Презентация по русскому языку "Подлежащее и способы его выражения" для 8 класса
Презентация по русскому языку "Подлежащее и способы его выражения" для 8 класса
Задачи
Расширить понятие о главном члене предложения, сформировать навык отличия способов выражения подлежащего, сформировать навык нахождения подлежащих в предложениях и их грамотного использования. Расширить словарный запас учащихся, работать над культурой речи учащихся, формировать патриотическое самосознание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Подлежащее и способы его выражения" для 8 класса»
Наша сегодняшняя тема: «Подлежащее и способы его выражения».
Тема:
Эпиграф урока: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству и родному языку» (Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик).
Каков, по-вашему, главный смысл этого высказывания?
Каковы же цели нашего сегодняшнего урока?
углубление знаний о подлежащем и способах его выражения.
размышление о важности подлежащего в предложении.
Ответим на вопросы, связанные с домашним заданием:
Какие бывают порядки слов в предложении?
Что такое логическое ударение?
Вспомним:
Какие члены предложения являются главными, а какие – второстепенными?
Из чего состоит грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Чем оно может быть выражено?
«Резюме» подлежащего (резюме – это краткий вывод из сказанного)
Подлежащее;
Главный член предложения;
Называет действующее лицо или предмет;
Отвечает на вопросы кто? что?;
Выражено именем существительным или местоимением (чаще всего).
Запишите предложения в тетради, выделите в них подлежащее и определите способ его выражения, найдите одно лишнее предложение: 1 вариант: 1.Птицы стали реже прилетать. 2.Ты не хочешь вредить природе. 3.Катавшиеся то и дело падали на землю. 4. Но – противительный союз. 5. На земле сидело четыре медведя. 6. Раньше первым лицом в нашей стране считался Председатель Верховного совета БССР. 7. Узы брака их связали. 8. Мне хочется украшать природу. .
2 вариант: 1.Волны разметались гребнями. 2.Она любит смотреть на птиц. 3.Громкое «ура!» раздалось за рекой. 4.Сто делится на два. 5. Много лесов я увидел в Беларуси. 6.Гай Юлий Цезарь был древнеримским полководцем. 7. Мужичок с ноготок вызывал смех. 8. Мне не спится
Способы выражения подлежащего
имя существительное (и.п) или другая ч.р. в значении существительного
синтаксически неделимое словосочетание
собственное наименование из нескольких слов
фразеологизм
местоимение (и.п)
инфинитив
Как мы можем определить, что перед нами синтаксически неделимое словосочетание?
(Слова в этих словосочетаниях не могут функционировать независимо, они не разделимы)
Например: Много людейбыло здесь.
Напомните…
Какими частями речи может выражаться подлежащее в предложении?
Владимир Маяковский«А вы могли бы?»Я сразу смазал картубудня,плеснувши краскуиз стакана;я показал на блюдестуднякосые скулыокеана.
На чешуе жестянойрыбыпрочёл я зовы новыхгуб.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?
«Открытый микрофон»
- Какие способы выражения подлежащего мы знаем?
- Какие ещё части речи могут быть употреблены в значении имени существительного?
- Как мы можем определить, что перед нами синтаксически неделимое словосочетание?
Игра «Выбери сам»
Суть игры:
Кто-то из вас получает карточки с предложением, в котором нужно выделить подлежащее, определить, чем оно выражено и стать под местом у доски, где этот способ указан. Желаю удачи!
Буквенно-цифровой диктант
Запишите в тетради числовой ряд от 1 до 8. Это номера заданий. Предложения внизу – это задания. Прочитав задание, вы должны мысленно выделить подлежащее и из двух вариантов выбрать, какой правильный. Записать ТОЛЬКО букву.
(Пример: 1-а, 2-б, 3-б и т.д.)
1 .У сильного всегда бессильный виноват.
( а) имя существительное или б) прилагательное?)
2.Бесконечное «ж-ж-ж» звучало громко.( а)местоимение или б)междометие?)
3. Снять боль – первая задача врача( а)инфинитив или б)фразеологизм?)
4. Ни одна звезда не светила.( а)имя существительное или б) синтаксически неделимое словосочетание?)
5. Внизу Арагва и Кура бежали дружно( а) синтаксически неделимое словосочетание или б) собственное наименование?)
6. Его интересовало всё.( а)местоимение или б) имя существительное?)
7. Что милей родного края?( а) прилагательное или б) местоимение?)
8. Смелый там найдёт, где робкий потеряет(а)имя существительное или б) прилагательное?)
Верные ответы на диктант(Проверь соседа)
1-б, 2-б, 3-а, 4-б, 5-а, 6-а, 7-б, 8-б
Что же в итоге?..
- Какими же частями речи может выражаться подлежащее?
- В значении имени существительного какие ещё части речи могут быть употреблены?
- Как мы можем понять, что перед нами синтаксически неделимое словосочетание?
Домашнее задание §15, упражнение 98 (2), страница 75. Списать текст, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы, подчеркнуть подлежащее, устно определить способ его выражения.
Например:
Он(местоимение) душист, свеж, полонозона.
Поделитесь своими впечатлениями На альбомном листе нарисуйте один из трёх смайлов: - Если вы всё поняли и урок понравился – нарисуйте весёлый смайл; - Если поняли, но не до конца и урок понравился, но не очень – нейтральный смайл: - Если мало что поняли и урок не понравился – грустный смайл.