 ЕГЭ по русскому языку. Баранкова Н.Н., учитель русского языка и  литературы

Ульяновск,2021

В сочинении по исходному тексту самым трудным для учащихся является написание комментария (к.- 2). Многие старшеклассники формально подходят к определению связи между  примерами- иллюстрациями , указывая , что " примеры дополняют друг друга..." Такие ответы являются "пустыми", оцениваются 0 баллов.

Надо, чтобы учащиеся знали различные приёмы связи между аргументами и  могли анализировать эту связь; необходимо,  чтобы дети оперировали этими понятиями и умело пользовались ими в своём сочинении. Об этом и пойдёт речь в данной работе.

  • Знакомим учащихся с приёмами.
  • Учим находить приёмы, которые использует автор, показываем, с какой целью  он их применяет; учим находить примеры, иллюстрирующие эти приёмы.
  • Начинаем работу с текстами, где есть противопоставление ( пишем сочинения по нескольким текстам ), потом работаем с другими текстами, где есть сопоставление, аналогия и другие приёмы.

Показываю далее образцы того, как может выглядеть в сочинении комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, как можно  собрать рабочие материалы к тексту, сгруппировать их.  Всё взято из работ учащихся. Возможно, они не совсем совершенны, но у нас ещё есть время, чтоб  научиться делать всё лучше.

+++ Перед написанием сочинения, конечно же, проводится аналитическая беседа, в ходе которой

  • определяются место, время действия, о которых идёт  речь в тексте;
  • называются герои (персонажи);
  • определяется проблема;
  • обсуждаются возможные варианты подбора двух примеров  к одной проблеме; подбираются 2 примера, устанавливается и анализируется смысловая связь между ними;
  • определяется  авторская позиция;
  • даётся согласие/ несогласие с ней, приводится развёрнутое  рассуждение (со своим примером или без него), доказывающее это согласие/ несогласие.

+++ Критерии оценивания К.- 2 даны в материалах ФИПИ, их можно  найти в пособии И.П. Цыбулько ( ЕГЭ- 22, 36 вариантов).

Здесь коротко.

  • 1 пример- 1 балл.
  • Пояснение к 1 примеру- 1 балл.
  • 2 пример- 1 балл.
  • Пояснение ко 2 примеру- 1 балл.
  • Указание на смысловую

связь и анализ её - 2 балла.

ВСЕГО: 6 баллов за комментарий.

Приёмы, лежащие в основе смысловой связи Приём Ключевой вопрос 1.Приём противопоставления Что чему противопоставлено, то есть что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО) 2. Приём сопоставления С чем это сравнивается? Что с чем сопоставляется? 3. Приём определения Что означает это слово? 4.Приём указания на следствие Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? 5. Приём аналогии На что это похоже? 6. Приём выделения Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? 7.Приём объяснения Почему? Чем это можно объяснить? 8.Приём подтверждения Как это подтверждается автором? 9. Приём детализации Какие детали позволяют раскрыть проблему?

Приёмы, лежащие в основе смысловой связи

Приём

Ключевой вопрос

1.Приём противопоставления

Что чему противопоставлено, то есть что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО)

2. Приём сопоставления

С чем это сравнивается?

Что с чем сопоставляется?

3. Приём определения

Что означает это слово?

4.Приём указания на следствие

Каковы причины явления и что из этого следует?

Как это может сказаться на… ?

Из чего это следует? Что с этим связано?

5. Приём аналогии

На что это похоже?

6. Приём выделения

Что здесь главное?

Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?

7.Приём объяснения

Почему? Чем это можно объяснить?

8.Приём подтверждения

Как это подтверждается автором?

9. Приём детализации

Какие детали позволяют раскрыть проблему?

Советы учащимся.

  • 1. Самый лёгкий для написания приём – это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы. Поэтому, после того как прочитаете текст, посмотрите, есть ли в нём противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и т.д.). Если есть, то пишите комментарий к проблеме, основываясь на приёме противопоставления (мужество // трусость; роскошь // бедность и т.п.)
  • 2. Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления: сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия?
  • 3. Если этих приёмов нет, смотрите приёмы подтверждения, выделения, причинно-следственную связь. Думайте, как вы будете строить свой комментарий к проблеме.
  • 4. Потом, если не нашли вышеуказанных приёмов, попробуйте при внимательном чтении текста найти детали. Не забывайте, что не всё, о чём пишет автор, является деталью.

Запомните: приём, лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен «падать с потолка». Указания на него вы должны сделать в комментарии к проблеме.

ЕГЭ- 2021.   ТЕКСТ 1 ПО В.В. Корчагину  «Утро следующего дня...» ( Про шоколад)

ЕГЭ- 2021. 

ТЕКСТ 1 ПО В.В. Корчагину «Утро следующего дня...»

( Про шоколад)

ЕГЭ- 2021.  ТЕКСТ ПО В.В.Корчагину " Утро следующего дня..."( Про шоколад)

Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. Все тело у нее болело. Сильная тошнота подступала к горлу.

Наташа стиснула зубы:

«Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. Он даже насвистывал что-то. Почему же у нее так кружится голова?

Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. К ней подошел Андрей Иванович.

Что, Наточка, тяжело?

Он сел возле нее.

Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. Видно было, что и он еле поднялся.

Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.

Ничего, Андрей Иванович. Я еще могу идти…

Надо идти, Наташенька. — Он помог ей подняться. — Еще немного. А сегодня… Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.

Он отыскал глазами Валерия.

Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. Вынь-ка одну плитку. Все мы очень ослабли…

Что вы, Андрей Иванович! Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.

Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. Одну плитку давайте разделим сейчас.

Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — Вы же мужчина! Стыдитесь! Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. Я мальчишка и то…

Геолог побледнел.

Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели.

Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — Ах, вот как! Это другое дело. Что ж… Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак, — сказал он вызывающим тоном. — Но шоколад останется неприкосновенным!

Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.

Стой!! — закричал он.

Валерий остановился. Геолог подошел к нему.

Снимай рюкзак!

Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.

Что?.. Что вы думаете?..

Андрей Иванович взялся за его рюкзак.

Не дам! — рванулся Валерий.

Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.

Лицо его сделалось страшным. Правая рука сжалась в кулак. Валерий дрожащими руками снял рюкзак. Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.

Ну что? Что смотрите! Может, и мораль начнете еще читать? А мне наплевать на вас! Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. — Я моложе вас! Я имею больше прав на жизнь! Я… — И вдруг голос его осекся. Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.

А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.

Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.

Наташа словно оцепенела. Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. Валерий не мог этого сделать! Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…

Но этого человека уже не было. Перед ней лежала на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.

Приём антитезы ( контраста). ТЕКСТ –1 Собирание материала к комментарию.  Работа ученицы 11 класса.   Смысловая связь ( противопоставление). Используя приём антитезы, автор приводит нас к мысли о том, что неподобающее поведение человека  всегда ( и , как правило, в критической ситуации) приводит к пагубным последствиям: оно  скажется на изменении людей к этому подлецу,  эгоисту ,  на самом человеке,  совершившем плохой поступок. И наоборот: достойное поведение  людей  с твердыми понятиями о чести   высветит их лучшие качества, вызовет уважение других ,  придаст силы тем, кто  рядом, заставит подражать.

Приём антитезы ( контраста).

ТЕКСТ –1

Собирание материала к комментарию. Работа ученицы 11 класса.

Смысловая связь ( противопоставление).

Используя приём антитезы, автор приводит нас к мысли о том, что неподобающее поведение человека  всегда ( и , как правило, в критической ситуации) приводит к пагубным последствиям: оно  скажется на изменении людей к этому подлецу,  эгоисту ,  на самом человеке,  совершившем плохой поступок. И наоборот: достойное поведение  людей  с твердыми понятиями о чести   высветит их лучшие качества, вызовет уважение других ,  придаст силы тем, кто рядом, заставит подражать.

ПРИЁМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ  (Комментарий )

ПРИЁМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ (Комментарий )

ЕГЭ - 2015.  Текст 2 по В.А. Солоухину

ЕГЭ - 2015. Текст 2 по В.А. Солоухину "Каждый день перепрыскивали дожди..." ( Про выхухоль)

ЕГЭ - 2015. Текст по В.А. Солоухину "Каждый день перепрыскивали дожди...". ( Про выхухоль)

1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, на том берегу, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

Приём аналогии

( На что это похоже?)

(Комментарий)

Что такое материнская любовь и в чём она проявляется? Именно над этим размышляет В.А.Солоухин. Докажу это примерами.

  • Рассказчик , от лица которого ведётся повествование, говорит о ситуации, свидетелем которой стал.  Прогуливаясь по берегу во время разлива реки, он увидел выхухоль, которая спасала из ямки, полной воды, своих крохотных, беспомощных детёнышей. Они были слабенькие, слепые.  Могли погибнуть: вода была везде. Глядя на действия матери, рассказчик восхитился её мужеством.  В обычное время " осторожный, крайне пугливый " зверёк боится человека, а тут и страха словно не было. Течение сносило выхухоль,   но она    вновь и вновь  возвращалась к копытцу,  с которым её держала "невидимая связь".  Вывод делает сам автор. Он пишет, что "это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть , ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно... "
  • Поведение выхухоли восхитило рассказчика. Он не стал " мешать матери делать своё извечное дело- спасать детей".  Стал думать о том, что у него тоже есть дети. Он стал представлять , с чем можно сравнить это бедствие,  которое по масштабу и ужасу было бы сопоставимо с наводнением.  И понял: с войной, когда детей надо спасать, "тащить из опасного места в безопасное", когда, возможно, только жертвуя собой, можно сохранить детям жизнь.  Он даже представил, как он мог бы действовать... Этот пример убеждает нас в том, что всё  так и есть, как пишет автор. Когда дети находятся в опасной ситуации, они всегда нуждаются в защите. А кто их спасёт? Мать,  отец...
  • Примеры тесно связаны.  Используя приём аналогии, автор показывает, что в подобных ситуациях, когда дети  в  беде,  любая мать , любой отец будут спасать своих детей. Возможно, это будет связано с риском для жизни родителей, с самопожертвованием, но матери (отцы) не остановятся,  не пощадят себя. Ими всегда  будет руководить чувство любви к детям .

Приём детализации. (Комментарий)

Что такое материнская( родительская)  любовь и в чём  она проявляется?   Об этом рассуждает В.А. Солоухин. Докажу правильность своего суждения примерами.

  • В тексте рассказывается о том, как выхухоль спасала своих детёнышей во время наводнения,  чем восхитился рассказчик.  Писатель в деталях описывает действия матери. Вот он пишет, что в обычное время это " крайне пугливый  и  осторожный" зверёк,  но, встретившись взглядом с человеком, выхухоль не испугалась: она , цепляясь за кусты, " судорожно и непрерывно загребая " лапками, постоянно возвращалась к коровьему копытцу, наполненному водой, - к копытцу, в котором могли погибнуть её дети, маленькие, крохотные.  Выхухоль постоянно глядела на человека : не только от воды ждала она опасности, но, очевидно, и от него. Выхухоль рисковала своей жизнью ( "течение сносило её"), но она не бросала детей: " невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке". Автор отмечает, что, как любая мать, выхухоль делала своё дело- не давала погибнуть детёнышам, спасала их , что все  её действия были продиктованы  материнским  инстинктом. Далее  автор( он же рассказчик) нашёл общее в ситуации ,  которую  увидел,  и в таком тяжком бедствии,  как война . Представил, как вёл бы себя , если б  ему  пришлось спасать своих детей,  которые оказались бы в похожей ситуации, и понял , что его действия были бы подобными: он так же перетаскивал бы   детей из опасного места в безопасное- в одно, другое, третье. .. Размышления автора  показывают, что у всех матерей ( отцов) , от природы  ответственных  за  тех, кому дали жизнь ,  во время беды сработает  родительский инстинкт, что они всегда придут на помощь детям...
  • В этих двух примерах есть и детализация, и аналогия. И это позволило автору показать , в чём состоит родительская любовь, как поступают матери ( отцы) , когда детям грозит опасность. Всё похоже: и опасения родителей, и их мужественные действия...

ЕГЭ- 2021.  Текст 3 по Н.И. Батыгиной.  «На фотографии Иван Михайлович...»  ( Об Иване Михайловиче, об Алёше и о Володе) .

ЕГЭ- 2021. Текст 3 по Н.И. Батыгиной. «На фотографии Иван Михайлович...» ( Об Иване Михайловиче, об Алёше и о Володе) .

ЕГЭ- 2021. Текст по Н.И. Батыгиной. «На фотографии Иван Михайлович...» ( Об Иване Михайловиче, об Алёше и о Володе) .

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьёзным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу. (3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (5)И если кто-либо обращал внимание на неё, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше...» (6)Сам он после операции, мог лежать в постели три-четыре дня. (7)Остальные проводил в заботах о соседях. (8)Особенно много внимания он уделял Алёше — парнишке в большой гипсовой повязке. (9)Ухаживал за ним, как нянечка. (10)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальёт, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползёт. (11)Благодаря Ивану Михайловичу Алёша прямо-таки переродился. (12)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (13)Раньше такой общительности за ним не замечалось. (14)Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. (15)Постепенно и у других досада на болезнь начнёт сглаживаться.

(16)Все же пришёл тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. (17)На неё положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (18)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (19)Раздробленную голень пришлось ампутировать. (20)Иван Михайлович весь остаток ночи не сомкнул глаз.

(21)У нас пополнение... (22)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло... — нарушил тишину Иван Михайлович, поднимаясь со стула. (23)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (24)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (25)Алёша забыл поприветствовать меня. (26)А Володя словно застыл. (27)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (28)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым. (29)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (30)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжёлыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (31)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (32)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду...»

(33)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (34)Алёша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (35)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (36)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (37)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (38)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить. (39)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зелёной каемочкой (трогательный намёк на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

Что я Володе-то говорю. (40)Живой остался, вот и ладно. (41)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (42)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (43)Живи, говорю, да радуйся всему, что на белом свете есть. (44)Нечего горевать. (45)Что случилось, не воротишь. (46)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (47)Отдохнуть у нас можно. (48)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету...

(49)Иван Михайлович все верно говорит. (50)Он так много сделал для меня в эти тяжёлые дни... (51)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(52)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни, вечера, а может быть, и ночи. (53)Парень поверил в себя снова. (54)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем. (55)Когда я вспоминаю об Иване Михайловиче, то кажется, что и на мне, на моей жизни лежит отсвет его доброты и любви к людям.

Текст 3. Развёрнутый план.

п/п

Состояние, слова, поступки персонажей

1

Номера предложений из текста

Повествование ведётся от лица рассказчицы, у которой сохранилось фото Ивана Михайловича, пациента больницы, замечательного человека. Рассказчица вспоминает о нём с благодарностью, с почитанием, потому что Иван Михайлович имел дар: заботясь о послеоперационных больных ( соседях по палате), говоря в тяжёлые для них моменты важные и нужные слова, возвращал к жизни.

2.1

1,2

2.2

Мирное время. Пятиместная палата в больнице.

Иван Михайлович в заботах о соседях по палате.

2.3

" ...Алёша прямо- таки переродился. .."

6, 7, 8, 9, 10

11, 12, 13

В палату положили Володю.

*Страшная история его болезни.

*Реакция Ивана Михайловича на беду Володи.

*Реакция больных.

*Володя в первый день: " словно застыл"...

*Рассказчица вспоминает, как утешала Володю, как приводила примеры, схожие с его ситуацией, как призывала " собрать все силы".

*Реакция Володи на её слова. Еле слышно произнёс: " ...на протезе ходить буду"

3. 1.

16, 17, 18, 19

21, 22, 23

24, 25

26, 27

29, 30, 31

32

ПРОШЛО ВРЕМЯ.

*" В палате появились приметы восстановленного покоя".

*" Алёша снова начал произносить " доброе утро", и все обитатели палаты вторили ему"

3.2.

33

34

Иван Михайлович.

Завтрак : угощение ( " вкусные припасы"), салфетки ( как дома)- всё это " в честь окончательного появления у Володи радости жить".

3.3.

35, 36, 37, 38

*Слова, простые и мудрые, произнесённые Иваном Михайловичем.

* Ответ Володи : благодарность Ивану Михайловичу за всё ( не оставил в беде, поддерживал словом всё то время, пока Володя приходил в себя после осознания случившегося, ухаживал за Володей) .

4.

39- 48

49- 51

Хорошо, что есть такие отзывчивые люди, способные помочь врачам исцелить тяжёлых больных словом и конкретной помощью.

" Повезло " тем, кто в своей беде оказался рядом с Иваном Михайловичем.

Рассказчица: " Когда я вспоминаю об Иване Михайловиче, то кажется, что и на мне лежит отсвет его доброты и любви к людям".

Текст 3. Другая группировка материала. Состояние, слова, поступки персонажей  Номера предложений из текста 1.Иван Михайлович словом и делом помогает соседям по палате. Выводы автора (рассказчицы)  6- 10; 21- 21; 38- 48 2.1

Текст 3. Другая группировка материала.

Состояние, слова, поступки персонажей

Номера предложений из текста

1.Иван Михайлович словом и делом помогает соседям по палате.

Выводы автора (рассказчицы)

6- 10; 21- 21; 38- 48

2.1"Алёша прямо - таки переродился...".

Номера предложений из текста

11- 13; 25; 34

2.2 У Володи появилась радость жить.

(14)Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. (15)Постепенно и у других досада на болезнь начнёт сглаживаться.

16- 19; 26- 29; 31- 32; 49- 51

14,15

Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

52-55

Другой вариант подбора примеров-иллюстраций  из текста Н.И. Батыгиной. Можно написать  об Иване Михайловиче и о самом авторе  – враче-хирурге. Тогда связь можно проанализировать так:  «Чтобы убедить читателя в том, что в мире есть добрые люди, которые не оставят попавшего в беду человека, автор пишет и о своём отношении к Володе. Она, как и Иван Михайлович, пытается вдохнуть в моряка надежду, что не всё потеряно (предложение 29). Но,  сравнивая  свою поддержку с добрым словом героя, писатель удивляется человеколюбию пожилого человека и считает, что повезло тем, кто имел возможность в беде «оказаться рядом с Иваном Михайловичем».  В данном случае есть второй (первый был бы об Иване Михайловиче) пример-иллюстрация с пояснением и связь с её анализом.

Другой вариант подбора примеров-иллюстраций из текста Н.И. Батыгиной.

Можно написать  об Иване Михайловиче и о самом авторе  – враче-хирурге. Тогда связь можно проанализировать так:  «Чтобы убедить читателя в том, что в мире есть добрые люди, которые не оставят попавшего в беду человека, автор пишет и о своём отношении к Володе. Она, как и Иван Михайлович, пытается вдохнуть в моряка надежду, что не всё потеряно (предложение 29). Но,  сравнивая  свою поддержку с добрым словом героя, писатель удивляется человеколюбию пожилого человека и считает, что повезло тем, кто имел возможность в беде «оказаться рядом с Иваном Михайловичем».  В данном случае есть второй (первый был бы об Иване Михайловиче) пример-иллюстрация с пояснением и связь с её анализом.

Текст 3.Приём нахождения следствия. (Комментарий)

Какова сила человеческой доброты? Именно этот вопрос стоит в центре внимания Н. И. Батыгиной.

  • Автор раскрывает проблему через воспоминания рассказчицы о замечательном человеке- пациенте больницы Иване Михайловиче.  Он был отзывчивым, необыкновенно добрым.   Помогал всем соседям по палате, пока те после операции  не могли себя обслужить: то одеяло поправит, то грелку нальёт, то " чаем свежезаваренным напоит". За парнишкой Алёшей "  ухаживал, как нянечка". Своей добротой Иван Михайлович лечил и моряка Володю , которому ампутировали голень: сидел у его кровати, не ложился спать; подбирал нужные слова, беседуя с ним...         А ведь он сам ещё недавно  перенёс операцию и был не совсем здоров! Автор пишет, что доброта  сердечная , которая исходила от Ивана Михайловича, распространялась на всех соседей по палате. Эта доброта была в словах и поступках.
  • Н. И.Батыгина пишет, что следствием слов и дел Ивана Михайловича стало возвращение Алёши и Володи к жизни. Алёша  говорил всем " доброе . утро" , и обитатели палаты приветствовали друг друга этими словами. Володя благодарил Ивана Михайловича за то, что тот сделал для него    в  тяжелые  дни, что поддержал; обещал приехать к Ивану Михайловичу в город, если надумает жениться. Смотревший раньше в одну точку, он улыбался: "парень поверил в себя снова". Автор пишет, что благодаря Ивану Михайловичу  у всех  досада на болезнь начинала сглаживаться, что хорошо, что нашёлся  такой человек , который,  как и врачи, смог " умерить " людские страдания.
  • В первый пример я отобрала факты, говорящие о  том, как поддерживал Иван Михайлович своих соседей по палате, а во второй-  то, что за этим последовало. Мы  увидели , что человеческая доброта творит чудеса, что она ведёт  к исцелению людей. Автор пишет, что благодаря Ивану Михайловичу люди справлялись  со  своими бедами,  смахивали с себя удручённое состояние,  отчаяние ,  могли на сложившиеся обстоятельства смотреть по- другому- не так, как в первое время после операции. ." Отсвет ... доброты  и любви к людям" , как  говорит рассказчица , лежит на всех, кто  знал  Ивана Михайловича. Этим людям повезло, что с ними рядом оказался человек, который относился к ним , словно они были ему близкими и родными людьми....

ЕГЭ - 2010.  Текст 4 по А. Н. Кузнецову.   «Есть животные, которые не могут слышать...»  ( Об Ульяне Громовой).

ЕГЭ - 2010. Текст 4 по А. Н. Кузнецову.  «Есть животные, которые не могут слышать...» ( Об Ульяне Громовой).

ЕГЭ - 2010. Текст по А. Н. Кузнецову.  " Есть животные, которые не могут слышать...". ( Об Ульяне Громовой)

(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью - ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах..». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага, если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)Затем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.

(8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного.. (13)Отсюда вывод: девушка - типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть.. (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого.. (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.

Приём определения понятия. ( Комментарий)

Какого человека можно считать истинным  патриотом  Родины? Именно над этим размышляет участник Великой Отечественной войны А. Н. Кузнецов.  Докажу правильность своего суждения примерами.

  • Писатель анализирует статью из одной столичной газеты, где автор пишет, что патриотизм " свойственен лишь натурам серым, примитивным , недостаточно развитым." В статье приведен пример- выдержки из прощального письма Ульяны Громовой,  одного из руководителей " Молодой гвардии". Автор, как  пишет А.Н .Кузнецов, нашёл в письме, которое  дошло до родных Ульяны, пунктуационные и орфографические ошибки. И он сделал вывод, " что девушка -... троечница, а потому легко , без  сожалений пошла на смерть". Этот факт привёл автора статьи  к такому  выводу: " героическая самоотверженность  порождена не  благородством,  как это принято думать, а неразвитостью личностного начала". Фронтовика возмутило подобное толкование патриотизма и героизма, и он даёт своё понимание этих понятий, при этом  приводит  и свои неопровержимые доказательства.  А. Н. Кузнецов говорит,   что подобные писаки  есть "духовные калеки", как их назвал когда- то Ф. И. Тютчев.: " они не видят и не слышат, живут ...как впотьмах".  Они сами не доросли до понимания  сути патриотизма, не воевали, не рисковали своей жизнью   на войне, а сами судят тех,  кто жизнь за Родину отдал, и ещё навязывают свою точку зрения другим. Имеют ли они на это право? Нет!   Автор исходного текста   пишет:  " Если  о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали   морские скаты, коченеющие в кромешной темноте вечной подводной ночи"...
  • А.Н. Кузнецов формулирует совершенно другое мнение о патриотизме.    Он говорит, что то, что совершили комсомольцы ( Ульяна Громова и другие молодогвардейцы), - это и есть героизм, это и есть проявление любви к родине:  молодые, почти дети , они вступили в схватку с жестоким врагом, погибли, никого не предав  . Они внесли свой вклад в общую победу , отдав  свои жизни за родину , - только так можно было одолеть врага. И это ли не патриотизм? Подвиг Ульяны Громовой и других героев  " рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной". Чувство родины, заключает автор, свойственно людям с рождения,    это  чувство инстинктивное.  К сожалению , оно неведомо писаке..
  • Что дают эти примеры- иллюстрации? Какая между ними связь? Разные взгляды , представленные в них, дают нам понять логику размышлений фронтовика А. Н. Кузнецова,  убеждают нас в том, что он прав, давая развёрнутое определение сути патриотизма и  критериев героического. И не должны вещать о патриотизме люди,  ничего в этом не понимающие,   потому что они подобны скатам,  живущим во тьме, а судят о ярком свете...

Приложение.

Толкование некоторых понятий

  • Значение слова «аналогия»
  • АНАЛО́ГИЯ , -и,  ж.

1.  Сходство в каком-л. отношении между предметами или явлениями.  Полная аналогия. Частичная аналогия.

2.   Лог.  Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.  Метод аналогии. Исторические аналогии. При помощи аналогии. [Греч. ’αναλογία]

Источник (печатная версия):  Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;  (электронная версия):  Фундаментальная электронная библиотека

  • Анало́гия (др.-греч. ἀναλογία — пропорция, соответствие, соразмерность) — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения, например:

Источник:  Википедия

  • Значение слова «противопоставление»
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕ́НИЕ , -я,  ср.   Действие по знач. глаг.   противопоставить — противопоставлять .  Основная тема европейской и русской литературы XIX столетия — личность в ее противопоставлении обществу, государству, природе.  М. Горький, Советская литература.

Источник (печатная версия):  Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;  (электронная версия):  Фундаментальная электронная библиотека

  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕ'НИЕ , я,  мн.  нет,  ср.  (книжн.).  Действие по глаг.   противопоставить - противопоставлять .

Источник:  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);  (электронная версия):  Фундаментальная электронная библиотека

  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕ́НИЕ

1. действие по значению гл.  противопоставлять ;  сопоставление , сравнение каких-либо объектов с целью указать на их несходство, противоположность ◆ Любой элемент языка (например, грамматический показатель глагола) характеризуется не столько тем, что он выражает сам по себе (т. е. своим «значением», или «семантикой»), сколько тем, что он выражает в системе  противопоставлений  другим элементам (например, другим грамматическим показателям глагола в этом языке), т. е. своим местом в системе («ценностью», или «значимостью»).  В. А. Плунгян, «Проблемы грамматического значения в современных морфологических теориях (обзор)», 1999 г. (цитата из  НКРЯ )

2.  выдвижение  какого-либо объекта в качестве равного другому, замещающего или превосходящего другой (по своим свойствам, достоинству)

Источник:  Викисловарь

Приложение.   Толкование некоторых понятий

Приложение.

Толкование некоторых понятий

Приложение.   Толкование некоторых понятий Значение слова «следствие» СЛЕ́ДСТВИЕ 1 , -я,  ср.  То, что вытекает, следует из чего-л., вывод или результат, последствие.  Но какое же следствие выведу я из всего сказанного мною об этом журнале?  Белинский, Ничто о ничем…  Болезнь мужика была следствием падения и ушиба.  Григорович, Переселенцы. Источник:  Википедия Следствие (логика) — вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений. Синонимы к слову «сопоставление» аналогия   параллель   

Приложение.

Толкование некоторых понятий

Значение слова «следствие»

  • СЛЕ́ДСТВИЕ 1 , -я,  ср.  То, что вытекает, следует из чего-л., вывод или результат, последствие.  Но какое же следствие выведу я из всего сказанного мною об этом журнале?  Белинский, Ничто о ничем…  Болезнь мужика была следствием падения и ушиба.  Григорович, Переселенцы.
  • Источник:  Википедия
  • Следствие (логика) — вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений.

Синонимы к слову «сопоставление» аналогия

параллель

 

Приложение.

2 ) Из материалов Суязовой Ирины Анатольевны.

Исходный текст

Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы. Не стану по примеру некоторых специалистов этого рода литературы опровергать видного критика и теоретика советской литературы, немало сделавшего и для осмысления военной прозы: вполне возможно, он прав. Как и всякое живое дело, военная проза в своём развитии не может избежать определённых спадов. Но вряд ли когда-либо померкнут в её сокровищнице замечательные по мастерству и правдивости произведения, принадлежащие перу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Константина Симонова, Владимира Богомолова, Константина Воробьёва, Юрия Гончарова, Евгения Носова, Сергея Крутилина и других. Написанные, казалось бы, об одном и том же, о человеке на войне, эти произведения несут в себе неиссякаемое разнообразие — жанровое, тематическое, стилевое, различие личностно-авторского отношения к войне и её непростым проблемам. Но, разумеется, самое ценное в них — правда пережитого, достоверность подробностей и психологии, неизменность гуманистического отношения к человеку самой трудной судьбы — солдату на самой большой и самой кровавой войне.

О войне написано много во всех жанрах литературы, на 77 языках народов нашей страны, разумеется, с различной степенью мастерства, умельства, талантливости. Что до меня как читателя (да, я думаю, и до большинства читателей, воевавших и невоевавших), то, может быть, для нас дороже всего в этих книгах не мастерство изложения, не красочность слога, но — правда. 3а тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам её жертв, так и по отношению к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление. Что касается читателя, то ему интересно знать всё: от переживаний солдата в передовом окопе до работы крупных штабов и ставки по руководству войсками. Литература многое сделала для раскрытия психологии рядового бойца и младшего офицера переднего края, но по причине отсутствия прежде всего личного опыта у её авторов она оказалась некомпетентной до всего, что касается крупных штабов, объединений, ставки. Этот пробел в значительной мере восполняют военные мемуары, принадлежащие перу генералов, крупных военачальников, у которых немало честных и хороших книг. Но немало также и таких, где фактическая сторона изложения воспринимается с большим сомнением, где, как писал недавно Виктор Астафьев, «проступает явное враньё». В самом деле, часто трудно добраться до сути через аккуратный штакетник1 округлых стереотипных фраз или задним числом сочинённых подробностей, заимствованных из фронтовой печати тривиальных примеров и бесконечных страниц разговоров.

Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, особенно о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. Но когда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, всё те же разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах бывшего наркома обороны, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? Из каких документов, по чьим свидетельствам? Ах, это авторский домысел, стало быть, сочинённость, выдумка, но тогда, извините, тогда мне это неинтересно.

Кому нужна эта художественность, ради которой попирается главное и, может, единственное достоинство этого рода литературы — правда. Тем более что у нас есть и примеры другого рода, замечательные примеры высокого документализма и самой высокой гражданственности. 3десь уместно вспомнить творчество, да и всю жизнь незабвенного Сергея Сергеевича Смирнова. Его книги способны стать образцом, примером для подражания последующих поколений писателей-документалистов. Или же «Блокадная книга» Адамовича и Гранина, где всё — факт, жизнь, судьба, уже принадлежащие истории. Трагической странице нашей с вами истории.

Тот же Виктор Астафьев писал недавно: «Думаю, всё лучшее в литературе о войне создано теми, кто воевал на передовой». В общем, это справедливо, хотя я бы не стал утверждать столь категорично, соглашаясь, однако, с той частью его утверждения, что личный опыт войны здесь незаменим. Вся беда литературы второго сорта как раз и заключается в отсутствии определённого личного опыта у одних авторов и в попрании этого опыта теми, у кого он есть, в уходе за его пределы, я бы сказал, за пределы какого бы то ни было опыта в область сочинительства, приблизительности и — неправды. И потому такая литература, с каким бы изяществом она ни была создана, неприемлема по своей сути: она не прибавляет ничего к познанию и осмыслению духа войны, а уводит читателя в область мифов, ортодоксии и домыслов. Во всяком другом случае, может быть, об этом и не следовало бы говорить, но прошлая война для нас, как недавно писал Евтушенко, слишком сокровенная тема, прикасаться к которой надобно с ясным сознанием огромной ответственности: под ней море народной крови.

Виктор Астафьев прав: память человеческая избирательна и любит приятное. К старости всё трудное видится в ином свете, нежели в том, что освещал муки, кровь и страдания в годы военной молодости. 3адним числом кому не хочется видеть себя героем? Это понятно и извинительно для всякого стареющего человека, но не для литературы. Литература не имеет права на старость и должна всё помнить в подробностях, в первозданности, не упускать ничего. (По В. В. Быкову*)  

Василь Владимирович Быков (1924-2003) — белорусский советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Приложение.

2)Из материалов Суязовой Ирины Анатольевны.

ПРИЁМ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

(ПРИЁМ УКАЗАНИЯ НА СЛЕДСТИЕ)

(комментарий)

Текст из варианта 9 из сборника И.П.Цыбулько-2021

Война… Страшное событие в жизни людей. Должны ли они, эти события, быть отражены в художественных произведениях и каким должно быть это отображение? Можно ли искажать военные события, придавая им красочности? Именно над этими вопросами размышляет В.В.Быков, поднимая проблему важности правдивого отображения войны в литературе.

Ключевой вопрос авторского рассуждения звучит так: почему писатели должны говорить правду о войне? В поиске ответа на данный вопрос Василь Владимирович обращается к высказыванию Е. Евтушенко: «прошлая война для нас… слишком сокровенная тема, прикасаться к которой надобно с ясным сознанием огромной ответственности», именно она, ответственность, и является причиной того, что «единственное достоинство …литературы – правда». Так, анализируя ключевой вопрос, мастер слова приходит к выводу: причина правдивого отображения войны – в ответственности.

Что же из этого следует? Думается, следует одно: чувствовать ответственность должны все творческие люди (и те, кто воевал, и те, кто не был участником войны). К сожалению, как отмечает В.Быков, «за тысячелетия земной истории о войне… написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи». И если мы говорим об ответственности как о причине правдивого изображения войны, то, как следствие, «говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно», потому что людям необходимо и через много лет знать, «от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление». Данное рассуждение белорусского писателя подводит читателя к мысли: искажение военных событий, уход от ответственности перед поколениями, не знавшими войну, за её правдивое изображение может сказаться на восприятии войны как самого страшного события в жизни людей.

Проанализировав два примера-иллюстрации, мы увидели причину того, что отображение войны должно быть правдивым, вследствие чего стало понятным, что отказ от правды безнравствен и опасен. (Суязова И.А., учитель)

Приложение.  3) Многие ребята в сочинении приводят свои примеры . Помогаем им их подобрать. Посылаем ссылки , рекомендуем прочитать литературные произведения.  Обработанный пример используется учащимися в сочинении по исходному тексту.

Приложение.

3) Многие ребята в сочинении приводят свои примеры .

Помогаем им их подобрать. Посылаем ссылки , рекомендуем прочитать литературные произведения.

Обработанный пример используется учащимися в сочинении по исходному тексту.

Текст 2. Материалы к возможным примерам 1)

Текст 2.

Материалы к возможным примерам

1)

Текст 2.  Материалы к возможным примерам 2) Евгений Носов «Белый гусь» Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь . Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Текст 2.

Материалы к возможным примерам

2) Евгений Носов «Белый гусь»

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь .

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака.

Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Текст 2.

Материалы к возможным примерам

3) Как мать ценой своей жизни спасла ребенка во время землетрясения в Японии

После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Её поза была очень странной - она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову. С большим трудом лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. Он надеялся, что она еще жива. Тем не менее ее холодное тело говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: "Ребенок! Тут ребенок!". Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный мальчик, завернутый в цветастое одеяло. Очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. Когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: "Если ты выживешь - помни, что я люблю тебя. "Этот сотовый телефон переходил из рук в руки. Каждый, кто читал сообщение, плакал.

"Если ты выживешь - помни, что я люблю тебя". Такова любовь матери...

Текст 2. Материалы к возможным примерам 4) В.А.Закруткин «Матерь человеческая»  О произведении Повесть «Матерь человеческая» Закруткин написал в 1969 году. Произведение является ярчайшим примером прозы о героизме женщин во время Великой Отечественной войны. Основано на реальной истории женщины, с которой однажды повстречался автор. В основе произведения — страшная реальность военного времени, а также материнские чувства, которые побеждают в героине во время тяжких испытаний. Эта повесть о женщине, потерявшей всю свою семью, но не утратившей доброту и способность сопереживать. Место и время действия Основные события повести происходят в годы Великой Отечественной войны на хуторе где-то на территории СССР. Об этом вспоминает рассказчик в 1960-х годах в древнем прикарпатском городе возле статуи Мадонны. Прогуливаясь по древнему прикарпатскому городу, рассказчик в каменной нише увидел изваяние  «мадонны с младенцем на руках». Он вспомнил женщину, с которой они случайно пересеклись в годы войны.

Текст 2.

Материалы к возможным примерам

4) В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

О произведении

Повесть «Матерь человеческая» Закруткин написал в 1969 году. Произведение является ярчайшим примером прозы о героизме женщин во время Великой Отечественной войны. Основано на реальной истории женщины, с которой однажды повстречался автор.

В основе произведения — страшная реальность военного времени, а также материнские чувства, которые побеждают в героине во время тяжких испытаний. Эта повесть о женщине, потерявшей всю свою семью, но не утратившей доброту и способность сопереживать.

Место и время действия

Основные события повести происходят в годы Великой Отечественной войны на хуторе где-то на территории СССР. Об этом вспоминает рассказчик в 1960-х годах в древнем прикарпатском городе возле статуи Мадонны.

Прогуливаясь по древнему прикарпатскому городу, рассказчик в каменной нише увидел изваяние  «мадонны с младенцем на руках». Он вспомнил женщину, с которой они случайно пересеклись в годы войны.

Текст 2.

Материалы к возможным примерам

4) В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Сентябрьская ночь, обстрел. Спрятавшись в кукурузе, беременная Мария лежала, прижавшись к земле. Ее хутор сожгли немцы, а оставшихся в живых хуторян собрали в колонну и погнали прочь. По дороге Саня Зименкова начала возмущаться, и немец выпустил в нее автоматную очередь. Когда все утихло, Мария подползла к раненой. Девочка оказалась жива. Женщина отнесла ее в кукурузу, но на рассвете Саня умерла. Вырыв могилу руками, Мария похоронила девочку.

У женщины немцы повесили мужа Ивана и маленького сына Васю . Вместе с мужем Мария работала в третьей бригаде колхоза имени Ленина. В первый же день войны Ивана вызвали в военкомат и отправили на фронт. Через несколько месяцев он вернулся с ампутированной рукой.

Изнемогая от голода, Мария подползла к огородам, там бродили недоеные хуторские коровы и пес. Женщина подоила коров, после чего животные начали ходить за ней. На следующее утро Мария отправилась к хутору: все было сожжено, разрушено. Подойдя к своему дому, женщина вспомнила о погребе, где можно укрыться от холода, пуль и даже жить. Открыв погреб, Мария увидела сидевшего там совсем юного немецкого солдата, с ужасом смотрящего на нее. «Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию», она хотела отомстить за смерти родных. Но когда женщина уже подняла вилы, солдат тихо закричал : «Мама!» Мария выпустила вилы и упала в обморок. Солдата звали Вернер Брахт, и он был ранен – осколок застрял у него в груди. Мария сразу поняла, что он не выживет, но ухаживала за ним. Когда Вернер Брахт умер, женщина снова «осталась одна в окружении мертвых».

Вскоре к Марии приблудилась еще одна собака, слетелись голуби одного из погибших хуторян. Женщина обустроила погреб так, чтобы можно было спокойно тут перезимовать. Чтобы неубранный урожай не пропал, женщина решила сама его собрать, надеясь, что в хутор придут люди из колхоза. Вскоре в хутор вернулись куры, приблудились овцы и три рыжие лошади. Мария уже четыре месяца жила без людей. В один из морозных декабрьских дней она пошла к отдаленному участку бригады. Услышав голоса и детский плач, женщина обнаружила прятавшихся в копне семерых детей. Они были из детского дома из Ленинграда – когда их везли поездом, на них напали немцы. Воспитатели и другие дети погибли, а им удалось сбежать. Мария отвела детей к себе, искупала, накормила. Вскоре дети начали называть ее мамой , помогать в поле.

Пришел апрель. В один из дней на рассвете начались схватки. Попросив детей выйти, Мария родила сына и назвала его Васей . Ей почудилось, что «она родила не только сына и тех семерых мальчиков и девочек, но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки». В конце апреля к хутору приехали разведчики гвардейского кавалерийского полка. Рассказчик служил в этом же полку. Когда они всем полком направлялись через хутор, их командир подошел к Марии, встал перед ней на колени и прижался щекой к ее руке.

***

Смотря на статую Мадонны, рассказчик думал о том, что придет время, когда «исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы» и благодарные люди воздвигнут монумент «женщине-труженице земли» – Матери Человеческой.

Сентябрьская ночь, обстрел. Спрятавшись в кукурузе, беременная Мария лежала, прижавшись к земле. Ее хутор сожгли немцы, а оставшихся в живых хуторян собрали в колонну и погнали прочь. По дороге Саня Зименкова начала возмущаться, и немец выпустил в нее автоматную очередь. Когда все утихло, Мария подползла к раненой. Девочка оказалась жива. Женщина отнесла ее в кукурузу, но на рассвете Саня умерла. Вырыв могилу руками, Мария похоронила девочку.

Ресурсы https://co8a.ru/28075/ https://primersoch.ru/sochegerus/1052-realnye-teksty-s-egje-po-russkomu-jazyku-2021-problemy-i-avtorskie-pozicii.html https://rustutors.ru/vsetekstiege/otritsatelnie/2539-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-vv-korchagin-o-strahe-i-predatelstve.html https://egefox.ru/teksty-ege/tekst-v.a.-solouhina-pro-vyhuhol.html https://www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/discussions/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-25 https://lit.ukrtvory.ru/po-tekstu-kuznecova-est-zhivotnye-kotorye-ne-mogut-slyshat-ege-po-russkomu/ https://rustutors.ru/vsetekstiege/polozhitelnie/2538-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-ni-batygina-ob-otzyvchivosti.html https://primersoch.ru/sochegerus/primerege/1063-primer-sochinenija-egje-2021-po-realnomu-tekstu-ni-batyginoj-v-chem-projavljaetsja-dobrota-cheloveka.html https://vpr-ege.ru/ege/russkij-yazyk/1107-obraztsy-sochinenij-i-obraztsy-kommentariya-k-probleme-s-uchjotom-raznykh-prijomov-smyslovoj-svyazi-zadanie-27-ege-2021

Ресурсы

  • https://co8a.ru/28075/
  • https://primersoch.ru/sochegerus/1052-realnye-teksty-s-egje-po-russkomu-jazyku-2021-problemy-i-avtorskie-pozicii.html
  • https://rustutors.ru/vsetekstiege/otritsatelnie/2539-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-vv-korchagin-o-strahe-i-predatelstve.html
  • https://egefox.ru/teksty-ege/tekst-v.a.-solouhina-pro-vyhuhol.html
  • https://www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/discussions/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-25
  • https://lit.ukrtvory.ru/po-tekstu-kuznecova-est-zhivotnye-kotorye-ne-mogut-slyshat-ege-po-russkomu/
  • https://rustutors.ru/vsetekstiege/polozhitelnie/2538-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-ni-batygina-ob-otzyvchivosti.html
  • https://primersoch.ru/sochegerus/primerege/1063-primer-sochinenija-egje-2021-po-realnomu-tekstu-ni-batyginoj-v-chem-projavljaetsja-dobrota-cheloveka.html
  • https://vpr-ege.ru/ege/russkij-yazyk/1107-obraztsy-sochinenij-i-obraztsy-kommentariya-k-probleme-s-uchjotom-raznykh-prijomov-smyslovoj-svyazi-zadanie-27-ege-2021

Спасибо за внимание.   Всем крепкого здоровья,  успехов в учебе и в работе!

Спасибо за внимание.

Всем крепкого здоровья,

успехов в учебе и в работе!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Приемы смысловой связи в задании 27 по русскому языку

Автор: Баранкова Нина Николаевна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Урок русского языка в 5 классе "Словосочетание" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-slovosochietaniie-umk-t-a-ladyzhienskaia-m-t-baranov-l-a-trostientsova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "149934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420373182"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря" "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-vviedieniie-novogho-slova-iz-slovaria"
    ["file_id"] => string(6) "234115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443352398"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства