Урок русского языка по теме «Однородные члены предложения, связанные союзами».
Место в программе: третий урок по теме «Однородные члены предложения».
Цель: формирование умения расстановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Задачи:
Образовательная: формирование умения находить однородные члены в тексте, определять виды сочинительных союзов, расставлять знаки препинания.
Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, патриотизма; совершенствование работы в группах. воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые методы исследования: обобщение, наблюдение, анализ, сравнение, исключение, лингвистический эксперимент.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: тексты с заданиями, компьютер, компьютерные презентации, таблички, карточки с заданиями, иллюстрации, схемы.
Ожидаемый результат: сформировано умение расставлять знаки препинания при однородных членах, соединенных сочинительными союзами.
Список используемой литературы:
Учебник «Русский язык. Учебник для 4 класса». – Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф., Сахипова З.Г. ,Гималова Л.Г.),
Пословицы и поговорки русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения, связанные с союзами »
Однородные члены предложения,связанные c союзами.
Урок русского языка
для обучающихся 4-го класса
« Мы немало знаем об однородных членах предложения, хотим знать больше»
Могут быть любые члены предложения.
Соединяются cоюзами.
Являются одним и тем же членом предложения.
Относятся к одному и тому же члену предложения.
Отвечают на один и тот же вопрос.
Часто выражаются одной и той же частью речи
Обычно выражают однотипные понятия .
Произносятся с перечислительной интонацией.
На письме разделяются знаками препинания.
Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую функцию.
Знаки препинания при однородных членах
Однородные члены могут быть связаны между собой только при помощи интонации либо при помощи интонации и сочинительных союзов.
Ставится запятая:
если однородные члены связаны бессоюзно, произносятся с интонацией перечисления и не имеют при себе знаков препинания:
Всезашевелилось,проснулось,запело,зашумело.
заговорило. (Толстой)
о, О, О, о, о.
между однородными членами перед противительными союзами а, но, да (но), однако, зато и др.:
Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки. (Толстой) О, а О; О, но О; О, да О.
при повторяющихся союзах и, да и, ни...ни, или, ли...ли, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли после каждого однородного члена:
Надоизнать, илюбить, иберечьсвою землю. (Песков)
Известно, что цветы лучше собирать или утром, илиперед вечером. (Паустовский)
О, и О, и О; и О, и О, и О; или О, или О.
перед второй частью парных союзовкак...так и, не так ...как, не только...но и, хотя и...но, если не...то, не то что...а и др.:
Сказка нужна не только детям, но и взрослым. (Паустовский)
не только О, но и О, хотя и О, но О.
Запятая не ставится: перед неповторяющимися союзами
и, да = и, или, либо:
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
(Горький)
О и О.
перед союзом, который объединяет однородные члены в пары:
Счастье и горе, радость и боль — всё это было.
(Алигер)
ОиО, ОиО.
Ставится точка с запятой:
если однородные члены распространены и имеют внутри себя запятые (или запятую):
Прекрасны бывают не только победы, но и поражения; не только корабли, но и причалы. (Конецкий)
не только О, но и О; не только О, но и О.
Ставится тире:
если однородные члены выражают отношения противопоставления, следственные или пояснительные отношения :
Лягушка прыгнула под листья табака и начала ёжиться и отряхиваться — купаться под дождем. (Паустовский)
О и О - О.
1. Как милы мне твои улыбки молодые, и быстрые глаза, и кудри золотые, и звонкий голосок .
2. Он не хотел уже любоваться ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами.
3. Ловлю карасей или прогулки в лес по грибы он превратил в веселое занятие .
4. От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами .
1. Как милы мне твои улыбки молодые, и быстрые глаза, и кудри золотые, и звонкий голосок [о, и о, и о, и о].
2. Он не хотел уже любоваться ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами [ни о, ни о, ни о].
3. Ловлю карасей или прогулки в лес по грибы он превратил в веселое занятие [о или о].
4. От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами [или о, или о, или о].
– Возьмите подлежащее предложения
Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь.
– Из предложения
Добрая книга добру учит.
возьмите определени е, поставьте его в форму м.р. ед.ч. им.п. (добрый ).
– Из предложения
За вину умный винит себя .
выпишите подлежащее .
– Добавьте прилагательное
честный.
– Из предложения
Старый друг лучше новых двух.
выпишите подлежащее .
Книга – добрый, умный и честный друг.
Фигуры речи – это
а) бессоюзие
б) многосоюзие
в) парное соединение однородных членов предложения.
1. Англичане предпочитали пить индийский или цейлонские сорта чая, причем в чашку наливали сначала молоко и только потом сам напиток. К чаю подвали огурцы, помидоры, яйца, сэнгвичи с салатом, печенье, булочки, клубничный джем. Дети пили сладкий чай с шоколадом, бананами, оладьями, разнообразными сладостями, тортами (бессоюзие).
2. Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И знойный смех, и речь живую,
И веру гордую в людей, и жизнь иную.
(М.Н.Лермонтов)
(многосоюзие).
3. Овсянников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровского времени. (Тургенев И.С.) ( парное соедин.однор.чл.).
1. Англичане предпочитали пить индийский или цейлонские сорта чая, причем в чашку наливали сначала молоко и только потом сам напиток. К чаю подвали огурцы, помидоры, яйца, сэнгвичи с салатом, печенье, булочки, клубничный джем. Дети пили сладкий чай с шоколадом, бананами, оладьями, разнообразными сладостями, тортами (бессоюзие).
2. Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И знойный смех, и речь живую,
И веру гордую в людей, и жизнь иную.
(М.Н.Лермонтов)
(многосоюзие).
3Овсянников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровского времени. (Тургенев И.С.) ( парное соедин.однор.чл.).
Пословицы ни обойти ни объехать.
Хороша пословица в лад да в масть.
Пословица не цветочек а ягодка.
Пословицы ни обойти ,ни объехать.
Хороша пословица в лад да в масть.
Пословица не цветочек ,а ягодка.
Доброму всегда ?и везде добро.
За прогул ?да за неуменье нет платы.
Умен и пригож ?да на дело не гож.
Жить в тесноте ?но не в обиде.
Учись как добру ?так и уму.
Ни на меру ?ни на вес речь при всяком есть.
Без правды люди не то маются ? не то каются.
Доброму всегда и везде добро.
За прогул да за неуменье нет платы.
Умен и пригож ,да на дело не гож.
Жить в тесноте ,но не в обиде.
Учись как добру ,так и уму.
Ни на меру ?ни на вес речь при всяком есть.
Без правды люди не то маются , не то каются.
Беден ? да честен.
Болезнь ? да горе изведут вскоре.
Будь красив ? да не будь спесив.
Мал телом ? да велик делом.
Лодырь ? да бездельник празднуют и в понедельник.
Ученье ? да труд к славе ведут.
Беден да честен.
Болезнь да горе изведут вскоре.
Будь красив , да не будь спесив.
Мал телом , да велик делом.
Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
Ученье да труд к славе ведут.
Расставьте знаки препинания.
Без пословицы речь не молвится.
1) С давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки. 2) Они приучают нас к краткости и выразительности речи.
3) «Мал телом ? да велик делом», «В лихости ? и зависти нет ни проку ? ни радости», «Лук добр в бою? и в щах ? и на столе», «Мастер на все руки: и швец ? и жнец ? и на дуде игрец», «Либо ткать ? либо прясть ? либо песенки петь»… 4) Пословица подскажет, как лучше поступить в той ? или иной ситуации. 5) Например, «Бери в работе умом ? а не горбом», «Далеко сосна стоит ? а своему лесу веет», «Ум имей хоть маленький ? да свой».
Составьте предложения по предложенным схемам:
[0, и 0, и 0].
[0 или 0, 0 или 0].
[ни 0, ни 0, ни 0 – 0].
Подготовил учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Мурадым Мурзабаева Зубаржат Салимьяновна