Данная презентация иллюстрирует обобщающий урок в 4 классе по руусскому языку. Рассматриваются основные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение. Части речи.»
ТЕМА
Части речи. Повторение.
4 класс
Патрушева Елена Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школа 569 г. Санкт - Петербурга .
Летом в спортивном лагере Максим из Волгограда познакомился с Юрой из Санкт-Петербурга. Мальчики подружились и стали общаться через Интернет. Максим написал письмо Юре, в котором просил рассказать о Санкт-Петербурге. Юра написал ответ, но компьютерный вирус уничтожил часть текста. Вот что прочитал Максим:
Здравствуй, Максим! Я очень люблю свой город и с радостью расскажу о нём.
Санкт-Петербург - один из самых ….. городов мира. Он стоит на реке Неве, над которой повисли ….. . Среди них есть и разводные. По количеству мостов Санкт-Петербург ….. первое место в мире.
В нашем городе много памятников, дворцов и парков. На берегу Невы ….. памятник основателю города Петру I – Медный всадник. В любое время года красивы ….. крепость, Зимний дворец, Исаакиевский ….. .
….. в Санкт-Петербурге прямые и широкие, их украшают тополя, липы и другие ..... . ..... улица города - Невский проспект.
В одном письме всего не расскажешь. Приезжай, я …... тебе Петербург, ….. на речном трамвайчике.
Твой друг Юра.
Прочитав электронное письмо, Максим понял, что оно о Петербурге, но его огорчило то, что в тексте отсутствовали важные слова, смысл которых он сам восстановить не мог.
Можно ли определить сразу отсутствующие слова, чтобы восстановить текст письма без ошибок?
Есть ли у вас желание определить утраченные слова, чтобы восстановить текст письма Юры и помочь Максиму понять его содержание?
Части речи
Самостоятельные
Служебные
Существительное
Прилагательное
Глагол
Имя существительное
Задание 1 (З)
Прочитайте текст и назовите имена существительные.
Назовите грамматические признаки существительного в каждом словосочетании: «статные осины», «ветки шевелятся».
Задание2 . ( П )
Можно ли утверждать, что в словосочетании «подле красивой липы» существительное стоит в Д.п.? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У)с взаимопроверкой
Составьте предложение, используя предложенные слова: стайка, воробей, разместилась, верхушка, сосна.
Определите падеж каждого имени существительного
Диагностическое задание
1. Оформите фразу – конструкт.
Имя существительное – это ……, которая отвечает на вопросы …., …. и обозначает …. . Имена существительные имеют …, …, … род и изменяются по …. .
2. Напишите к каждому предложенному существительному мужского рода пару женского рода.
Друг (м.р.) – подруга (ж.р.)
Учитель - ………..
Воспитанник - ……….
Горожанин - ………….
Петербуржец - …………
3. Определите грамматические признаки каждого существительного.
Имя прилагательное- это…, которая отвечает на вопросы…,…,…,… и обозначает …. Имена прилагательные изменяются по числам и по родам в ….В предложении имя прилагательное связано с …
2. Определите окончание имени прилагательного в тексте каждой пословицы и впишите его.
Стар… друг лучше нов… двух.
Жизнь дана на добр… дела.
Крепк… дружбу водой не разольёшь.
Хорош… друг- настоящий клад.
Маленьк… дело лучше больш… безделья.
Лучше горьк…правда, чем сладк… ложь.
3.Прочитайте словосочетания, спишите их, выделяя окончания, при необходимости внесите исправления.
Глагол
Задание 1
Прочитайте текст, назовите глаголы.
С неба солнце посылает прощальные лучи. Землю покрыл ковёр из пёстрых листьев. Деревья стоят в ярком наряде. Птицы улетели в далёкие страны. Скоро снег покроет деревья пушистыми хлопьями.
Назовите признаки глагола.
Задание 2
Можно ли утверждать, что в тексте второго предложения глагол стоит в форме ед.ч. настоящего времени? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3
Прочитайте текст, определите глаголы и напишите их в соответствующую колонку:
3. Напишите каждое предложение, употребив глагол в форме ед.ч., пр.вр.
Берёза блестит на солнце.
Солнце согревает землю жаркими лучами.
На ветке весело чирикает воробей.
Диагностика качества освоения темы
1. Прочитайте слово, определите часть речи, соотнесите с ее названием стрелочкой.
листья
голубое
на имя существительное
крик
ведут имя прилагательное
ясный
морозная глагол
льётся
из
поляна
2. Напишите по одному слову, которое соответствует данным грамматическим признакам.
Имя прилагательное в ед.ч., ср.р.-………………….
Глагол во мн.ч., наст.вр.- …………..
Имя существительное одуш., собств., м.р., в П.п.-…………………………
3. Напишите название части речи, которой характерны данные признаки.
• Слово имеет род - …
• Слово изменяется по родам - …
• Слово склоняется - …
4. Прочитайте и исправьте ошибки в тексте.
Была тихое летние утро. На вершине холма виднелась небольшая деревеньки. По узкой дорожке шли молодые женщина в белом платье и в круглой соломенной шляпке.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
Восстановите текст письма Юры о Санкт-Петербурге, используя слова для справок.
Здравствуй, Максим! Я очень люблю свой город и с радостью расскажу о нём.
Санкт-Петербург - один из самых ….. городов мира. Он стоит на реке Неве, над которой повисли ….. . Среди них есть и разводные. По количеству мостов Санкт-Петербург ….. первое место в мире.
В нашем городе много памятников, дворцов и парков. На берегу Невы ….. памятник основателю города Петру I – Медный всадник. В любое время года красивы ….. крепость, Зимний дворец, Исаакиевский ….. .
….. в Санкт-Петербурге прямые и широкие, их украшают тополя, липы и другие ..... . ..... улица города - Невский проспект.
В одном письме всего не расскажешь. Приезжай, я …... тебе Петербург, ….. на речном трамвайчике.
Твой друг Юра.
Слова для справок: главный, покатаемся, Петропавловская, покажу, увезу, замечательный, находится, мост, собор, красивый, занимает, деревья, дома, улицы, стоит, важная, здание, кустарники.
Импровизационный вариант
Восстановите текст письма Юры, используя приобретённые знания и умения данной темы .
Эвристический вариант
Напишите рассказ о Санкт-Петербурге, который заинтересует любого школьника и вызовет желание посетить этот город.
Самоанализ и самооценка ученика
I. Задание на самоанализ .
Закончите предложения:
1Мне важно определять части речи, для того чтобы ……
2. Чтобы написать письмо другу без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) письмом другу, которое написал сам.