Просмотр содержимого документа
«Презентация методической разработки раздела образовательной программы по курсу « Русский язык»»
Презентацияметодической разработкираздела образовательной программыпо курсу « Русский язык»Тема:«Имя существительное»
ВЫПОЛНИЛА:
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №174»
Ягина Елена Александровна
Пояснительная записка
Актуальность темы
Морфология - важнейший раздел школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей школьника.
Новизна темы
Морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Пояснительная записка
Особенности программы Р. Н. Бунеева
«Вся морфология и весь синтаксис могут быть основаны на понятии грамматического предмета - имени существительного».
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
как слова,
обозначающие,
какие бывают предметы
ГЛАГОЛЫ– как слова, обозначающие, что делают предметы или что делается с ними
Укрепившись на
существительном
как на названии предмета,
мы легко объясним
ПОДЛЕЖАЩЕЕ–
как слово,
обозначающее
главный предмет
ДОПОЛНЕНИЕ–
как слово, обозначающее
второстепенный предмет
Цель
Создание условий для формирования у учащихся понятий о лексико-грамматических значениях имён существительных и их синтаксической роли.
Познавательные задачи(знания и предметные умения)
1)Формировать грамматическое понятие «имя существительное»;
2)учить различать по вопросу одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
3)формировать умение писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
4)познакомить с родом имён существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце;
6)раскрыть содержание понятия через выделение его признаков при помощи родовидовых отличий.
Развивающие задачи(способы деятельности и мыслительные операции)
1)Развивать умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
2)развивать понятийное мышление на примере формирования понятия «имя существительное»;
3)обогатить словарь учащихся новыми именами существительными и развивать навыки точного употребления их в речи;
4)развивать память, внимание, воображение, речь.
Воспитательные задачи (ценностные ориентации и смыслы)
1)Воспитывать культуру человека посредством работы над грамотным письмом и правильной речью;
2)приобщать к культурным ценностям, национальным традициям путём тщательного подбора языкового материала;
3)воспитывать живой интерес и любовь к родному языку.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Учащиеся научатся:
1 класс- различать слова, называющие предмет, использовать большую букву в именах собственных;
2 класс- различать имя существительное среди других частей речи, определять единственное и множественное число;
3 класс- различать имена существительные по их основным грамматическим признакам, определять род, число, падеж;
4 класс- различать типы склонения, разбирать по составу, уметь безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения темы
1)Мышление младших школьников способно делать первые выводы, обобщения, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения;
1)Мышление младших школьников способно делать первые выводы, обобщения, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения;
2)ведущее значение для умственного развития младших школьников имеет научность содержания усваиваемых понятий;
3)у младших школьников происходит переход от низших функций восприятия и памяти к высшим функциям произвольного внимания, логической памяти, отвлеченного мышления и научного воображения.
Именно на этой основе вводится понятие имени существительного.
Именно на этой основе вводится понятие имени существительного.
Ожидаемые результаты освоения программы (продолжение)
Разместите слова и словосочетания каждой строчки в таблице в соответствии с образцом, укажите род и число широкого понятия; вставьте пропущенные буквы.
Одежда, шуба, зимняя _дежда;
Книжная полка, меб_ль, полка;
Р_стение, ромашка, цветок;
Кукла, матрёшка, игру_ка.
Узкое понятие
Резиновые сапоги
Среднее понятие
Широкое понятие
сапоги
обувь
Пример игровых упражнений
Замените одну букву в словах так,
чтобы они отвечали на вопроскто?
что?
кто?
кол
капля
дверь
мак
дом
вол
цапля
зверь
рак
сом
неодушевлённые
одушевлённые
Система знаний и система деятельности
1 класс (8ч.) - 2 класс ( 8ч.)
-знакомство со словами, которые отвечают на вопроскто? что?;формирование понятия об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
-развитие умения ставить вопросы к словам, от слова к слову;
-знакомство на пропедевтическом, практическом уровне с числом имён существительных (один предмет/много предметов);
-знакомство с собственными и нарицательными именами существительными.
Система знаний и система деятельности (продолжение)
3класс (14ч.) - 4 класс (20ч.)
-знакомство с категорией рода имён существительных;
-формирование умений образовывать имена существительные с помощью суффиксов – онк-, -оньк-, -ушк-, -чик-, …;
-изучение имени существительного в роли подлежащего и роли второстепенных членов предложения;
Иметь представление об образовании форм единственного и множественного числа слов-предметов.
1ч.
Иметь представление о делении существительных на группы в зависимости от рода.
Мониторинг результативности(входная диагностика)
Мониторинг результативности(выходная диагностика)
Дата проведения:16 января
Урок по теме:«Какие слова отвечают на вопрос:кто?, а какие – на вопрос:что? »
Цель:формирование умений ставить к слову вопросы:кто?иличто?и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Оборудование:компьютерная презентация; картинки для физкультминутки, интерактивные задания; карточки с заданиями для парной работы; лист самооценки.
Планируемые результаты
Предметные
Формирование умений ставить к слову вопросы:кто?иличто?разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Личностные
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД – развитие умений:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию .
Планируемые результаты
Коммуникативные УУД – развитие умений:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД – развитие умений:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); на основе анализа объектов делать выводы.
-осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-строить логическую цепь рассуждений.
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
У: Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок.
Прочитайте слова, записанные на доске:
«Если хочешь много знать –
Надо потрудиться!»(Дети хором читают.)
У: Эти слова станут девизом нашего урока.
Сегодня нам потребуется трудолюбие,
внимание и сообразительность.
Ход урока (продолжение)
2.Введение в тему урока. Определение и формулирование проблемы. Постановка целей урока .
У: Внимание на слайд. Рассмотрите картинку. Прочитайте предложение.
«Рыжик лежит в корзинке».
Ход урока (продолжение)
У:О котёнке или о грибе говорится в предложении? Что вы можете предположить?
(Дети высказывают свои предположения).
Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?
На какие же вопросы могут отвечать слова?
К словам – названиям предметов можно задавать вопросы: кто? и что?
Ход урока (продолжение)
У:Как узнать, какой вопрос задать к слову: кто? или что?
Как выбрать вопрос?
Что для этого нужно знать?
Это основной вопрос (проблема) нашего урока.
Исходя из выявленной проблемы, какую цель можно поставить перед собой?
(Дети самостоятельно или с помощью учителя формулируют цель урока).
Ход урока (продолжение)
3. Открытие новых знаний.
Учитель предлагает составить слова по модели, представленной на доске, вставив одну и ту же гласную букву.
к
Т М Л К Н
У: Задайте вопроскто?иличто?к каждому слову. Запишите в тетради слова в два столбика.
Ход урока (продолжение)
У:Какие слова вы бы дописали в каждую группу? Дополните каждую группу своими примерами. (Дети перечитывают группы слов и устно дополняют их).
У:Сделайте вывод, какие слова отвечают на вопрос:кто?, а какие на вопрос:что?(Дети делают вывод о том, что о людях и животных спрашивают-кто?, а о других предметах -что?).
Ход урока (продолжение)
4. Первичное закрепление знаний, развитие умений .
Учитель представляет развешенные на магнитной доске картинки:
У: Назовите картинки. Что общего у этих слов? (Дети делают вывод, что это - словарные слова).
У: Запомните предметы. Запишите слова, распределив их в два столбика. Подумайте, как это можно сделать. (Дети записывают слова по памяти, распределяя в два столбика в зависимости от вопроса).
Учитель предлагает проверить правильность выполнения задания по эталону.
Ход урока (продолжение)
У: Установите связь между словами, записанными парами. По аналогии составьте такую же пару, выбрав одно слово из 4 предложенных в скобках. Подчеркните его в карточке.
(Учащиеся работают в парах. Далее идёт фронтальная проверка, учащиеся объясняют свой выбор).
У: Выберите слова, к которым мы можем задать вопрос кто?
Что обозначают эти слова? (Дети отвечают, что эти слова обозначают людей или животных).
Ход урока (продолжение)
5.Физкультминутка.
Предлагает детям разбиться на две команды
(девочки и мальчики) и поиграть в игру.
По классу развешены карточки со словами, отвечающими на вопросыкто?иличто?Задача первой команды – собрать все карточки со словами, отвечающими на вопроскто?Вторая команда должна собрать все карточки со словами, отвечающими на вопросчто?.
6. Развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые слова.
Учитель организует работу на интерактивной доске.
КТО?
ЧТО?
П
А
Р
Р
Б
С
В
В
Т
Г
У
Д
Ф
Е
Е
Е
Е
Х
Ц
Ж
З
Щ
И
Ь
Й
Ы
К
Ъ
Л
Э
М
Н
Ю
Я
О
Ход урока (продолжение)
7. Рефлексия. Самооценка.
У: Что нового узнали на уроке?
Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? Какие слова отвечают на вопроскто?, а какие на вопросчто?.
У: Оцените свою работу на уроке: закончите предложения.
Список литературы
1.Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», М., ГИЦ «Владос», 2001.
2.Петленко Л.В. «Результаты усвоения учащимися основных понятий морфологии в начальной и средней школе//Проблемы и приоритеты современного образования: Материалы научно-практической конференции». М., 2002.
3.Волина В.В. «Веселая грамматика. Имя существительное». М., 2003.
4.Богатырева И.Г. «Морфологический разбор имени существительного». / Нач.школа. 2008, №11(июнь).
5.Ларина И.Б. «Имя существительное с компьютерной поддержкой»./ Нач.школа. 2006, №7.