•Определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи.
• Повторить морфологические признаки глагола.
• Закрепить навыки правописания в различных формах глагола.
Задание 1. Выпишите отдельно безличные глаголы, обозначающие:
а) состояние человека; б) явление природы.
Наступил апрель, и сразу потеплело. Мне с утра нездоровится. Уже смеркается. Скоро рассветает. Хочется спать, но нужно решить еще две задачи. Его знобит. Повеяло весенней прохладой. Запахло сиренью. Больного тошнит. У ребенка першит в горле. Уже холодает. Брату не терпится уехать в город.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наступил апрель, и сразу потеплело. Мне с утра нездоровится. Уже смеркается. Скоро рассветает. Хочется спать, но нужно решить еще две задачи. Его знобит. Повеяло весенней прохладой. Запахло сиренью. Больного тошнит. У ребенка першит в горле. Уже холодает. Брату не терпится уехать в город.
Состояние человека
Явление природы
Определить, как пишутся глаголы с частицей –НЕ-. Распределить глаголы по столбикам.
Задание 3 - Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием (используя опорную карточку).
Глаголы неопределённой формы на – ИТЬ
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряжение включить исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть;
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь И,
Вот как мы пишем, сюда посмотри:
Я вижу Мы видим
Ты видишьВы видитеОн видитОни видят
Правописание глаголов
Используйте правило употребления буквы ь в глаголах.
Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняеш… стаи туч, Ты волнуеш… сине море, Всюду вееш… на просторе, Не боиш…ся никого Кроме бога одного”.
Что такоеречевой этикет
Внимание!
Упражнение №203. Спишите предложения. Обозначьте в выделенных словах корни. Сформулируйте правило их правописания.
Прошлым летом мы с ребятами каждый день загорали . У меня отличный загар . При приветствии японцы несколько раз кланяются . Сделать несколько поклонов – значит проявить глубокое уважение к человеку. Я полагаю , что вы не правы. Ничего не могу предложить . В нашем саду растет яблоня. У нас тоже росла яблоня. На небе заблистали звезды. Снег блестит на солнце. Отдельные виды животных вымерли . Некоторые животные вымирают на глазах одного поколения людей. Мне очень интересно собирать марки. Скоро я соберу целую коллекцию.
Запомни!
Тестовые задания
Какое слово называет действие предметов?
А. Светло, холодно, темно. Б. Светлеет, похолодало, темнеет.
2. В какой пословице употреблён инфинитив?
А. Никогда не поздно делать добро. Б. Про радость много не говорят.
3. Какие признаки глагола имеет инфинитив?
А. Время. Б. Вид. В. Называет действие.
4. Какое грамматическое свойство отсутствует в инфинитиве?
А. Вид. Б. Лицо. В. Возвратность/невозвратность.
5. В какой пословице употреблен возвратный глагол?
А. Берегись бед, пока их нет. Б. Беседа дорогу коротает, а песня - работу.
6. Какой форме глагола соответствует написание –ться ?
А. Инфинитиву. Б. Форме 3-го лица.
7. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –ться ?
А. Расстат…ся трудно с другом. Б. Со слезами расстаёт…ся с другом.