kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные виды сложных предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет освоить теоретиеский материал к заданию 19, 21 ЕГЭ по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды сложных предложений»

Сложные предложения  по наличию союза   Союзные бессоюзные (БСП)  [ ] , [ ]  по значению союза Сложносоч. Сложноподч.  ССП СПП   [  ], союз [ ]  [ ] , ( союз )

Сложные предложения

по наличию союза

Союзные бессоюзные (БСП)

[ ] , [ ]

по значению союза

Сложносоч. Сложноподч.

ССП СПП

[ ], союз [ ] [ ] , ( союз )

I . Укажите простое предложение Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.  Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.  3. Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.  4. Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался.

I . Укажите простое предложение

  • Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

3. Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.

4. Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался.

II .Найдите бессоюзное сложное предложение Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит .  Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.  Ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.   Одиноко он стоит, задумался глубоко.

II .Найдите бессоюзное сложное предложение

  • Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит .

  • Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
  • Ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
  • Одиноко он стоит, задумался глубоко.

Сложносочинённые предложения

Сложносочинённые предложения

  • Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами. [ ], союз [ ] .
  • Сумрак стал гуще , и звёзды сияли выше.
Определите, какое из данных предложений сложносочинённое Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.  И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня.  Ветер к ночи ослабел и дождь перестал.  4. Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы.

Определите, какое из данных предложений сложносочинённое

  • Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

  • И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня.

  • Ветер к ночи ослабел и дождь перестал.

4. Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы.

Сочинительные союзы Соединительные:  и, да = (и), ни –ни,  тоже, также… Разделительные :   или, иль, либо, то  то, не то – не то… Противительные:  а, но, да =(но),  однако, зато, же

Сочинительные союзы

  • Соединительные: и, да = (и), ни –ни,

тоже, также…

  • Разделительные : или, иль, либо, то

то, не то – не то…

  • Противительные: а, но, да =(но),

однако, зато, же

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам   ССП с соединит союзами (одновременность действия или одно следует за другим)   ССП с противит. союзами (противопоставление явлений)  ССП с разделит. союзами (чередование явлений или возможность 1 из 2 или нескольких)

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам

ССП с соединит союзами

(одновременность действия или одно следует за другим)

ССП с противит. союзами

(противопоставление явлений)

ССП с разделит. союзами (чередование явлений или возможность 1 из 2 или нескольких)

Знаки препинания в ССП Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга запятыми. То светило солнце , то шёл дождь. То  [ ], то [ ]. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.  [  ] , но [ ] .

Знаки препинания в ССП

  • Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга запятыми. То светило солнце , то шёл дождь. То [ ], то [ ].
  • Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

[ ] , но [ ] .

НО! Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член или общее вводное слово, относящиеся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится. В начале апреля  уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.  ОВЧ [ ] и [ ].   Очевидно,  будет тепло и пойдут дожди .  ВВ.сл. [  ] и [ ].  Запятая не ставится при наличии вопросительной или восклицательной интонации.   Когда  же придут гости  и кто  будет их встречать ? [ Когда … ] и [ кто… ] ?

НО!

  • Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член или общее вводное слово, относящиеся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится.
  • В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

ОВЧ [ ] и [ ].

Очевидно, будет тепло и пойдут дожди .

ВВ.сл. [ ] и [ ].

Запятая не ставится при наличии вопросительной или восклицательной интонации.

Когда же придут гости и кто будет их встречать ? [ Когда … ] и [ кто… ] ?

Составьте из двух предложений ССП с общим второстепенным членом.  Когда это бывает?  Ласточки летают низко. Рыба не клюёт.  Где это можно увидеть?  Тигры послушны. Слоны легки.  Когда это случается?  Обязательно заноет зуб. Рука разболится .

Составьте из двух предложений ССП с общим второстепенным членом.

  • Когда это бывает?

Ласточки летают низко. Рыба не клюёт.

  • Где это можно увидеть?

Тигры послушны. Слоны легки.

  • Когда это случается?

Обязательно заноет зуб. Рука разболится .

Выполни тест. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками. 1.Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 2.С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка потягивало влагой. 3.Мороз, очевидно, крепчал и от стужи больше всего доставалось рукам и коленям. 4.Куда вы направляетесь и не могу ли я быть вам полезным? 5.Казалось, дождь не прекратится и тучи не рассеются. 6.Начальник артиллерии взглянул на командарма, тот тоже глядел на него. 7.Какое прекрасное утро, и как хочется жить! 8. Крылья у гуся были растопырены, и клюв раскрыт.

Выполни тест. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1.Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

2.С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка потягивало влагой.

3.Мороз, очевидно, крепчал и от стужи больше всего доставалось рукам и коленям.

4.Куда вы направляетесь и не могу ли я быть вам полезным?

5.Казалось, дождь не прекратится и тучи не рассеются.

6.Начальник артиллерии взглянул на командарма, тот тоже глядел на него.

7.Какое прекрасное утро, и как хочется жить!

8. Крылья у гуся были растопырены, и клюв раскрыт.

Подчинительные союзы служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому.  Ясно было , (что?) что старика огорчало небрежение Печорина.  Подчинительные союзы : что, чтобы, как, словно, будто, если, ибо, потому что, так как, хотя…

Подчинительные союзы

  • служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому.

Ясно было , (что?) что старика огорчало небрежение Печорина.

Подчинительные союзы :

что, чтобы, как, словно, будто,

если, ибо, потому что, так как, хотя…

Сложноподчинённые предложения Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.

Сложноподчинённые предложения

  • Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.

  • (П/с…), [ ]. [ ], (п/с…). [ …,(п/с…), ].
В роли союзных слов выступают: Кто, что, какой, чей, который, сколько Где, куда, откуда, когда, как, отчего Относительные местоимения;  Наречия;   Умей отличать Союзные слова Подчинительные союзы    1) Падает логическое ударение 2) Можно задать вопрос 3) Является членом предл.  4) Замена др.(значимым) словом.  5) Нельзя опустить  6) Из придаточной части можно  сформулировать вопрос. пр-ие. 1 ) Произносится быстро 2) Не отвечает ни на какой вопрос 3) Не является членом предлож. 4) Замена другим союзом 5) Можно опустить 6) Нельзя сформулировать  вопрос. предложение

В роли союзных слов выступают:

  • Кто, что, какой, чей, который, сколько
  • Где, куда, откуда, когда, как, отчего
  • Относительные местоимения;

  • Наречия;

Умей отличать

Союзные слова Подчинительные союзы

1) Падает логическое ударение

2) Можно задать вопрос

3) Является членом предл.

4) Замена др.(значимым) словом.

5) Нельзя опустить

6) Из придаточной части можно

сформулировать вопрос. пр-ие.

1 ) Произносится быстро

2) Не отвечает ни на какой вопрос

3) Не является членом предлож.

4) Замена другим союзом

5) Можно опустить

6) Нельзя сформулировать

вопрос. предложение

Отметьте предложения с союзными словами. 1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. 2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. 3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога. 4. Он не мог сказать, когда вернулся домой. 5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго. 6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято. 7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить. 8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц. 9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.

Отметьте предложения с союзными словами.

1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением.

2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога.

4. Он не мог сказать, когда вернулся домой.

5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго.

6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято.

7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить.

8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц.

9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.

Виды придаточных предложений  по значению   (задаём вопрос )  Определ .(какой?)  обстоят .(где?  когда? куда?..)  изъяснит.  (падежн. вопрос )

Виды придаточных предложений

по значению

(задаём вопрос )

Определ .(какой?) обстоят .(где?

когда? куда?..)

изъяснит.

(падежн. вопрос )

Придаточное определительное Отвечает на вопрос определения (какой?) Относится к существительному, которое находится в главном предложении; Всегда стоит после главного предложения.   В деревне, где мы остановились , остались только старики. [ в деревне ,( где… ), …].  Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после грозы.  [ свежести… ] , (которая…).

Придаточное определительное

  • Отвечает на вопрос определения (какой?)
  • Относится к существительному, которое находится в главном предложении;
  • Всегда стоит после главного предложения.

В деревне, где мы остановились , остались только старики. [ в деревне ,( где… ), …].

Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после грозы.

[ свежести… ] , (которая…).

Из данных предложений построить СПП с придаточным  определительным

Из данных предложений построить СПП с придаточным определительным

  • Место было поистине очаровательным. Мы приехали сюда.
  • Маша прошла несколько шагов до того места и остановилась. Там тропа огибала высокий косогор.
Придаточные местоимённо - определительные Отвечают на вопрос какой? Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного. Каждый, кто молод, встань с нами вместе .   [ Мест. каждый, ( кто… ),  … ] Кто ищет, тот всегда найдёт.  ( Кто….), [ мест. тот ] .

Придаточные местоимённо - определительные

  • Отвечают на вопрос какой?
  • Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного.
  • Каждый, кто молод, встань с нами вместе .

[ Мест. каждый, ( кто… ), ]

  • Кто ищет, тот всегда найдёт.

( Кто….), [ мест. тот ] .

Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы; Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч)  Недаром говорится ,  что дело мастера боится.   [   гл. ] , ( что… ) Прикрепляются при помощи  1) союзов что, как, будто, чтобы …  Говорили, будто его видели в городе .  [ гл. ] , (будто…)  2) союзных слов (относ. мест. и наречия);  Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ] , (кто … )  3) частицы ли.  Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ] , ( ли….. )

Придаточные изъяснительные

  • Отвечают на падежные вопросы;
  • Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч)

Недаром говорится , что дело мастера боится.

[ гл. ] , ( что… )

  • Прикрепляются при помощи

1) союзов что, как, будто, чтобы

Говорили, будто его видели в городе . [ гл. ] , (будто…)

2) союзных слов (относ. мест. и наречия);

Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ] , (кто … )

3) частицы ли.

Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ] , ( ли….. )

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:      При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения;  Мы знаем, что эту работу выполним хорошо.  [ гл. ] , ( что… ).  Чтобы – косвенные побуждения;  Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов.  [ ] , (чтобы… ).  Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы.  Объясните, в чём состоит ваша просьба.  [ гл. ] , ( в чём… ).

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:

При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения;

Мы знаем, что эту работу выполним хорошо.

[ гл. ] , ( что… ).

Чтобы – косвенные побуждения;

Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов.

[ ] , (чтобы… ).

Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы.

Объясните, в чём состоит ваша просьба.

[ гл. ] , ( в чём… ).

Записать цитаты (полностью  или частично) в виде СПП с  придаточными изъяснительными    «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв) «То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)

Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными

  • «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв)
  • «То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский)
  • «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)

Определить вид  придаточных предложений И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. 2. Ах! То было и моим,  Чем так сладко жить,  То, чего, расставшись с ним,  Вечно не забыть. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого.  Художник видит то, чего не видят остальные.  5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Определительное Мест.- определительное Мест.- определительное Мест.- определительное Изъяснительное

Определить вид придаточных предложений

  • И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
  • 2. Ах! То было и моим,

Чем так сладко жить,

То, чего, расставшись с ним,

Вечно не забыть.

  • Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого.
  • Художник видит то, чего не видят остальные.

5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?

Определительное

Мест.- определительное

Мест.- определительное

Мест.- определительное

Изъяснительное

Придаточные обстоятельственные Отвечают на вопросы обстоятельства;  Не жаль сил, если они дают такие результаты.   [ ] , ( если… ) Присоединяются ко всему главному предложению; Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени ) и союзами.  Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие.  [ ] , ( что… ).

Придаточные обстоятельственные

  • Отвечают на вопросы обстоятельства;

Не жаль сил, если они дают такие результаты.

[ ] , ( если… )

  • Присоединяются ко всему главному предложению;
  • Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени ) и союзами.

Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие.

[ ] , ( что… ).

Виды придаточных обстоятельственных Виды обст.придаточных На какой вопрос отвечают Образа действия и степени Как? Каким образом? Насколько? В какой степени? Чем присоединяются Примеры Союзные слова: как, сколько, насколько; Союзы: что, словно, будто, чтобы как будто, точно Я оформил всё так, как требовал стандарт. Я оформил всё так хорошо, что заслужил похвалы мастера.

Виды придаточных обстоятельственных

Виды обст.придаточных

На какой вопрос отвечают

Образа действия и степени

Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?

Чем присоединяются

Примеры

Союзные слова: как, сколько, насколько;

Союзы: что, словно, будто, чтобы как будто, точно

Я оформил всё так, как требовал стандарт.

Я оформил всё так хорошо, что заслужил похвалы мастера.

Виды придаточных обстоятельственных Места где? куда? откуда? Времени когда? с каких пор? до каких пор? Союзные слова: где, куда, откуда Куда река пошла, там и русло будет Союзы: когда (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор, пока… Пока не взошло солнце, дышать было легко.

Виды придаточных обстоятельственных

Места

где? куда? откуда?

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

Союзные слова: где, куда, откуда

Куда река пошла, там и русло будет

Союзы: когда (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор, пока…

Пока не взошло солнце, дышать было легко.

Виды придаточных обстоятельственных Условия при каком условии? Причины Союзы: если, (если…то), когда, раз, кабы… почему? Цели Когда труд – удовольствие, жизнь хороша. Союзы: так как, потому что, оттого что, ибо, вследствие того что… для чего? зачем? с какой целью? Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Чтобы, для того чтобы, дабы.. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Виды придаточных обстоятельственных

Условия

при каком условии?

Причины

Союзы: если, (если…то), когда, раз, кабы…

почему?

Цели

Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.

Союзы: так как, потому что, оттого что, ибо, вследствие того что…

для чего? зачем? с какой целью?

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Чтобы, для того чтобы, дабы..

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Виды придаточных обстоятельственных Сравнения как? Уступки Союзы: как, чем, чем – тем, словно, будто, точно, как будто… несмотря на что? Следствия Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки. Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни.. что было следствием? Хотя эксперимент проведён тщательно, результата не было. Союзы: так что Дожди размыли дорогу, так что пришлось идти пешком.

Виды придаточных обстоятельственных

Сравнения

как?

Уступки

Союзы: как, чем, чем – тем, словно, будто, точно, как будто…

несмотря на что?

Следствия

Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.

Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни..

что было следствием?

Хотя эксперимент проведён тщательно, результата не было.

Союзы: так что

Дожди размыли дорогу, так что пришлось идти пешком.

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным С наступлением холодов работа геологов не прекратилась. На месте впадения реки в озеро растёт новый город. Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась.  (Хотя…), [ ] .

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным

  • С наступлением холодов работа геологов не прекратилась.
  • На месте впадения реки в озеро растёт новый город.
  • Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась.

(Хотя…), [ ] .

  • Там, где река впадает в озеро, растёт новый город. [ Там, ( где… ) , … ] .
Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений. 1 . Мы едва тащились шагом, потому что мокрый  снег прилипал к колёсам и даже тормозил их.  2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.   3. Если дружба велика, будет Родина крепка.  4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая   вода.  5. Когда утих ветер, море успокоилось. [ ], ( потому  что ) [ ], ( где ) ( Если  ), [ ] [ ], ( чтобы ) ( Когда  ), [ ]

Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений.

1 . Мы едва тащились шагом, потому что мокрый

снег прилипал к колёсам и даже тормозил их.

2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

3. Если дружба велика, будет Родина крепка.

4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая

вода.

5. Когда утих ветер, море успокоилось.

[ ], ( потому что )

[ ], ( где )

( Если ), [ ]

[ ], ( чтобы )

( Когда ), [ ]

Определите вид придаточного предложения определ 1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. 2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков. 4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова. 5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? 6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. 8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап. 10.Кто землю лелеет, того земля жалеет. изъяснит обстоят.места обстоят.условие изъяснит. определ обстоят.причина изъяснит обстоят.следствие мест.- опред.

Определите вид придаточного предложения

определ

1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето.

2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков.

4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова.

5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила?

6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.

9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.

10.Кто землю лелеет, того земля жалеет.

изъяснит

обстоят.места

обстоят.условие

изъяснит.

определ

обстоят.причина

изъяснит

обстоят.следствие

мест.- опред.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания

Дуб.

Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой ехал опять в ту берёзовую рощу в которой этот старый, к..рявый дуб так стра…о и памятно пор…зил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад; всё было полно т…нисто и густо и молодые ели ра…ыпа…ые по лесу (не)нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми м…л…дыми побегами…

Да здесь в этом лесу был этот дуб с которым мы были согласны подумал князь Андрей. Да где он? подумал опять князь Андрей глядя на левую ст..р..ну дороги и сам того (не)зная (не)узнавая его любовался тем дубом которого он искал. Старый дуб весь пр…ображё…ый раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени млел чуть к…лыхаясь в лучах вечернего солнца.( Н.. ) корявых пальцев (н… ) б…лячек (н…) старого (не)доверия и горя (н…)чего (не)было видно. Скозь ж…сткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные м..л…одые лист…я так что верить нельзя было что этот старик произвёл их. Да, это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе…причи…ое, весе…ее чувство радости и обновления.

Проверим!

Дуб.

Уже было начало июня, когда князь Андрей ,возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами…

« Да, здесь ,в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся:

1. СПП с последовательным подчинением ( к главному предложению присоединяется цепь придаточных: к главному присоединяется 1 –ое придаточное, 1 -ому придаточному подчинено второе, 2- ому – третье и т.д.)

Она сказала, что, если он болен, необходимо лечиться.

[ ] , (что,(если… ),…).

2. СПП с параллельным подчинением ( части с разным значением, которые относятся к разным словам в главной части).

Когда мы пришли в школу, директор представил нам новых учителей, которые будут работать в этом году.

(Когда… ), [ ] , (которые… ).

3. СПП с однородным подчинением (части с одинаковым значением, которые относятся к одному слову в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. Запятые ставим как при однородных членах предложения).

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?

[ ] , (как… ), (как… )?

4. СПП с комбинированным подчинением ( придаточные объединены разными типами подчинения).

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. [ …, (куда… ),… ] , ( так что … ), ( ли… ).

Отметьте СПП с однородным подчинением ( знаки не расставлены) 1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь. 2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы. 4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана. 5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой. 6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать. 8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.

Отметьте СПП с однородным подчинением ( знаки не расставлены)

1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь.

2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы.

4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана.

5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой.

6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать.

8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены). 1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. 2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его. 3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден. 4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали. 5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех. 6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей. 7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек. 8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены).

1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его.

3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден.

4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали.

5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех.

6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей.

7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек.

8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Основные виды сложных предложений

Автор: Китаева Ирина Анатольевна

Дата: 14.04.2022

Номер свидетельства: 604781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. "
    ["seo_title"] => string(101) "slozhnoie-priedlozhieniie-poniatiie-o-slozhnom-priedlozhienii-osnovnyie-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "117044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412692377"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сложное предложение.Понятие о сложном предложении. Основные видя сложных предложений."
    ["seo_title"] => string(80) "slozhnoie_priedlozhieniie_poniatiie_o_slozhnom_priedlozhienii_osnovnyie_vidia_sl"
    ["file_id"] => string(6) "379966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484563422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Синтаксис. Понятие о сложном предложении основные виды сложных предложений."
    ["seo_title"] => string(80) "sintaksis_poniatiie_o_slozhnom_priedlozhienii_osnovnyie_vidy_slozhnykh_priedlozh"
    ["file_id"] => string(6) "384636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485539146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Основные виды сложных предложений"
    ["seo_title"] => string(39) "osnovnyie_vidy_slozhnykh_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "390568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486813427"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. "
    ["seo_title"] => string(65) "slozhnyie-priedlozhieniia-osnovnyie-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431782062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства