kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пишем сжатое изложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Пишем сжатое изложение" предназначена для демонстрации на уроках русского языка по подготовке учащихся 9 класса к основному государственному экзамену. Ученики познакомятся со способами компрессии (сжатия) текста. На конкретных примерах можно будет отработать такие приёмы сжатия как исключение, обобщение, упрощение и другие. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пишем сжатое изложение»

Пишем сжатое изложение  (приёмы компрессии текста)

Пишем сжатое изложение

(приёмы компрессии текста)

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся  Исключение

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо

При исключении необходимо

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  • Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко)  (22 слова)  избыточными
  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
  • Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится Сказка живет везде, во во всем ( 5 слов)
Обобщение или объединение

Обобщение или объединение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо

При объединении необходимо

  • Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  • Найти в них общее.
  • Объединить эти факты на основе общего.
  • Сформулировать получившееся предложение.

  • Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо

При замене необходимо

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  • Сформулировать получившееся предложение.

  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
  • Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

  • Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
  • Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)
Сочетание исключения и замены   Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова)

Сочетание исключения и замены

  • Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . (64 слова)

  • Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения

Сочетание замены, исключения и объединения

  • Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите количество абзацев, ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план.  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  • При первом чтении :
  • Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  • Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  • Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
  • Запомните последовательность событий, рассуждений.
  • Определите количество абзацев, ключевые слова.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение) После второго чтения

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части.
  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
  • Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами.
  • Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Пишем сжатое изложение

Автор: Орлова Галина Семёновна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Пишем сжатое изложение""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_pishiem_szhatoie_izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "385156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485693636"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по подготовке к ОГЭ по русскому языку на тему: "Пишем сжатое изложение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_podghotovkie_k_oge_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pishiem_szhato"
    ["file_id"] => string(6) "435737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509456442"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)"
    ["seo_title"] => string(64) "urokrazvitiiariechiszhatoieizlozhieniiepriiomykompriessiitieksta"
    ["file_id"] => string(6) "273668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока "Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева" "
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotka-uroka-szhatoie-izlozhieniie-po-matierialam-stikhotvorieniia-v-prozie-vorobiei-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "103075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства