Просмотр содержимого документа
«Порядковіе числительніе. Презентация к уроку»
Порядковые числительные
ЦЕЛИ:
1) дать учащимся знания о порядковых числительных, об их склонении;
2) формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных и их употребления в речи; развивать умения выражать свои мысли;
3) воспитывать у учащихся интерес к слову, к русскому языку.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
А как мы с вами рассчитывались? И у каждой группы есть номер. На что указывают эти числительные? Делаем вывод, какие это числительные?
Значит тема сегодняшнего урока? Учащиеся записывают тему урока
«Порядковые числительные»
Прочитайте и решите шараду. Назовите порядковые числительные, определив их роль в тексте.
Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй, Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.
Числительное
Самостоятельная часть
обозначает число, количество предметов, порядок при счете
Сколько? Который? (Какой?)
Порядковые числительные
Называют порядковый номер предметов при их счёте
Первый том, второй том, … двадцатый том
Порядковые числительные
Отвечают на вопросы:
Который? Какой? Какая? Какое? Какие?
Количественные
числительные
Порядковые числительные
Например:
три третий
четыре четвертый
сто сотый
первый и второй
Исключение:
Разряд числительных
Количественные
Порядковые
Пять, двадцать три, шестьдесят
Пятый, сто двадцать третий
1.Упражнение 261. Прочитать текст.
Работа по группам: первая – первый абзац; вторая – второй абзац; третья – третий и четвертый абзац. Прочитать, выписать числительные и определить разряд (цифры записать словами).
Какая информация содержится в тексте? Какую роль играют числительные в тексте?
2. Просклоняйте числительные:
1)третий, сорок восьмой;
2)пятый, триста девяностый;
3)восьмой, двухтысячный.
И. третий сорок восьмой пятый триста девяностый
Р. третьего сорок восьмого пятого триста девяностого
Д. третьему сорок восьмому пятому триста девяностому
В. третий сорок восьмой пятый триста девяностый
Т. третьим сорок восьмым пятым триста девяностым
П. о третьем о сорок восьмом о пятом о триста девяностом
1)Маша перевернула 31 страницу. А. С. Пушкин родился в 1799 году.
2)Нужная информация была лишь в 21 томе. Н. В. Гоголь родился в 1809 году.
3) 125 километр мы преодолели с трудом. Т. Г. Шевченко родился в 1814 году.
1)Маша перевернула тридцать первую страницу. А. С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.
2)Нужная информация была лишь в двадцать первом томе. Н. В. Гоголь родился в тысяча восемьсот девятом году.
3) Сто двадцать пятый километр мы преодолели с трудом. Т. Г. Шевченко родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году.
6. Запишите цифры словами. Выделите окончания.
1) 12 апреля, 5 день, 135000 посетитель.
2) 19 конфета, 1 сентября, 3000000 житель.
3)Сбил 7 мишень, 1 Мая, 5000 экземпляр.
1) Двенадцатое апреля, пятый день, стотридцатипятитысячный посетитель.
2) Девятнадцатая конфета, первое сентября, трёхмиллионный житель.
3)Сбил седьмую мишень, Первое мая, пятитысячный экземпляр.
7. Отгадайте загадки.
Моё величество Обозначает количество. Сколько? Два или пятнадцать, Девять, десять или двадцать. Ну а вдруг сто двадцать пять? Смотря чего, нам же не знать. Люблю я также и порядок, Для меня он очень сладок. Который? Первый, второй, Сто тридцать седьмой. Часть речи я изумительная, А называюсь...
Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 синицы.
5 братьев годами равные, да ростом разные. У 2 матерей по 5 сыновей,
1 всем имя
У 7 братьев по 1 сестрице. Много ли сестер? Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? 4 брата бегут, друг друга не догоняют.