kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации вы найдете теоретический материал и алгоритм выполнения, который содержит только то, что необходимо и достаточно для выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Задание 1  ЕГЭ  по русскому языку

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку 1. Прочитать внимательно сам текст. Варианты ответов читать пока не следует, иначе можно запутаться. 2. Определить тему текста. Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте. 3. Попробовать сформулировать (предположить) основную мысль текста. Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор по теме. Это то, для чего написан текст. В задании 1 ЕГЭ основная мысль часто (но не всегда!) содержится во втором и третьем предложениях текста (из трёх имеющихся). Если трудно сразу сформулировать основную мысль, то переходим к пункту 4 Алгоритма . Его следует выполнять в любом случае.

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку

1. Прочитать внимательно сам текст. Варианты ответов читать пока не следует, иначе можно запутаться.

2. Определить тему текста.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

3. Попробовать сформулировать (предположить) основную мысль текста.

  • Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор по теме. Это то, для чего написан текст. В задании 1 ЕГЭ основная мысль часто (но не всегда!) содержится во втором и третьем предложениях текста (из трёх имеющихся). Если трудно сразу сформулировать основную мысль, то переходим к пункту

4 Алгоритма . Его следует выполнять в любом случае.

4 . Подчеркнуть в каждом предложении текста ключевые слова. Это главные, опорные слова, без которых смысл предложения теряется.

Выписать ключевые слова на черновик.

С помощью ключевых слов кратко пересказать текст (сжать его).  Пересказ лучше начинать с конца!  Это поможет понять основную мысль и отбросить лишнюю информацию. Иными словами, в кратком пересказе как раз и будет содержаться основная мысль текста.

5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробовать установить причинно-следственную связь между частями текста (это может быть связь между предложениями либо частями предложений). Важно понять, что от чего зависит и чем обусловливается.

Необходимо обратить особое внимание на союзы, союзные слова, вводные слова. Они нередко помогают установить причинно-следственную связь. Например, союз «потому что» указывает на то, что после него обозначена причина. Вводные слова «таким образом» обозначают, что в предложении, в котором они употреблены, содержится вывод.

6. Проверить по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).

Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию.

Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно  главная  информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.

Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), желательно сослаться на конкретное предложение текста. А чтобы установить, какая информация – главная или второстепенная – приведена в высказывании, необходимо вспомнить основную мысль и краткий пересказ текста (см. пункты 3, 4 Алгоритма). Также следует учитывать причинно-следственную связь (см. п.5 Алгоритма).

Возможны следующие ситуации:

а) в высказывании  вся информация неверная , она противоречит содержанию текста (иными словами, в тексте вообще отсутствовали такие сведения либо содержалась противоположная информация);

б) в высказывании  часть  информации  верна , а  часть неверна  (в тексте не было таких сведений либо содержалась противоположная информация);

в) в высказывании приведена верная информация, но она второстепенная (детали, подробности),  нет главной ; другими словами, информация верная, но неполная;

г) в высказывании приведена  не вся главная информация  (то есть информация верная, но неполная).

Во всех указанных случаях высказывание не будет правильным и не будет считаться ответом к заданию 1 ЕГЭ.

Помните!   Правильное высказывание должно содержать информацию, которая одновременно является верной и главной!

-Таких высказываний в задании 1 ЕГЭ может быть два и более. Смысл у них один и тот же, а речевое оформление различается. Иными словами, содержание одинаковое , а формы разные.

7. Записать в бланк ответов ЕГЭ номера (два и более) верных высказываний.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено анализу небольшого текста научного стиля. Текст связан с языкознанием, биологией, физикой, химией или другими науками. -Текст в этом задании обычно состоит из трёх предложений. -Под текстом помещены пять вариантов ответов, которые необходимо проверить на соответствие содержанию текста. Важно не только то, является ли информация правильной, не противоречащей тексту, но и то, является ли она главной (а не второстепенной)! -Главная информация – это фактически основная мысль текста. Обратим внимание!  В задании 1 ЕГЭ всегда два и более правильных ответа. -В этом задании не может быть только один правильный ответ.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено анализу небольшого текста научного стиля. Текст связан с языкознанием, биологией, физикой, химией или другими науками.

-Текст в этом задании обычно состоит из трёх предложений.

-Под текстом помещены пять вариантов ответов, которые необходимо проверить на соответствие содержанию текста. Важно не только то, является ли информация правильной, не противоречащей тексту, но и то, является ли она главной (а не второстепенной)!

-Главная информация – это фактически основная мысль текста.

Обратим внимание!  В задании 1 ЕГЭ всегда два и более правильных ответа.

-В этом задании не может быть только один правильный ответ.

Формулировка задания 1 ЕГЭ по русскому языку

1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Выполним задание в соответствии с Алгоритмом выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку. 1. Прочитаем внимательно сам текст. 1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства;  фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. 2. Определим тему текста. 3. Попробуем сформулировать (предположить) основную мысль текста . Тема текста – фразеологизмы . «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

Выполним задание в соответствии с Алгоритмом выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Прочитаем внимательно сам текст.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

2. Определим тему текста.

3. Попробуем сформулировать (предположить) основную мысль текста .

Тема текста – фразеологизмы .

«Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

4. Подчеркнём в каждом предложении текста ключевые слова . Выпишем их на черновик. -В первом предложении это следующие слова:  -Из второго предложения выпишем слова  -Из третьего предложения выпишем слова  . С помощью ключевых слов попробуем кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ начнём с конца. « Важно знать значения фразеологизмов, так как они способны воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».  Видим, что краткий пересказ совпал с ранее сформулированной основной мыслью (пункт 3 Алгоритма). Значит, мы правильно определили основную мысль. Обратим внимание на то, что в ходе пересказа « отпали» ключевые слова первого предложения текста (функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится»). Видимо, они не являются важными для раскрытия основной мысли. «функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится». «фразеологические средства способны воздействовать на…собеседника во время публичного выступления». «важно знать значение разных фразеологических выражений»

4. Подчеркнём в каждом предложении текста ключевые слова . Выпишем их на черновик.

-В первом предложении это следующие слова: 

-Из второго предложения выпишем слова 

-Из третьего предложения выпишем слова  .

С помощью ключевых слов попробуем кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ начнём с конца. « Важно знать значения фразеологизмов, так как они способны воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

Видим, что краткий пересказ совпал с ранее сформулированной основной мыслью (пункт 3 Алгоритма). Значит, мы правильно определили основную мысль.

Обратим внимание на то, что в ходе пересказа « отпали» ключевые слова первого предложения текста (функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится»). Видимо, они не являются важными для раскрытия основной мысли.

«функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится».

«фразеологические средства способны воздействовать на…собеседника во время публичного выступления».

«важно знать значение разных фразеологических выражений»

5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробуем установить причинно-следственную связь между частями текста. Обратим внимание на наречие «поэтому» в третьем предложении текста. Рассуждаем следующим образом. Фразеологизмы выражают отношение к предмету речи. Они оказывают воздействие во время публичных выступлений, поэтому важно знать значение фразеологизмов. Очевидна причинно-следственная связь между вторым и третьим предложениями текста. 6. Проверим по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания). Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию. Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста. Будем перечитывать основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма) и вспоминать причинно-следственную связь (пункт 5 Алгоритма).

5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробуем установить причинно-следственную связь между частями текста.

Обратим внимание на наречие «поэтому» в третьем предложении текста.

Рассуждаем следующим образом.

Фразеологизмы выражают отношение к предмету речи.

Они оказывают воздействие во время публичных выступлений, поэтому важно знать значение фразеологизмов.

Очевидна причинно-следственная связь между вторым и третьим предложениями текста.

6. Проверим по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).

Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию.

Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.

Будем перечитывать основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма) и вспоминать причинно-следственную связь (пункт 5 Алгоритма).

Проверим первое высказывание. 1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать. -Как мы видим, высказывание не противоречит тексту, поскольку содержит верную информацию. -Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретные предложения текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах. -Далее, вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений». -Высказывание передаёт основную мысль текста, то есть в нём приведена вся главная информация, ничего не упущено. Вариант 1) верный и полный. Он будет являться одним из ответов к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 1.

Проверим первое высказывание.

1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

-Как мы видим, высказывание не противоречит тексту, поскольку содержит верную информацию.

-Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретные предложения текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.

-Далее, вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

-Высказывание передаёт основную мысль текста, то есть в нём приведена вся главная информация, ничего не упущено.

Вариант 1) верный и полный. Он будет являться одним из ответов к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 1.

Проверим второе высказывание. 2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.  Такое высказывание не противоречит тексту. -Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретное предложение текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (1) и (2) текста о фразеологизмах. -Осталось проверить, приведена ли в нём вся главная информация. -Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений». -В высказывании приведена не вся главная информация. Не сказано, что важно знать значения фразеологизмов. -Информация, содержащаяся в варианте 2), верная, но неполная. Цифру 2 выписывать не будем.

Проверим второе высказывание.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится. Такое высказывание не противоречит тексту.

-Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретное предложение текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (1) и (2) текста о фразеологизмах.

-Осталось проверить, приведена ли в нём вся главная информация.

-Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

-В высказывании приведена не вся главная информация. Не сказано, что важно знать значения фразеологизмов.

-Информация, содержащаяся в варианте 2), верная, но неполная. Цифру 2 выписывать не будем.

Проверим третье высказывание. 3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. Очевидно, что в этом высказывании фактически приведено только второе предложение текста (даже лишь часть второго предложения), чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль передана лишь частично. Информация верная, но неполная. Следовательно, вариант 3) не подойдёт. Цифру 3 выписывать не будем.

Проверим третье высказывание.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

Очевидно, что в этом высказывании фактически приведено только второе предложение текста (даже лишь часть второго предложения), чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль передана лишь частично.

Информация верная, но неполная.

Следовательно, вариант 3) не подойдёт. Цифру 3 выписывать не будем.

Проверим четвёртое высказывание. Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция. В этом высказывании фактически приведено только первое предложение текста, чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль отражена частично. Информация верная, но неполная. Таким образом, вариант 4) не подойдёт. Цифру 4 выписывать не будем.

Проверим четвёртое высказывание.

Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

В этом высказывании фактически приведено только первое предложение текста, чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль отражена частично.

Информация верная, но неполная.

Таким образом, вариант 4) не подойдёт. Цифру 4 выписывать не будем.

Проверим пятое высказывание. Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно. Высказывание не противоречит тексту. Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений». Высказывание не противоречит тексту. Оно соответствует основному содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах. В нём отражена главная информация, соответствующая основной мысли текста. Таким образом, высказывание 5) является верным и полным. Оно будет являться вторым ответом к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 5. 7. Запишем в бланк ответов ЕГЭ номера верных высказываний. Это высказывания 1 и 5. Ответ: 15

Проверим пятое высказывание.

Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Высказывание не противоречит тексту.

Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

Высказывание не противоречит тексту. Оно соответствует основному содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.

В нём отражена главная информация, соответствующая основной мысли текста.

Таким образом, высказывание 5) является верным и полным. Оно будет являться вторым ответом к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 5.

7. Запишем в бланк ответов ЕГЭ номера верных высказываний. Это высказывания 1 и 5.

Ответ: 15


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Автор: Тодошева Людмила Викторовна

Дата: 07.05.2020

Номер свидетельства: 548931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка  на тему "Содержательный анализ текста С.Львова" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sodierzhatiel-nyi-analiz-tieksta-s-l-vova"
    ["file_id"] => string(6) "228869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441539752"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства