Данный урок рассчитан на повторение ранее изученного (5 класс), изучение нового материала (общий род существительных). Тип урока соответствует ФГОС. Учащиеся сами определяют развивающие, воспитывающие, обучающие цели урока, работают в индивидуальном порядке, в паре, в коллективе, оценивая свои результаты самостоятельно. Преимуществом урока является "умная зарядка", которая позволяет развивать не только физическое состояние детей, но и закрепить полученную информацию.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                «"Особенности существительных общего рода"» 
             
            
                                                            
     
 
Проверка ранее полученных знаний!  
1. 
Определите склонение существительных:  
Снег – 
Товар – 
Худоба – 
Положение – 
Труба – 
Музыкант – 
Группа – 
Глушь – 
Дворник – 
Мышь – 
Тип – 
Склонение – 
Сплочение – 
Смещение – 
Двор – 
Ночь – 
Отец – 
     
 
Найдите лишнее!  
2. 
Народ 
Снег 
Книга 
Мозг 
     
 
Найдите лишнее!  
3. 
Задира 
Забияка 
Сладкоежка 
Кухня 
Засоня 
     
 
4. 
Задира 
Забияка 
Сладкоежка 
Засоня 
Как вы думаете,  
эти существительные  
относятся к женскому роду,  
или мужскому?  
     
 
5. 
Цели урока: 
Развивающие:  
Развивать логическое мышление.  Развивать культуру общения.  Развивать общий кругозор.  Воспитывающие:  
Воспитывать уважение к изучаемому предмету.  Воспитывать уважение друг к другу.  Воспитывать уважение к окружающей среде.  Обучающие:  
1. Научиться различать существительные общего рода. 
2. Научиться грамотно выражать свои мысли. 
     
 
Особенности существительных  
общего рода.  
     
 
Задира 
7. 
Плакса 
Сирота 
Забияка 
Зануда 
Умница 
Тихоня 
Сладкоежка 
Запишите  
в справочник!  
Какие окончания имеют данные существительные и лиц какого пола обозначают? 
     
 
8. 
Саша, Женя, Валя…  
     
 
А.  Дюма   – фран.писатель  
Ф.  Рабле  – фран.писатель  
Г.  Донецетти  – итал. оперный композитор  
Шевченко, 
Дурново, 
Черных, 
Черепченко, 
Глушко… 
     
 
Врач 
Директор 
Инженер 
Строитель 
Маркетолог 
Доктор 
Профессор 
Запомните!  
Существительные 
мужского рода, 
обозначающие профессии 
или должности, 
НЕ ОТНОСЯТСЯ 
к существительным 
общего рода! 
     
 
Прочитайте пословицы народов мира. Обратите внимание  
на имена существительные общего рода и по словам-подсказкам  
определите их род в данном контексте.  
1)  Тихоня-  жучок стену проедает  (корейская)  .   2) Зина, не ходи  разиней    (русская)  . 
3) Парень – сладкоежка,   что ни день, то сыроежка  (русская).     4) Нож не разбирает, что резал,  обжора   не замечает, что ел  (тувинская).    
5) Не из чего сшить,  неумехой  назовут, нечем угостить – скупой прослывешь (тувинская)  . 
6) Пуля – дура, штык –  молодец  (русская).    
7) Медведь тоже костоправ, да  самоучка  (русская).    
8) Моя тетка –  трещотка,   она узнает – весь мир узнает  (азербайджанская).  
     
 
«Умная зарядка»  
Женский род – поднимаем 
руки вверх 
Мужской род – делаем наклон вперед 
Средний род – приседаем 
Общий род – хлопаем 
в ладоши 
     
 
Выучить записи в справочнике.  Выполнить грамматическое задание.  Определите род выделенных существительных в данных предложениях:  
А) Трудяга  Анна справилась с заданием блестяще. 
Б) Бедолаге  Ксении осталось немного добежать 
до финиша. 
В)Оля, какая же ты неряха  ! 
Г) « Умница  », - прозвучало от учителя в адрес Максима. 
Д) Таких жадин  , как вчерашний тип, я еще не видела!