Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Комплексный анализ текста"»
Пятнадцатое февраля.Тема: Работа с текстом (Подготовка к ОГЭ)
Цели урока:
Обучение работе с текстом: умение вычитывать главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю;
Совершенствование навыков правописания;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; умение выделять главное, сравнивать, обобщать
Задачи урока
Знакомство с текстом В.М.Пескова «Бескорыстие»;
Применять полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста;
Формирование языковой компетентности;
Развитие аналитического мышления (умение определять тему, основную мысль текста)
текст
стиль текста
тип речи
основная мысль
Лексическое значение слова
тема текста
А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.
М.Цветаева
Чтение текста В.Пескова «Бескорыстие»
Работа по тексту: комплексный анализ
Докажите, что данный отрывок является текстом;
Определите тему текста;
Как вы понимаете смысл слова «Бескорыстие»?
Где можно найти лексическое значение слова?
Какие толковые словари вы знаете?
Бескорыстие- Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Публицистический стиль текста
Важная проблема
Авторская позиция
Выразительные средства
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Работа с текстом
Какой тип речи представлен в этом тексте?
Выполнение заданий по текстуВ.Пескова «Бескорыстие»
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?(найдите предложение в тексте подтверждающее ваш выбор)
а ) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Работа у доски:
Среди предложений 15-25 найдите сложноподчинённое предложение, запишите в тетрадь и сделайте схему предложения
Работа у доски:
Среди предложений 31-37 найдите предложение с обособленным обстоятельством
Работа у доски:
Выпишите из предложений 51-53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание
Взаимопроверка
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос и дел на чердаке и почти пот е рял человеческий облик. (52) На этот шаг его, не опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум и рают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова.
Предложение с сочинительной и бессоюзной связью
(52) На этот шаг его,неопытного и трусливого,толкнула корысть:пусть умирают другие,а я хочу жить.
Назовите грамматическую основу из второй части предложения
Чем выражено подлежащее?
Объясните пунктуацию 53 предложения
Работа по вариантам
1-вариант
–Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного
2- вариант
–Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово,
пишется –НН»
Работа по вариантам
1-вариант
- Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования
2-вариант.
– Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления
Проверь себя!
1 вариант
2 вариант
Исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули
Людская память (согласование)
Подтвержденная
облик человека (управление)
Рефлексия
Удалось ли нам добиться цели урока?
Работаем с листами самооценки
Домашнее задание
9.3. Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.