Цели урока;1.Повторить основные синтаксические понятия.
2.Повторить изученные по теме пунктограммы :
lОбращение
lОднородные члены предложения
lСложное предложение
lПрямая речь(10)Однажды (2)темною порой наш
      − ? − ? − ? −     ~~~~~~
(6)витязь (5)ехал сам не свой.
- кто такой «витязь»?
- подчеркните выделенные слова как члены предложения;
- запишите термины в кроссворд под соответствующими номерами (№ 10,2,6,5);
- какого члена предложения здесь нет? Запишите его под №1.Пора красавица проснись!
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9.
- Сколько запятых и почему в этом предложении?lПриплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
В чем особенность этого предложения? Составьте схему. Объясните знаки.
-А: «П?»lСегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина: стихи, сказки, поэмы.
- Какого знака не хватает? Объясните его. 8 : O, O, O.
- Запишите название под №13.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Повторение темы "Синтаксис"»
            
            
                                                            
     
Урок-кроссворд 
Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» 
6 класс 
Горбунова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г. Саранска РМ 
 
     
Цели урока: 
- Повторить основные синтаксические понятия. 
- Повторить изученные по теме пунктограммы : 
- Обращение 
- Однородные члены предложения  
- Сложное предложение 
- Прямая речь 
 
     
Напутствие в дорогу. 
- Предложения для разбора взяты из произведений поэта, гордости русской литературы. Его имя нам предстоит узнать, это нетрудно будет сделать. 
- Все термины в ходе выполнения заданий записываются в кроссворд. 
- Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках вы прочитаете название вида предложения по наличию главных членов. 
 
     
Задание 1 - разминка 
Мороз и солнце; день чудесный! 
- Из какого стихотворения строка? 
- Подумайте, кто автор? 
- Назовите вид предложения по интонации. 
- Выразительно прочитайте. 
 
 
     
Задание 2: мини-диктант 
(10)Однажды  (2)темною порой наш 
 − ∙ − ∙ − ∙ −  ~~~~~~ 
(6)витязь (5)ехал сам не свой. 
- кто такой «витязь»? 
- подчеркните выделенные слова как члены предложения; 
- запишите термины в кроссворд под соответствующими номерами (№ 10,2,6,5); 
- какого члена предложения здесь нет? Запишите его под №1.  
 
     
Задание 3 
- Послушайте предложение, определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов.  
- Запишите название предложения под № 3 
- Какие ещё виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? 
- Приведите примеры. 
 
     
Задание 4 
Спишите предложение, расставьте запятые: 
 
Зимы ждала ждала природа снег выпал только в январе. 
 
     
- Как называется подчёркнутая часть одним словом? Запишите этот термин под №4 . 
- Сколько частей в этом предложении? Докажите. 
- Как называется предложение с несколькими основами? Запишите термин под № 12 . Составьте схему. 
- Есть ли ещё знаки препинания? Где и почему стоят? Объясните в схеме. Запишите термин под № 11. 
- А когда запятая не ставится при однородных членах предложения?   
О и О 
 
     
Задание 5 - анализ предложения 
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. 
- Какое это предложение по количеству основ? Докажите. 
- Объясните знак. 
- Чем соединены части предложения? Запишите название под № 7 . 
- Ставится ли запятая в простом предложении перед союзом А?   
 
     
Задание 6 – слуховой диктант 
- Послушайте предложение и определите его вид по цели высказывания. 
- Запишите термин под № 8. 
- Какие ещё виды предложений по цели высказывания знаете? 
 
     
Задание 7 – списывание 
Пора красавица проснись! 
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9. 
- Сколько запятых и почему в этом предложении? 
 
     
Задание 7 – списывание 
Пора ,  красавица, проснись! 
- Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9. 
- Сколько запятых и почему в этом предложении? 
 
     
Задание 8 – составление схемы 
- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 
В чем особенность этого предложения? Составьте схему. Объясните знаки. 
А : «П?» 
 
     
 
     
Задание 9 - списывание 
- Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина стихи, сказки, поэмы. 
- Какого знака не хватает? Объясните его. 
 
     
Задание 9 - списывание 
- Сегодня мы вспоминаем любимые произведения Пушкина : стихи, сказки, поэмы. 
- Какого знака не хватает? Объясните его.  : O, O, O. 
- Запишите название под №13 . 
 
     
Итог урока 
- Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда? 
- Из каких произведений были взяты строки? 
 
     
3 
10 
2 
1 
4 
8 
11 
5 
6 
9 
7 
12 
  
13