kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация освещает тему «Правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях».

Задачи:

образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий и прилагательных, овладение приёмами различения причастий и отглагольных прилагательных, научить применять полученные знания на практике, обобщить изученный материал;

воспитательные: способствовать формированию безошибочного выполнения заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;

развивающие: развить логическое мышление, память, сформировать навыки самоконтроля, умение классифицировать, формулировать выводы.

Цели:

1. Закрепление умения написания н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.

2. Закрепление умения различать краткие прилагательные и краткие причастия.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint,  раздаточный материал (карточки).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях. »

Урок русского языка в 7 классе (пр. Разумовская)

Урок русского языка в 7 классе (пр. Разумовская)

Определите способы словообразования следующих слов:   Лебединый  традиционный  сонный  купленный

Определите способы словообразования следующих слов:

Лебединый традиционный сонный купленный

Правописание - Н - и - НН- в прилагательных и причастиях.

Правописание - Н - и - НН- в прилагательных и причастиях.

Цель урока : закрепление навыка написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

Цель урока : закрепление навыка написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

Правописание суффиксов прилагательных, образованных от существительных.  -нн- пишется 1) в суффиксах -енн-, -онн- (солом енн ый, плем енн ой) Исключение: ветреный 2) на стыке морфем (каме нн ый, со нн ый) -н- пишется 1) в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (лебед ин ый, песч ан ый, полотн ян ый) Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный 2) в непроизводных прилагательных (румяный, свиной, юный, пряный), образованных без суффиксов.

Правописание суффиксов прилагательных, образованных от существительных.

-нн- пишется

1) в суффиксах -енн-, -онн- (солом енн ый, плем енн ой)

Исключение: ветреный

2) на стыке морфем (каме нн ый, со нн ый)

-н- пишется

1) в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (лебед ин ый, песч ан ый, полотн ян ый)

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный

2) в непроизводных прилагательных (румяный, свиной, юный, пряный), образованных без суффиксов.

Распределите имена прилагательные в два столбика:   Н  НН  Тыкве…ый, дровя…ой, маши…ый, оловя…ый, ледя…ой, карти…ый, гуси…ый, овся…ый, авиацио…ый, деревя…ый, мужестве…ый, ветре…ый, земля…ой, кож..ый.

Распределите имена прилагательные в два столбика: Н НН

Тыкве…ый, дровя…ой, маши…ый, оловя…ый, ледя…ой, карти…ый, гуси…ый, овся…ый, авиацио…ый, деревя…ый, мужестве…ый, ветре…ый, земля…ой, кож..ый.

Н дров ян ой лед ян ой гус ин ый овс ян ый ветр ен ый земл ян ой кож ан ый  НН тыкв енн ый машин н ый олов янн ый картин н ый авиаци онн ый дерев янн ый мужеств енн ый

Н

дров ян ой

лед ян ой

гус ин ый

овс ян ый

ветр ен ый

земл ян ой

кож ан ый

НН

тыкв енн ый

машин н ый

олов янн ый

картин н ый

авиаци онн ый

дерев янн ый

мужеств енн ый

Правописание суффиксов причастий.  В полных страдательных причастиях пишется –НН-, если:  1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫ СУШ ЕНН ЫЕ ГРИБЫ;   2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШ ЕНН АЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид)  Исключение: ран ен ый, НО ран енн ый в бою    3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШ ЕНН ЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;   4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- ,например, ВЗВОЛН ОВА НН ОЕ ЛИЦО.   Запомнить: клёва н ый, жёва н ый, кова н ый  Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н и является отглагольным прилагательным.

Правописание суффиксов причастий.

В полных страдательных причастиях пишется –НН-, если:

1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫ СУШ ЕНН ЫЕ ГРИБЫ; 2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШ ЕНН АЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид)

Исключение: ран ен ый, НО ран енн ый в бою

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШ ЕНН ЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ; 4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- ,например, ВЗВОЛН ОВА НН ОЕ ЛИЦО. Запомнить: клёва н ый, жёва н ый, кова н ый

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н и является отглагольным прилагательным.

Запомнить!  НЕВИДА НН ЫЙ, НЕСЛЫХА НН ЫЙ, НЕЖДА НН ЫЙ,  НЕГАДА НН ЫЙ, НЕЧАЯ НН ЫЙ, ЖЕЛА НН ЫЙ,  ЖЕМА НН ЫЙ, СВЯЩЕ НН ЫЙ, ЧВА НН ЫЙ.  Жеманный - лишённый простоты и естественности,  манерный. Чванный  - полный тщеславия.

Запомнить!

НЕВИДА НН ЫЙ, НЕСЛЫХА НН ЫЙ, НЕЖДА НН ЫЙ,

НЕГАДА НН ЫЙ, НЕЧАЯ НН ЫЙ, ЖЕЛА НН ЫЙ,

ЖЕМА НН ЫЙ, СВЯЩЕ НН ЫЙ, ЧВА НН ЫЙ.

Жеманный - лишённый простоты и естественности, манерный.

Чванный - полный тщеславия.

Задание: вставьте на месте пропусков в 1-ю колонку слова, указанные во 2-й колонке. 1. Молоко, _________ утром, к вечеру прокисло. 2. Я не люблю ____________ молоко. 3. Утром ____________ углем баржа отплыла от причала. 4. На пристани стояли ___________ баржа и спасательная шлюпка. А. Кипяченное; Б. Кипяченое В. Груженая; Г. Груженная

Задание: вставьте на месте пропусков в 1-ю колонку слова, указанные во 2-й колонке.

1. Молоко, _________ утром, к вечеру прокисло.

2. Я не люблю ____________ молоко.

3. Утром ____________ углем баржа отплыла от причала.

4. На пристани стояли ___________ баржа и спасательная шлюпка.

А. Кипяченное;

Б. Кипяченое

В. Груженая;

Г. Груженная

Вставьте –н- или –нн-.  Жаре…ые в масле грибы, выкраше…ые стены, ране…ый боец, кипячё…ое молоко, стриже…ые под машинку волосы, провяле…ая рыба, коше…ый луг, лома…ая линия, маринова…ые грибы.

Вставьте –н- или –нн-.

Жаре…ые в масле грибы, выкраше…ые стены, ране…ый боец, кипячё…ое молоко, стриже…ые под машинку волосы, провяле…ая рыба, коше…ый луг, лома…ая линия, маринова…ые грибы.

енн в масле вы енн ен ён енн под машинку про енн ен н ова нн

енн в масле вы енн ен ён енн под машинку про енн ен н ова нн

Необходимо отличать омонимы:  Организова нн ая экскурсия – организова нн ая ученица.  Рассея нн ые семена – рассея нн ые люди . В полной форме такие слова пишутся одинаково.

Необходимо отличать омонимы:

Организова нн ая экскурсия – организова нн ая ученица.

Рассея нн ые семена – рассея нн ые люди .

В полной форме такие слова пишутся одинаково.

НО!   В краткой форме причастия имеют -Н-, а прилагательные столько, сколько в полной форме. Экскурсия организова н а – ученица организова нн а.  Семена рассея н ы – люди рассея нн ы.

НО!

В краткой форме причастия имеют -Н-, а прилагательные столько, сколько в полной форме.

Экскурсия организова н а – ученица организова нн а.

Семена рассея н ы – люди рассея нн ы.

Задание: Соотнесите предложения с пропущенными буквами (1-я колонка) с правильным объяснением (2-я колонка):   1. Девочка умна и воспита_а. А. Краткое имя прилагательное, сохраняющее нн  полной формы. Б. Страдательное причастие, в краткой форме пишется с одним  н . 2. Девочка воспита_а, к сожалению, одной бабушкой. 3. Фирма не образова_а вновь, а лишь реконструирова_а. 4. Дети невежливы и необразова_ы.

Задание: Соотнесите предложения с пропущенными буквами (1-я колонка) с правильным объяснением (2-я колонка):

1. Девочка умна и воспита_а.

А. Краткое имя прилагательное, сохраняющее нн  полной формы.

Б. Страдательное причастие, в краткой форме пишется с одним  н .

2. Девочка воспита_а, к сожалению, одной бабушкой.

3. Фирма не образова_а вновь, а лишь реконструирова_а.

4. Дети невежливы и необразова_ы.

Спишите предложения. Раскройте скобки и вставьте недостающие знаки препинания.   День был тума(н,нн)ый  и безветре(н,нн)ый. Вдоль глиня(н,нн)ого берега усея(н,нн)ого острыми камнями разведчики вышли к невспаха(н,нн)ому полю. Они должны были доставить командованию це(н,н)ые сведения.

Спишите предложения. Раскройте скобки и вставьте недостающие знаки препинания.

День был тума(н,нн)ый и безветре(н,нн)ый. Вдоль глиня(н,нн)ого берега усея(н,нн)ого острыми камнями разведчики вышли к невспаха(н,нн)ому полю. Они должны были доставить командованию це(н,н)ые сведения.

Упр. 123, 127

Упр. 123, 127


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Автор: Полевая Виктория Леонидовна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Правописание Н и НН в именах прилагательных,  причастиях и отглагольных прилагательных "
    ["seo_title"] => string(99) "pravopisaniie-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-prichastiiakh-i-otghlaghol-nykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "205953"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430062356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий"
    ["seo_title"] => string(70) "bukvy-n-nn-v-suffiksakh-imion-prilaghatiel-nykh-prichastii-i-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "209826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431326546"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. "
    ["seo_title"] => string(89) "sklonieniie-prichastii-i-pravopisaniie-ghlasnykh-v-padiezhnykh-okonchaniiakh-prichastii-1"
    ["file_id"] => string(6) "215864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432810944"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по теме "Правописание окончаний" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii"
    ["file_id"] => string(6) "126632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415201869"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Не с причастиями". "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "239694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444839505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства