kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности употребления местоимений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрыты особенности употребления местоимений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности употребления местоимений»

МЕСТОИМЕНИЕ. Ошибки при употреблении личных местоимений: 1.Местоимения третьего лица обычно заменяют существительное, которое употреблялось в предыдущем предложении, и имеют тот же род и число . Однако в некоторых предложениях связь местоимения и существительного может быть неясна. Пример: Дети ели бутерброды. Они лежали на траве и разговаривали. Согласно логике на траве лежали дети, но так как местоимение они находится ближе к слову бутерброды, возникает смысловая неясность. В таком случае лучше заменить: Дети лежали на траве, разговаривали и ели бутерброды.

МЕСТОИМЕНИЕ.

Ошибки при употреблении личных местоимений:

1.Местоимения третьего лица обычно заменяют существительное, которое употреблялось в предыдущем предложении, и имеют тот же род и число . Однако в некоторых предложениях связь местоимения и существительного может быть неясна.

Пример: Дети ели бутерброды. Они лежали на траве и разговаривали. Согласно логике на траве лежали дети, но так как местоимение они находится ближе к слову бутерброды, возникает смысловая неясность.

В таком случае лучше заменить: Дети лежали на траве, разговаривали и ели бутерброды.

2.Местоимение они не должно в речи заменять собирательные существительные единственного числа. Пример: Во дворе шумела ребятня . Они громко спорили, выясняя, чей это мяч. В таком случае слово ребятня лучше заменить словом ребята множественного числа. 3.Также нельзя разрывать предложение с существительным и заменяющим его местоимением другим предложением. Мужчина проходил мимо дома. Из окна вылетел стул. Он остановился и посмотрел вверх. Читается так, словно остановился и посмотрел не мужчина, а стул. В таком случае в третьем предложении лучше снова употребить существительное мужчина.

2.Местоимение они не должно в речи заменять собирательные существительные единственного числа.

Пример: Во дворе шумела ребятня . Они громко спорили, выясняя, чей это мяч.

В таком случае слово ребятня лучше заменить словом ребята множественного числа.

3.Также нельзя разрывать предложение с существительным и заменяющим его местоимением другим предложением.

Мужчина проходил мимо дома. Из окна вылетел стул. Он остановился и посмотрел вверх.

Читается так, словно остановился и посмотрел не мужчина, а стул.

В таком случае в третьем предложении лучше снова употребить существительное мужчина.

4.Приставка н- у личных местоимений третьего лица пишется только после предлога. 5. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:  Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4.Приставка н- у личных местоимений третьего лица пишется только после предлога.

5. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

6.Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других).

Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у.

Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой.

Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

Ср.: я нашёл себе комнату.

Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

Например:  Мать велела дочери принести себе воды.  В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение  себе  может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.

Правописание местоимений. 1.Правописание притяжательных местоимений. С предлогом по, относящимся к существительному, притяжательные местоимения пишутся раздельно. Пример: «По моему мнению, Попов человек коварный». Наречия , отвечающие на вопрос «Как?» и образованные от притяжательных местоимений при помощи приставки по– и суффикса –ему, пишутся через дефис. Пример: «Миша сделал (Как?) по-своему».

Правописание местоимений.

1.Правописание притяжательных местоимений.

С предлогом по, относящимся к существительному, притяжательные местоимения пишутся раздельно.

Пример:

«По моему мнению, Попов человек коварный».

Наречия , отвечающие на вопрос «Как?» и образованные от притяжательных местоимений при помощи приставки по– и суффикса –ему, пишутся через дефис.

Пример:

«Миша сделал (Как?) по-своему».

Правописание указательных местоимений. Необходимо различать местоимения со стоящим перед ними предлогом, местоименные наречия и части составных союзов. Указательные местоимения-прилагательные с предлогом пишутся раздельно. Пример: не ходи по тому болоту (по относится к существительному); « От того дома до этого — три шага». Местоименные наречия пишутся слитно. Пример: потому ( = поэтому), затем ( = потом), отсюда ( = из этого или от этого места), оттуда ( = из того или от того места), поэтому ( = по этой причине). «Оттуда раздался крик». Часть союза затем (чтобы) пишется слитно. Пример: «Я пришёл затем, чтобы извиниться».

Правописание указательных местоимений.

Необходимо различать местоимения со стоящим перед ними предлогом, местоименные наречия и части составных союзов.

Указательные местоимения-прилагательные с предлогом пишутся раздельно.

Пример:

не ходи по тому болоту (по относится к существительному); « От того дома до этого — три шага».

Местоименные наречия пишутся слитно.

Пример:

потому ( = поэтому),

затем ( = потом),

отсюда ( = из этого или от этого места),

оттуда ( = из того или от того места),

поэтому ( = по этой причине).

«Оттуда раздался крик».

Часть союза затем (чтобы) пишется слитно.

Пример:

«Я пришёл затем, чтобы извиниться».

Правописание неопределённых местоимений Местоимения с частицами кое–, –то, –нибудь, –либо пишутся через дефис .  Пример: кто- то , что- нибудь , кое -кто, где- то . В неопределённых местоимениях-существительных с приставкой кое– предлоги в косвенных падежах стоят после приставки.  Пример: кое у кого, кое о чём, кое с какими.

Правописание неопределённых местоимений

Местоимения с частицами кое–, –то, –нибудь, –либо пишутся через дефис .

Пример:

кто- то , что- нибудь , кое -кто, где- то .

В неопределённых местоимениях-существительных с приставкой кое– предлоги в косвенных падежах стоят после приставки.

Пример:

кое у кого, кое о чём, кое с какими.

Правописание отрицательных местоимений Местоимения с приставками не– и ни– пишутся слитно. Пример: нигде, некуда. В местоимениях под ударением пишется приставка не –, без ударения — ни –. Пример: некого — никого, некому — никому, нечем — ничем. Если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно. Пример: некто, нечем, никакой; а если предлог есть — то в три слова.

Правописание отрицательных местоимений

Местоимения с приставками не– и ни– пишутся слитно.

Пример:

нигде, некуда.

В местоимениях под ударением пишется приставка не –, без ударения ни –.

Пример:

некого — никого, некому — никому, нечем — ничем.

Если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно.

Пример:

некто, нечем, никакой;

а если предлог есть — то в три слова.

Сочетания не кто иной (другой) как и не что иное (другое) как выражают противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно. Пример: «Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения»; «Горение — это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха». То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после местоименного сочетания не кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному из этих сочетаний. Пример: «Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой». В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет. Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях. Пример: «Никто иной не мог бы сделать этого лучше»; «Ничто другое нас бы не устроило»; также: «Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение».

Сочетания не кто иной (другой) как и не что иное (другое) как выражают противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно.

Пример:

«Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения»;

«Горение — это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха».

То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после местоименного сочетания не кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному из этих сочетаний.

Пример:

«Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой».

В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет.

Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях.

Пример:

«Никто иной не мог бы сделать этого лучше»;

«Ничто другое нас бы не устроило»; также:

«Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение».

В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения . Пример: «Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной».  В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т. е. пишется слитно с местоимением. Пример: ср.: «Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем». — «Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем». «Недостатки конструкции могут быть объяснены не чем иным, как ошибкой в расчёте». — «Недостатки конструкции не могут быть объяснены ничем иным, как ошибкой в расчёте». «Этот провал не что иное, как угасший кратер». — «Этот провал — угасший кратер, и ничто иное».

В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения .

Пример:

«Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной».

В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т. е. пишется слитно с местоимением.

Пример:

ср.: «Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем». — «Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем».

«Недостатки конструкции могут быть объяснены не чем иным, как ошибкой в расчёте». — «Недостатки конструкции не могут быть объяснены ничем иным, как ошибкой в расчёте».

«Этот провал не что иное, как угасший кратер». — «Этот провал — угасший кратер, и ничто иное».

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия . Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова, обычно обособляется, если стоит после существительного. Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему, во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение. (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного.)

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия . Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова, обычно обособляется, если стоит после существительного. Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему, во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение. (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного.)

Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам: я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.  Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .

Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.

Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение , в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Особенности употребления местоимений

Автор: Хазипова Севинч Рамилевна

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428222033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тема урока " Употребление местоимений ""
    ["seo_title"] => string(38) "tiemaurokaupotrieblieniiemiestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "308943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458712634"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства