Цели урока;1.Повторить основные синтаксические понятия.
2.Повторить изученные по теме пунктограммы :
lОбращение
lОднородные члены предложения
lСложное предложение
lПрямая речь(10)Однажды (2)темною порой наш
− ? − ? − ? − ~~~~~~
(6)витязь (5)ехал сам не свой.
- кто такой «витязь»?
- подчеркните выделенные слова как члены предложения;
- запишите термины в кроссворд под соответствующими номерами (№ 10,2,6,5);
- какого члена предложения здесь нет? Запишите его под №1.Пора красавица проснись!
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9.
- Сколько запятых и почему в этом предложении?lПриплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
В чем особенность этого предложения? Составьте схему. Объясните знаки.
-А: «П?»lСегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина: стихи, сказки, поэмы.
- Какого знака не хватает? Объясните его. 8 : O, O, O.
- Запишите название под №13.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
Просмотр содержимого документа
«Повторение темы "Синтаксис"»
Урок-кроссворд
Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
6 класс
Горбунова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г. Саранска РМ
Цели урока:
- Повторить основные синтаксические понятия.
- Повторить изученные по теме пунктограммы :
- Обращение
- Однородные члены предложения
- Сложное предложение
- Прямая речь
Напутствие в дорогу.
- Предложения для разбора взяты из произведений поэта, гордости русской литературы. Его имя нам предстоит узнать, это нетрудно будет сделать.
- Все термины в ходе выполнения заданий записываются в кроссворд.
- Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках вы прочитаете название вида предложения по наличию главных членов.
Задание 1 - разминка
Мороз и солнце; день чудесный!
- Из какого стихотворения строка?
- Подумайте, кто автор?
- Назовите вид предложения по интонации.
- Выразительно прочитайте.
Задание 2: мини-диктант
(10)Однажды (2)темною порой наш
− ∙ − ∙ − ∙ − ~~~~~~
(6)витязь (5)ехал сам не свой.
- кто такой «витязь»?
- подчеркните выделенные слова как члены предложения;
- запишите термины в кроссворд под соответствующими номерами (№ 10,2,6,5);
- какого члена предложения здесь нет? Запишите его под №1.
Задание 3
- Послушайте предложение, определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов.
- Запишите название предложения под № 3
- Какие ещё виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете?
- Приведите примеры.
Задание 4
Спишите предложение, расставьте запятые:
Зимы ждала ждала природа снег выпал только в январе.
- Как называется подчёркнутая часть одним словом? Запишите этот термин под №4 .
- Сколько частей в этом предложении? Докажите.
- Как называется предложение с несколькими основами? Запишите термин под № 12 . Составьте схему.
- Есть ли ещё знаки препинания? Где и почему стоят? Объясните в схеме. Запишите термин под № 11.
- А когда запятая не ставится при однородных членах предложения?
О и О
Задание 5 - анализ предложения
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
- Какое это предложение по количеству основ? Докажите.
- Объясните знак.
- Чем соединены части предложения? Запишите название под № 7 .
- Ставится ли запятая в простом предложении перед союзом А?
Задание 6 – слуховой диктант
- Послушайте предложение и определите его вид по цели высказывания.
- Запишите термин под № 8.
- Какие ещё виды предложений по цели высказывания знаете?
Задание 7 – списывание
Пора красавица проснись!
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9.
- Сколько запятых и почему в этом предложении?
Задание 7 – списывание
Пора , красавица, проснись!
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9.
- Сколько запятых и почему в этом предложении?
Задание 8 – составление схемы
- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
В чем особенность этого предложения? Составьте схему. Объясните знаки.
А : «П?»
Задание 9 - списывание
- Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина стихи, сказки, поэмы.
- Какого знака не хватает? Объясните его.
Задание 9 - списывание
- Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина : стихи, сказки, поэмы.
- Какого знака не хватает? Объясните его. : O, O, O.
- Запишите название под №13 .
Итог урока
- Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?
- Из каких произведений были взяты строки?
3
10
2
1
4
8
11
5
6
9
7
12
13