kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание окончаний глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс. Правописание личных окончаний глагола

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний глаголов»

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.  ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Поставим ударения в глаголах настоящего и будущего времени. леле..шь (он) догон..т (зерно) мел..тся пол..шь удерж..шь
  • Поставим ударения в глаголах настоящего и будущего времени.
  • леле..шь
  • (он) догон..т
  • (зерно) мел..тся
  • пол..шь
  • удерж..шь

лелЕешь (он) догОнит (зерно)мЕлется пОлешь удЕржишь

Спряжение глагола  2 спряжение: А) все на –ИТЬ,  (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ:  гнать, дышать, слышать, держать.
  • Спряжение глагола
  • 2 спряжение:
  • А) все на –ИТЬ,
  • (кроме брить, стелить, зиждиться);
  • Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
  • В) 4 на -АТЬ:
  • гнать, дышать, слышать, держать.

Личные окончания глагола: 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) 2 спр. –у(ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).  вылетите –летите,  выгоните –гоните(2спр.)   Сохраняй вид при образовании  инфинитива В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Личные окончания глагола:

1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)

2 спр. –у(ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

вылетите –летите,

  • выгоните –гоните(2спр.)

Сохраняй вид при образовании

инфинитива

В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы:  Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,  Мн.ч. Хотим, хот ите , хот ят  Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит  Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут Брезж ишь – но: брезж ут
  • Разноспрягаемые глаголы:
  • Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,
  • Мн.ч. Хотим, хот ите , хот ят
  • Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит
  • Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут
  • Брезж ишь – но: брезж ут
Будьте внимательны при определении инфинитива! Ковры развеш А ны во дворе (развеш А ть) – продукты в магазине развеш Е ны (развес И ть) Обвеш А нные лентами (обвеш А ть) – обвеш Е нные продавцом (обвес И ть) Замеш А нные в преступлении (замеш А ть) – замеш Е нное тесто (замес И ть) Расстрел Я нные партизаны (расстрел Я ть) – подстрел Е нные охотниками (подстрел И ть) Пристрел Я нное ружье (пристрел Я ть) – пристрел Е нный заяц (пристрел И ть) Выкач А нная из бака вода (выкач А ть) – выкач Е нная из подвала бочка (выкат И ть)
  • Будьте внимательны при

определении инфинитива!

  • Ковры развеш А ны во дворе (развеш А ть) – продукты в магазине развеш Е ны (развес И ть)
  • Обвеш А нные лентами (обвеш А ть) – обвеш Е нные продавцом (обвес И ть)
  • Замеш А нные в преступлении (замеш А ть) – замеш Е нное тесто (замес И ть)
  • Расстрел Я нные партизаны (расстрел Я ть) – подстрел Е нные охотниками (подстрел И ть)
  • Пристрел Я нное ружье (пристрел Я ть) – пристрел Е нный заяц (пристрел И ть)
  • Выкач А нная из бака вода (выкач А ть) – выкач Е нная из подвала бочка (выкат И ть)
1.Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 1) расстро..вшись 2) вылет..шь (первым рейсом) 3) (он) мел..т (кофе) 4) прикле..в (деталь) 5) размен..нные (на мелкие купюры) Ответ: 3
  • 1.Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1) расстро..вшись

2) вылет..шь (первым рейсом)

3) (он) мел..т (кофе)

4) прикле..в (деталь)

5) размен..нные (на мелкие купюры)

  • Ответ: 3
2.Задания ЕГЭ.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А. 1)занавеш..нное (окно) 2)будораж..щий 3)разбуж..нный 4)(камыши) колыш..тся 5)выкач..нные (на позицию орудия) ОТВЕТ:2
  • 2.Задания ЕГЭ.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
  • 1)занавеш..нное (окно)
  • 2)будораж..щий
  • 3)разбуж..нный
  • 4)(камыши) колыш..тся
  • 5)выкач..нные (на позицию орудия)
  • ОТВЕТ:2
3.Задания ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  1)  (травы) колыш..тся, противореч..щий 2)  выгляд..шь, обид..вшийся 3)  (кот) мурлыч..т, приемл..мый 4)  жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 5)  леч..щий (врач), (родители) тревож..тся ОТВЕТ:345
  • 3.Задания ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1)  (травы) колыш..тся, противореч..щий
  • 2)  выгляд..шь, обид..вшийся
  • 3)  (кот) мурлыч..т, приемл..мый
  • 4)  жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
  • 5)  леч..щий (врач), (родители) тревож..тся
  • ОТВЕТ:345
4.Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 1)раска..вшийся 2)замет..шь 3)независ..мый 4)обид..вший 5)обла..нный (дворнягой) ОТВЕТ:4
  • 4.Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  • 1)раска..вшийся
  • 2)замет..шь
  • 3)независ..мый
  • 4)обид..вший
  • 5)обла..нный (дворнягой)
  • ОТВЕТ:4
5. Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 1)суш..шь 2)выстел..шь 3)выскоч..шь 4)независ..мый 5)накорм..шь ОТВЕТ:2
  • 5. Задания ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
  • 1)суш..шь
  • 2)выстел..шь
  • 3)выскоч..шь
  • 4)независ..мый
  • 5)накорм..шь
  • ОТВЕТ:2
Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Сама же таинственная прелестная Кити не могла любить такого некрасивого, каким он считал себя, человека, и, главное, такого простого, ничем не выдающегося человека. 2.Княгине слишком страшно было думать, как много она виновата пред дочерью, и она рассердилась. 3. Желание любить охватило всю ее душу. 4.Но если ты сама чувствуешь, что есть хоть малейшие основания, то я тебя прошу подумать и, если сердце тебе говорит, высказать мне... 5. Она уедет от него страдать. 6. Думать о ней день и ночь – его обычное состояние.

Определите синтаксическую роль инфинитива

1.Сама же таинственная прелестная Кити не могла любить такого некрасивого, каким он считал себя, человека, и, главное, такого простого, ничем не выдающегося человека.

2.Княгине слишком страшно было думать, как много она виновата пред дочерью, и она рассердилась.

3. Желание любить охватило всю ее душу.

4.Но если ты сама чувствуешь, что есть хоть малейшие основания, то я тебя прошу подумать и, если сердце тебе говорит, высказать мне...

5. Она уедет от него страдать.

6. Думать о ней день и ночь – его обычное состояние.

Повторение теории: 1. Если подлежащее – собирательное существительное (или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа :  крестьянство боролось. 2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство , то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе , если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь .
  • Повторение теории:
  • 1. Если подлежащее – собирательное существительное (или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа :
  • крестьянство боролось.
  • 2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство , то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа :
  • большинство интеллигенции не приняло.
  • Сказуемое ставится в единственном числе , если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь .
3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением , сказуемое ставится в форме единственного числа : Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался. 4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзное , то сказуемое ставится во множественном числе .  В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов. 5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.  Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
  • 3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением , сказуемое ставится в форме единственного числа :
  • Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.
  • 4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзное , то сказуемое ставится во множественном числе .
  • В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.
  • 5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
  • Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне. 2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных. 3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко, Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта. ОТВЕТ: 1-Б, 2-Б, 3-А
  • 1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
  • 1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.
  • 2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.
  • 3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко, Б.близки)
  • к успешному разрешению этого конфликта.
  • ОТВЕТ: 1-Б, 2-Б, 3-А
2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали) реформы. 2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами. 3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам. ОТВЕТ:1-А, 2-Б, 3-Б
  • 2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
  • 1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало,
  • Б. воспринимали) реформы.
  • 2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.
  • 3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.
  • ОТВЕТ:1-А, 2-Б, 3-Б
3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет? 2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей. 3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека. ОТВЕТ:1-А, 2-Б, 3-А
  • 3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
  • 1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?
  • 2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.
  • 3) Добро и любовь (А. заложены,
  • Б. заложено) в глубине души человека.
  • ОТВЕТ:1-А, 2-Б, 3-А
4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования. 1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели)  в свои программы уроки риторики. 2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса. 3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи. ОТВЕТ:1-А, 2-А, 3-Б
  • 4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.
  • 1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели)
  • в свои программы уроки риторики.
  • 2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.
  • 3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.
  • ОТВЕТ:1-А, 2-А, 3-Б
Правописание суффиксов  после приставок обез - (обес-): 1.В переходных - И : обезлес И ть, обезвод И ть (кого-то), обессил И ть врага 2. В непереходных – Е : обезлес Е ть, обезвод Е ть(самому), обессил Е ть самому
  • Правописание суффиксов
  • после приставок обез - (обес-):
  • 1.В переходных - И :
  • обезлес И ть, обезвод И ть (кого-то), обессил И ть врага
  • 2. В непереходных – Е :
  • обезлес Е ть, обезвод Е ть(самому), обессил Е ть самому
1.Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л.
  • 1.Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну.
  • 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т.
  • 3. Потеря крови обессил...ла бойца.
  • 4. От потери крови он обессил...л.
. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т.  Если вы крикн...те, она проснется. Вытр...те ноги, мы помыли пол. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т.

Если вы крикн...те, она проснется.

Вытр...те ноги, мы помыли пол.

А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

Вид глагола: Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
  • Вид глагола:
  • Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
  • Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
Переходные глаголы  действие, направленное на объект:  А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас  Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.  Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:
  • Переходные глаголы
  • действие, направленное на объект:
  • А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
  • Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.
  • Непереходные глаголы
  • не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:
Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.  Действительный залог: старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс).  Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).
  • Возвратные глаголы
  • имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.
  • Действительный залог: старушка поднимается по лестнице
  • (словообразовательный постфикс).
  • Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).
Наклонение глагола:
  • Наклонение глагола:

Изъявительное (реальный факт)

Повелительное (побуждение к действию).

Условное (сослагательное) (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях): мог бы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Правописание окончаний глаголов

Автор: Хачатрян Анушик Бениковна

Дата: 31.03.2023

Номер свидетельства: 628804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе.Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_pis_mu_i_razvitiiu_riechi_v_7_klassie_pravopisaniie_okonchanii_"
    ["file_id"] => string(6) "417328"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495366243"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307940"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка 4 класс «Правописание безударных личных окончаний глаголов»"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekturokarusskoghoiazyka4klasspravopisaniiebiezudarnykhlichnykhokonchaniighlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "264671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449757362"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация по русскому языку "Правописание безударных окончаний глагола""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiiaporusskomuiazykupravopisaniiebiezudarnykhokonchaniighlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "264674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449757533"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок русского языка. Правописание окончаний глаголов I и II спряжения. "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-okonchanii-ghlagholov-i-i-ii-spriazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140841"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418031193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства