Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пишем сжатое изложение"»
Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения» ( 2 часа)
Учитель Шевандина Е. А.
Цели урока:
- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать структурированное восприятие и содержание текста;
- формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
- формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста
Развивающие:
- развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста)
- мобилизация памяти.
Воспитательная:
- воспитать интерес к литературе, к чтению.
Ход урока.
Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель.
-На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.
Вспомните, в чём особенность такого вида изложения?
Ученик.
- При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем
пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Учитель.
- Действительно, сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста
при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.
Учитель.
- Цель нашего урока заключается в том, чтобы каждый из вас на-
учился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Учитель.
- Что такое тема?
Ученик.
-Тема- это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.
Учитель.
-Что такое микротема?
Ученик.
-Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста
( пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).
Знакомство с текстом.
- Текст слушаете, воспринимаете его как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который поможет написать сжатое изложение.
В семье Попельских родился слепой ребёнок.
Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределённым взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом.
Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное
выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьёзным.
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:
- Скажите мне, отчего он такой?
- Какой ?- равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.
- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…
- Дитя не может ещё координировать движения рук с зрительными впечатлениями,- ответил доктор.
- Отчего он смотрит всё в одном направлении?.. Он… он слеп ?- вырвалась
вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог её успокоить.
Доктор взял ребёнка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребёнка к груди.
Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп.
Он зажёг свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущённым видом:
- К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп,
и притом безнадёжно…
Мать выслушала это известие с спокойной грустью.
- Я знала давно,- сказала она тихо.
( Из повести В. Г. Короленко « Слепой музыкант»).
Учитель.
- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для
этого мы поработаем над содержанием текста.
4.Анализ текста.
Учитель.
- Назовите признаки текста.
Ученик.
- Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики. Текст имеет идею. Грамматическая связь между предложениями.
Учитель.
-Слова темы или основной мысли, повторяющиеся в тексте в од-
ной и той же или в разных формах или заменённые синонимами,
являются ключевыми.
Велика роль первого и последнего предложения в тексте, которые особенно подчёркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.
Учитель.
- Определите тему текста и выпишите ключевые слова.
Ученик.
-Темой текста является рождение слепого ребёнка, ключевые слова, определяющие тему: глаза, взгляд, зрачок, зрительные впечатления, слеп, офтальмолог, глаза, слеп.
Учитель.
- Страшное для матери слово « слеп» сначала произносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.
Ученик.
Микротемы:
Странное выражение детского лица.
Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.
Первый осмотр мальчика доктором.
Беспредельная боль души матери.
Диагноз офтальмолога.
Спокойная грусть матери.
Учитель.
- Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
- Тип данного текста - повествование. Повествование- это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности. Главный вопрос повествования- что произошло? В тексте сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребёнок, и о том, как это обнаружилось.
Учитель.
- У каждого типа речи своя композиция и определённый способ связи между предложениями.
Первое предложение является вступлением, констатирующим
факт без всяких эмоций. Его можно считать завязкой. Кульминация - догадка матери: «…он слеп?» Развязка - приговор офтальмолога.
Связь между предложениями - цепная. Она осуществляется контекстуальными синонимами ( мать, молодая женщина, сударыня), антонимами ( равнодушно- с беспокойством, смотрит- слеп), чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида (глядел, глядят, не поворачивало; родился, не заметил, прояснились, сошла, заметила), местоимениями, однокоренными словами (слепой ребёнок- этого; смотрят новорождённые- нового человека- его глаза).
Учитель.
- Главная мысль автора?
Ученик.
- Безмерность материнского горя и мужества матери, её готовности
и способности выдержать всё из любви к сыну.
Учитель.
- Как можно озаглавить текст?
Ученик.
- «Материнское горе».
Учитель.
- Определите стиль данного текста. Обратите внимание на лексику
данного стиля.
- Ученик.
- Это художественный стиль. Приметами его являются: ритм, образность, эпитеты (спокойная грусть, страшная догадка), сравнения ( как испуганная горлица, как подстреленная птица),
метафора (уходили дни, сошла поволока).
Учитель.
- Здесь очень выразителен эпитет «спокойной грустью», психологически точно передающий чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь её сына и как особенно нужна будет ему её любовь и поддержка.
Горе её, безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать всё возможное для него звучит в последнем предложении и подчёркнуто наречием « тихо».
5.Работа над сжатием текста.
Учитель.
- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
- К основным приёмам сжатия текста относятся:
1. Замена:
* однородных членов обобщающим словом;
* фрагмента предложения синонимичным выражением;
* предложения или его части указательным местоимением , определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
* сложноподчинённого предложения простым предложением;
* прямой речи косвенной.
Пример до сжатия: ( коллективная работа)
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
( Сокращение количества структурных частей сложного предложения).
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
2.Исключения:
* отдельных членов предложения, однородных членов;
* повторов;
* фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.
Пример до сжатия: ( коллективная работа)
Он знал разные языки: французский, итальянский и молдавский, и
никто не мог распознать в нём русского.
( Удаляем из текста ряд однородных членов при обобщающем слове)
Пример после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
Объединения:
* образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи
Рассмотрим эти способы подробно.
Пример до сжатия: ( коллективная работа)
Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали
о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
После сжатия:
В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
Учитель.
Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться её
советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение».
- Выделите в тексте важные мысли ( микротемы)
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Составьте план, озаглавив каждую микротему.
-Подумайте, что можно исключить в каждой части
- Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Запишите изложение грамотно.
Учитель.
- Прочитайте текст ещё раз. Создайте сжатое изложение.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
Вариант сжатого изложения:
В семье Попельских родился слепой ребёнок.
Мать первая заметила неподвижное и очень серьёзное выражение детского лица.
Молодая женщина с тревогой спрашивала у людей, отчего он такой.
Но люди считали, что ребёнок ничем не отличается от других детей своего возраста. Он просто не может координировать движения рук. Но
мать догадалась, что её ребёнок слеп.
Доктор внимательно осмотрел мальчика, а затем уехал, но обещал вернуться.
Мать горько плакала, прижимая ребёнка к груди.
Доктор привёз офтальмоскоп, ещё раз осмотрел ребёнка и смущённо
сообщил женщине, что её сын слеп.
Мать выслушала это известие со спокойной грустью.
- Я знала давно,- сказала она тихо.
Список использованной литературы:
Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА; учебно-методическое пособие ( под ред. Н. А. Сениной).
2.Уроки русского языка. Методическое пособие 9 кл. ( М.В. Фё-
дорова )
3.ОГЭ выпускников 9 кл. в новой форме ФИПИ (И .П. Цыбулько
2016 )
4.Подготовимся к итоговой аттестации вместе;( Т.Н. Трунцева;