kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание местоимений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уместно использовать при изучении темы "Местоимение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание местоимений»

Обобщение изученного  по теме  «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений».

Обобщение изученного по теме «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений».

Цель урока:

Цель урока:

  • формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм (условия выбора дефисного написания и написания НЕ- и НИ-);
  • определение синтаксической роли местоимений в предложении.
Орфографическая разминка

Орфографическая разминка

  • Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
  • Выделить изученные орфограммы.
Пирож_к лишь ра_л_мила  Да кусоч_к пр_кусила. «Месяц месяц мой друж_к  П_з_лоченный рож_к!  Ты вст_ёшь во тьме глубокой…» Ст_руш_нка хлеб поймала;  «Бл_годарствую, -ск_зала, -  Бог тебя бл_госл_ви…» Вмиг тогда мой петуш_к
  • Пирож_к лишь ра_л_мила

Да кусоч_к пр_кусила.

  • «Месяц месяц мой друж_к

П_з_лоченный рож_к!

Ты вст_ёшь во тьме глубокой…»

  • Ст_руш_нка хлеб поймала;

«Бл_годарствую, -ск_зала, -

Бог тебя бл_госл_ви…»

  • Вмиг тогда мой петуш_к

Пр_подымет гр_беш_к…

Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.   Разряды местоимений:  - личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);  - возвратное (себя);  - вопросительные (кто, что, какой, каков, который, чей,  сколько - служат для выражения вопроса);  - относительные (кто, что, какой, каков, который, чей,  сколько - употребляются в сложных предложениях для  связи их частей);  - неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько,  кое-какой, какой-то и др.);  - отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, ни  сколько, некому, не с кем и др.);  - притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой и др.);  - указательные (этот, тот, такой, таков, столько);  - определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый,  иной, любой, другой).

Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их. Разряды местоимений: - личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); - возвратное (себя); - вопросительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - служат для выражения вопроса); - относительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - употребляются в сложных предложениях для связи их частей); - неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, какой-то и др.); - отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, ни сколько, некому, не с кем и др.); - притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой и др.); - указательные (этот, тот, такой, таков, столько); - определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой).

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.  Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить  два правила:  -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО;  -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить два правила: -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО; -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ.

поплыл куда-то  приплыл откуда-то  кто-то плыл  какие-то чайки  кричали о чём-то  какой-то дельфин  какие-то люди  кто-то думал  кто-нибудь встретит  кто-либо ждёт

поплыл куда-то

приплыл откуда-то

кто-то плыл

какие-то чайки

кричали о чём-то

какой-то дельфин

какие-то люди

кто-то думал

кто-нибудь встретит

кто-либо ждёт

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.  Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить  два правила:  -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО;  -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить два правила: -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО; -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ.

Самостоятельная работа.  Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) ра_рисовал причудливые узоры, сотворил н(е, и)что уд_вительное, ра_даю(т, ть)ся какие(то) звуки, р_стут (кое)какие р_стения, (кое)(с)кем пов_да(т, ть)ся, о чём(нибудь) пом_чтать, п_думать о чём(либо) приятном, н(е, и)кто подош_л (к)нему бли_ко, (н_)(с)кем не ссорься, (н_)(к)кому мне пр_езжать.

Самостоятельная работа.

Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) ра_рисовал причудливые узоры, сотворил н(е, и)что уд_вительное, ра_даю(т, ть)ся какие(то) звуки, р_стут (кое)какие р_стения, (кое)(с)кем пов_да(т, ть)ся, о чём(нибудь) пом_чтать, п_думать о чём(либо) приятном, н(е, и)кто подош_л (к)нему бли_ко, (н_)(с)кем не ссорься, (н_)(к)кому мне пр_езжать.

Проверка.  Участвовал в какой -то экспедиции, кто -то  ра з рисовал причудливые узоры, сотворил н é что уд и вительное, ра з даю тся какие -то звуки, р а стут кое- какие р а стения, кое с кем пов и да ться , о чём -нибудь пом е чтать, п о думать о чём -либо приятном, н é кто подош ё л к нему бли з ко, ни с к é м не ссорься, н é к кому мне пр и езжать.

Проверка.

Участвовал в какой -то экспедиции, кто -то ра з рисовал причудливые узоры, сотворил н é что уд и вительное, ра з даю тся какие -то звуки, р а стут кое- какие р а стения, кое с кем пов и да ться , о чём -нибудь пом е чтать, п о думать о чём -либо приятном, н é кто подош ё л к нему бли з ко, ни с к é м не ссорься, н é к кому мне пр и езжать.

Выписать из текста все местоимения  Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился. Внезапно она исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

Выписать из текста все местоимения

Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился. Внезапно она исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

Что-то, я, которая, она, которым, я, она, мне, что-нибудь

Что-то, я, которая, она, которым, я, она, мне, что-нибудь

Выводы  На этом уроке вы узнали, что:

Выводы

На этом уроке вы узнали, что:

  • местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис;
  • в отрицательных и неопределённых местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, а НИ- — в безударном положении;
  • если приставки НЕ-, НИ-, КОЕ- отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно;
  • местоимения бывают разными членами предложения.
Домашнее задание:  Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!», используя неопределённые и отрицательные местоимения.

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!», используя неопределённые и отрицательные местоимения.

Проверочная работа. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить запятые, подчеркнуть местоимения. Всё смолкло. В грозной т_шине  Ра_дался дважды голос странный  И кто(то) в дымной глубине  Взв_лся чернее мглы туманной. Всё тихо,(н_)кого здесь нет;  (Н_)кто на девушку не взглянет. Чтоб чем(нибудь) играть от скуки,  Коп_ё ст_льное взял он в руки. И од_нокие досуги  Уже (н_) с кем я не делил.

Проверочная работа. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить запятые, подчеркнуть местоимения.

  • Всё смолкло. В грозной т_шине

Ра_дался дважды голос странный

И кто(то) в дымной глубине

Взв_лся чернее мглы туманной.

  • Всё тихо,(н_)кого здесь нет;

(Н_)кто на девушку не взглянет.

  • Чтоб чем(нибудь) играть от скуки,

Коп_ё ст_льное взял он в руки.

  • И од_нокие досуги

Уже (н_) с кем я не делил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Правописание местоимений

Автор: Кочергина Зинаида Алексеевна

Дата: 22.04.2023

Номер свидетельства: 630182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«Правописание местоимений с предлогами»"
    ["seo_title"] => string(42) "pravopisaniie_miestoimienii_s_priedloghami"
    ["file_id"] => string(6) "463800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522164303"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока по русскому языку "Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_izmenenie_lichnykh_mestoimenii_po_padezham_pra"
    ["file_id"] => string(6) "543634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584714240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока рефлексии по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-rieflieksii-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-miestoimienii-s-priedloghami"
    ["file_id"] => string(6) "130080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415814646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Правописание местоимений "
    ["seo_title"] => string(29) "pravopisaniie-miestoimienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "186287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426320654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Правописание местоимений (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(41) "pravopisaniie-miestoimienii-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "186297"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства