Учитель | Швецова С.В. |
Тема Класс Предмет | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений. 4 Русский язык |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель темы | Создание условий для формирования знаний о склонении местоимений, отработки практических навыков в правописании местоимений. |
Задачи | Образовательные: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организовать деятельность учащихся по изучению изменений местоимений по падежам ; организация деятельности учащихся по формированию УУД; Развивающие: развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к языку, к культуре интеллектуального труда. |
Планируемые результаты | – Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности. – Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Методы обучения | словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | – основные: учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 4 класс – дополнительные: тетрадь, карточки - ТСО: компьютер учителя, проектор. |
№ | Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель – осознанное вхождение учащегося в учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания. | Ответы детей Запись в тетрадях | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу Организационный момент - Сегодня у нас необычный урок – на нём присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь. Образование – богатство, а применение – его совершенство. - Как вы понимаете смысл этих слов? -Я хочу и желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете в школе, не лежали мертвым грузом, а чтобы вы использовали, применяли их в своей жизни. Тогда эти знания будут идеальными, т.е совершенными. - Перед нами стоит непростая задача. Наш урок – урок открытия новых знаний. Предлагаю не терять драгоценное время. – Откройте тетради. Запишите дату 3 марта, вид работы Классная работа | Личностные УУД (самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация) Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель – подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Работают в парах Проверяют по эталону, записанному на слайде Самооценка | Организация работы в парах - Я предлагаю поработать в парах. - Возьмите карточку со словами. Карточка №1 - Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить? она, в, на, ты, а, под, он, я, они, и, но, перед, оно. - Подчеркните простым карандашом предлоги (в, на, под, перед) - Союзы - синей ручкой (а, и, но), а местоимения- зеленой ручкой (она, ты, он, я, они, оно). - Проверьте по эталону . - Какая из этих частей речи имеет форму числа? - Что вы знаете о местоимении? - Составьте кластер. - О какой части речи мы будем говорить на уроке? | Познавательные УУД (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепи рассуждений) Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. |
3 | Выявление места и причины затруднения. Цель – выявление учащимися места и причины затруднения | Ответы детей. Самооценка | Карточка №2 - Прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены? Приплыла к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно, старче?» Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает. Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою. -Как надо исправить? Запишите эти предложения. -Что вы сделали? - Как изменили местоимения? - Что значит «местоимения изменяются по падежам?» | Личностные УУД (учебно-познавательный интерес) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) Познавательные УУД. постановка и формулирование проблемы) Коммуникативные УУД (учет разных мнений) Организует «подводящий диалог». Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) Цель – обдумывание проекта будущих действий. | Дети высказывают свое мнение, участвуют в решении проблемной ситуации. Ставят учебные цели, проговаривают вслух свои личные цели | Постановка учебной проблемы, целей и формулирование темы урока. - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня мы будем говорить о склонении местоимений) – Тема нашего урока: Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений. – Какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке? – Какие личные цели вы поставили на сегодняшний урок? - Желаю их вам достичь. | Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. |
5 | Реализация построенного проекта. Цель – осуществление реализации построенного проекта. | Работа в группе Представитель группы выходит к доске и вывешивает листок. Учащиеся сравнивают результаты работы групп. Если были ошибки, то проводится коллективное обсуждение Самооценка | Организация работы по изучению темы урока. «Открытие» нового знания. - Предлагаю поработать в группах. Карточка №3 -Просклоняйте местоимения 1 группа: местоимение 2л. ед.ч. 2 группа: местоимение 2л. мн.ч. 3 группа: местоимение 1л. ед.ч. 4 группа: местоимение 1л. мн.ч. 5 группа: местоимение 3л. мн.ч. - Сделайте вывод Личные местоимения изменяются по (падежам ). При склонении личных местоимений изменяется (вся основа). | Личностные УУД (осознание ответственности за общее дело) Регулятивные УУД (познавательная инициатива) Познавательные УУД (поиск необходимой информации, анализ, синтез, обобщение) Коммуникативные УУД (учет разных мнений, достижение договоренностей и согласовании общего решения). |
6 | Физкультминутка Цель: активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление | | Если называю местоимение: Я – гладим себя по голове Ты – показываем соседу ВО! (большой палец кверху) Мы – руки в стороны | |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель – реализация типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. | Ответы детей. Запись в тетрадях Самооценка | Организует первичное закрепление нового материала. - Как определить падеж личного местоимения? - Вернемся к записанным предложениям. Укажите падеж местоимений. . | Регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция) Познавательные УУД (построение речевых высказываний, выведение следствий) Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель – самостоятельное выполнение задания на новое знание, осуществление самопроверки, сравнение с эталоном. Создание для каждого ученика ситуации успеха. | Работают самостоятельно. Самооценка | – Сейчас посмотрим, как же вы умеете применять новые знания самостоятельно. Карточка №4 -Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните местоимения. Укажите падеж. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё. Но она ещё злее рвала шляпу. | Познавательные УУД (анализ, сравнение, классификация) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, познавательная инициатива) |
8 | Рефлексия учебной деятельности. Цель – фиксирование изученного знания, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Запись задания в дневник | Итоги урока – Давайте подведём итоги урока. - Дополните кластер, который составили в начале урока. - Вернемся к высказыванию, которое читали в начале урока. Найдите в нем изучаемую сегодня на уроке часть речи. Укажите ее формы. (3 л., ед.ч., Р.п.) - Оцените свою работу на уроке по плану: - Сегодня на уроке я научился … У меня хорошо получилось … …. задание вызвало затруднение, потому что … Мне нужно ещё … - Посчитайте результаты на листах самооценки Домашнее задание – по выбору Творческое задание (по желанию): сочинить сказку про местоимение я или с. 58 упр. 122 | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |