Сценарий урока русского языка
Тема урока: Обобщение и повторение изученного материала по теме «Имя существительное» (составление кластера).
(развивающая программа Занкова)
Тип урока: урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Оборудование: - учебник «Русский язык» Н.В.Поляковой
Мультимедиа проектор, мультимедийная презентация урока; корзина «идей» с карточками; бумага и фломастеры для создания кластера, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о грамматических признаках имени существительного.
Задачи урока:
создать на уроке условия для совершенствования знаний о грамматических признаках имени существительного;
закреплять практические навыки разбора имен существительных;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
развивать аналитическое мышление, память, внимание, речевую деятельность, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: На вас надеюсь я всегда,
Вы хороший, дружный класс:
Все получится у нас.
- Урок русского языка.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тему урока вам поможет узнать пословица, которую нужно собрать из слов на слайде: ученье, повторенье, мать.
Ученики: Повторенье – мать ученья.
Учитель: Как понимаете эту пословицу?
Ответы учащихся.
Учитель: О какой части речи мы будем говорить и повторять изученный материал?
Ученик: Об имени существительном.
Учитель: Сформулируйте тему урока. (слайд 3)
Ученики: Тема урока «Повторение и закрепление материала об имени существительном».
Учитель: Какую цель урока поставите перед собой?
Ученик: Закрепить знания об имени существительном.
Систематизация знаний об имени существительном.
1.Определение имени существительного.
Учитель: Какие слова называют именами существительными?
Ученик: Слова, которые обозначают предметы, события, явления природы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.
2.Грамматические признаки имени существительного. «Корзина идей»
Учитель: Вспомните, какие грамматические признаки существительного вы изучали? Все, что вы назовете, мы положим в корзину «идей».
Ученики называют категории существительного: род, число, падеж, склонение.
Учитель помещает соответствующие карточки в корзину.
3.Выделение имени существительного из ряда слов (слайд 4): зимний, перезимовать, зимушка, зимующие.
Устный разбор слова зимушка (ж.р., ед.ч., 1 скл., И.п.)
Составление кластера. Групповой проект.
Учитель: Кластер – группа, пучок, гроздь. Предлагаю вам составить схему признаков существительного, похожую на пучок, гроздь, т.е. обобщим все знания об этой части речи.
Каждая группа (5) занимает свое место, учитель раздает листы, фломастеры)
Самостоятельная работа в группах.
(готовые проекты вывешиваются на доску, ребята выбирают одного члена группы для представления работы всему классу)
Музыкальная физминутка. ( для снятия напряжения глаз и мышц тела)
Самостоятельная работа по вариантам (использование кластера)
(слайд 5) 1 вариант – для ночлега - …
2 вариант – по полям - …
Коллективная проверка работы.
Рефлексия.
Учитель:
- Довольны ли вы, как прошел урок?
- Вам было интересно?
-Узнали ли вы что- то новое на уроке?
-Сумели показать свои знания?
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с карточками-смайликами, оценка своей работы