15, 1, 9, 29, 3, 15, 29, 6.
15, 1, 9, 29, 3, 15, 29,6. Н А З Ы В Н Ы Е .
Цели: -ещё раз вспомнить… -более подробно познакомиться с… -уметь находить…и отличать…
Цели: -ещё раз вспомнить основные группы односоставных предложений; -более подробно познакомиться с односоставными назывными предложениями; -уметь находить назывные предложения и отличать их от двусоставных.
Эпиграф:
« Родник поэзии есть красота».
Н.В.Гоголь
Орфографическая разминка
В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
ун…верситет;
р…птание;
- выб…ру, с…лдат, б…сой;
- м…ссионер, зам…ститель.
к…саться.
В каком ряду во всех словах пишется ь ?
овощ…ной магазин;
- густая рож…, борщ.. горяч…;
- понёсся вскач…, съеш…те мороженое;
- обжеч… руку, выйти замуж…
двусоставные
Грамматическая
основа
По наличию главных членов предложения делятся на :
односоставные
сказуемое
подлежащее и сказуемое
подлежащее
или
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
безличные
3-е л ед ч наст, буд вр
или ср р
прош вр
1-е, 2-е л.
ед ч, мн ч.
3-е л. мн ч.
или форма
прош.вр
Какие из этих предложений могут иметь значение
обобщённого лица ?
Найдите определённо-личное предложение ( расставьте знаки препинания)
- С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
- Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
- На пригорке то сыро то жарко.
- Волка шапками не закидаешь.
- По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите неопределённо-личное предложение
- Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
- На сердитых воду возят.
- Еду-еду в чистом поле.
- Со скрипом опустили трап.
- Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите безличное предложение ( расставьте недостающие знаки препинания )
- Ведут ко мне коня.
- Не спится няня.
- Кому-то принесли от мастера ларец.
- После драки кулаками не машут.
- Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
( А.А.Фет )
Назывные предложения
Это односоставные предложения с главным членом- ________________________
Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________
С частицей вот, вон назывные предложения
приобретают ______________________
Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________
Осень.
Неряха!
Задание:
Упр. 242, стр. 120-121
(предложения 1,3,8,13).
Какие это предложения? Какое они имеют значение?
- Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
- Вот окраина. Вот Заводская улица.
Вот домик под толевой крышей.
- Вот море, вот пермские дремучие леса .
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок
ИСХОД - Завершение, конец
ВСТАРЬ - нареч. (поэт.). В старину.
Янтарь – окаменевшая живица древнейших
хвойных деревьев(обычно прозрачная,
цвета от бледно-воскового до темно-красного),
обрабатываемая для украшений, а также
используемая в медицине,
приборостроении и других производствах.
Пурпур – темный или ярко-красный цвет.
Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.
Челн – лодка.
Корма - задняя часть корпуса корабля (судна)
Чертог – поэт., пышное великолепное здание, дворец.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!..
( А.Фет)
» В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)
Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
( К. Бальмонт )
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К.Ваншенкин)
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
( Б.Пастернак )
Напишите небольшое сочинений на тему «Зимний пейзаж», используя назывные предложения
Подведем итоги: 1.Назывные предложения - это… 2.Они распространяются только второстепенным членом… 3.Строение предложения поможет нам отличить… 4.Назывные предложения сообщают нам о том, что… 5.Указательное значение назывные предложения приобретают с… 6.Назывные предложения употребляются преимущественно в… с целью…
Тест:
- Определите вид односоставных предложений:
1.В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.
2.Бодро идёшь домой.
3.Летний вечер.
4.По наружности о человеке не суди.
5.Ночью курсантов подняли по тревоге.
1.Безличное
2.Определенно-личное
3.Назывное
4.Обобщенно-личное
5. Неопределенно-личное
«Лестница успеха» (самооценка) Оцените свои знания: « 5 »-я всё понял(а) и могу объяснить другому; « 4 »-я понял(а), но не могу объяснить другому; « 3 »- я плохо понял(а).
Домашнее задание:
Параграф 24, упражнение 245
Выписать из стихотворений
А. Ахматовой и М.Цветаевой назывные предложения, определить их роль в тексте