Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы
Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы»
Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы
Выполнила:
Мельк Н.М., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Новодугинская СШ»
2019
Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.
Способы стимулирования мотивации к учению;
Словесные
Наглядные и практические методы
Репродуктивные и поисковые методы
Методы самостоятельной учебной работы
Работа под руководством учителя
Система повышения учебной мотивации
Разнообразные формы и методы на уроке
Индивидуальный подход
Дифференцированный подход
Благоприятный психологический климат
Виды мотивов
Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Привлекательная цель «Удивляй!»
Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
Вопрос:«Каких существительных больше в языке: собственных или нарицательных?»
Вопрос заставляет размышлять. Например, река – нарицательное существительное, но рек много. Следовательно, имен собственных, возможно, больше, чем нарицательных. Вывод неожиданный, удивительный.
Тема урока «Корень слова». Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть
Линия времени
На доске чертится линия, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующие от обучающихся стопроцентной самоотдачи, вместе находятся уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для тех, кто легче усваивает учебный материал от общего к частному.
Метафоры
Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.
Прием Автор
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
Прием Оратор
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием Кумир
На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
Прием Профи
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Прием Фантазёр
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
– Вот видите, как важно…..
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности обучающегося, опираясь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
– Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
Фантастическая добавка
Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.
Пересечение тем
Найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемых на уроках литературы произведениях; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?
Лови ошибку
Обучающиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Мозговой штурм
Предложите идею создания оригинального памятника литературному герою. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни.
Да-нетка
Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она ? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он ?
- Ломоносов.
Суд
Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.
Литературныйгерой
Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.
Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.
Мотивирующие формы контроля знаний Защитный лист
Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
Мотивирующие формы контроля знаний Рецензенты
При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.
Мотивирующие формы контроля знаний Кредит доверия
В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
Мотивирующие формы контроля знаний Резюме
Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку и учебному предмету. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года.
Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.
Мотивирующие формы контроля знаний Резюме
Записать не менее
6 ответов на вопросы:
Чего не случится, если я буду писать грамотно?
Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случится, если я не буду писать грамотно?
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолитьК. Д. Ушинский