Сценарий урока русского языка
 Тема урока: Обобщение и повторение изученного материала по теме «Имя существительное» (составление кластера).
  (развивающая программа Занкова)
  Тип урока: урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
  Оборудование: - учебник «Русский язык» Н.В.Поляковой
  Мультимедиа проектор, мультимедийная презентация урока; корзина «идей» с карточками; бумага и фломастеры для создания кластера, карточки-смайлики для самооценки.
  Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
  
 
  Цель урока: закрепление и обобщение знаний о грамматических признаках имени существительного.   
 Задачи урока:  
 создать на уроке условия для совершенствования знаний о грамматических признаках имени существительного;
  закреплять практические навыки разбора имен существительных; 
 организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.  
 формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;  
 развивать аналитическое мышление, память, внимание, речевую деятельность, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.  
 
 
 
 Ход урока.
   Организационный момент.
 
 Учитель: На вас надеюсь я всегда,
  Вы хороший, дружный класс:
  Все получится у нас.
  - Урок русского языка.
   Сообщение темы и цели урока.
 
 Учитель: Тему урока вам поможет узнать пословица, которую нужно собрать из слов на слайде: ученье, повторенье, мать.
  Ученики: Повторенье – мать ученья.
  Учитель: Как понимаете эту пословицу?
  Ответы учащихся.
  Учитель: О какой части речи мы будем говорить и повторять изученный материал?
  Ученик: Об имени существительном.
  Учитель: Сформулируйте тему урока. (слайд 3)
  Ученики: Тема урока «Повторение и закрепление материала об имени существительном».
  Учитель: Какую цель урока поставите перед собой?
  Ученик: Закрепить знания об имени существительном.
  
 
 
   Систематизация знаний об имени существительном.
 
1.Определение имени существительного.
 Учитель: Какие слова называют именами существительными?
 Ученик: Слова, которые обозначают предметы, события, явления природы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.
 2.Грамматические признаки имени существительного. «Корзина идей»
 Учитель: Вспомните, какие грамматические признаки существительного вы изучали? Все, что вы назовете, мы положим в корзину «идей».
 Ученики называют категории существительного: род, число, падеж, склонение.
 Учитель помещает соответствующие карточки в корзину.
 3.Выделение имени существительного из ряда слов (слайд 4): зимний, перезимовать, зимушка, зимующие.
 Устный разбор слова зимушка (ж.р., ед.ч., 1 скл., И.п.)
   Составление кластера. Групповой проект.
 
 Учитель: Кластер – группа, пучок, гроздь. Предлагаю вам составить схему признаков существительного, похожую на пучок, гроздь, т.е. обобщим все знания об этой части речи.
  Каждая группа (5) занимает свое место, учитель раздает листы, фломастеры)
  Самостоятельная работа в группах.
  (готовые проекты вывешиваются на доску, ребята выбирают одного члена группы для представления работы всему классу)
   Музыкальная физминутка. ( для снятия напряжения глаз и мышц тела)
  Самостоятельная работа по вариантам (использование кластера)
 
 (слайд 5) 1 вариант – для ночлега - …
  2 вариант – по полям - …
  Коллективная проверка работы.
   Рефлексия.  
 
 Учитель:  
 - Довольны ли вы, как прошел урок?
 - Вам было интересно?
 -Узнали ли вы что- то новое на уроке?
 -Сумели показать свои знания?
  Урок наш окончен
  И выполнен план.
  Спасибо, ребята,  
  Огромное вам,
  За то, что упорно,
  Усердно трудились!
  И знания ваши
 Нам всем пригодились!
 Работа с карточками-смайликами, оценка своей работы