Презентация учит верно понимать и передавать основную мысль исходного текста, правильно выделять макро и микротемы, логично и стройно передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму, выдерживать в работе стилевое единство. В презентации используется несколько приёмов сжатия текста: исключение, обобщение и слияние; раскрываются основные понятия, необходимые для запоминания учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение написанию сжатого изложения »
Сжатое изложение – воспроизведение исходного текста кратко, обобщённо, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.
Учащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения:
•Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
•Правильно выделять макро- и микротемы;
•Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;
•Выдерживать в работе стилевое единство.
Тема:«Обучение сжатому изложению»
Эпиграф:«Сила речи состоит в
умении выразить многое в немногих
словах» (Плутарх)
Основные понятияТекст– это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершённостью.Тема текста- это то, о чём говорится в тексте.Идея текста- это то главное, что хотел сказать автор.Микротема- тема каждой смысловой части текста. Одна микротема соответствует одному абзацу.Ключевые слова- особенно важные слова для понимания конкретного текста.
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Исключение подробностей, деталейЧем бы современный школьник ни занимался в будущем: медициной, экономикой, техникой - он может и должен представить себя за компьютером.
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем , он может и должен представить себя за компьютером.
Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Обобщение конкретных, единичных явленийОднажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета.
Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету.
Сочетание исключения и обобщенияВ Гельсингфорсе, Копенгагине, Стокгольме о гастролях писали газеты, называли их выступление откровением нового искусства.
Иностранные газеты называли выступление откровением нового искусства.
Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложенияНа другой день приступила она к исполнению своего плана: послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, и к вечеру всё было готово.
Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речиБуран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми.
Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.
Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной частиРазыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес, всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи.
Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.
Разбивка сложного предложения на сокращённые простыеБугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море.
Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.
Перевод прямой речи в косвеннуюСвернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.- Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр. – Тут недалеко. Подниметесь по склону – там и домик.
Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофёр попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали,помогающие понять авторскую идею;
Аргументы автора,используемые им для доказательства основной мысли.
Критерии оценивания изложения
ИК 2
Сжатие исходного текста
Баллы
Экзаменуемый применил 1 или несколько
Экзаменуемый применил несколько
3 б.
приёмов сжатия текста, использовав их
на протяжении всего текста.
приёмов сжатия текста, использовав их
2 б.
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов cжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста