Презентация включает в себя более 30 слайдов, которые применяются на всех этапах урока. Учебная деятельность организуется как в индивидуальной форме, так и в групповой. Результат ребята получают сразу после выполнения каждого задания.
Цель применения презентации – помочь учащимся овладеть навыком слитного и раздельного написания не с существительными. Применение презентации предполагает выполнение следующих задач: 1) обобщение, систематизацию и расширение знаний по правописанию отрицательной частицы не с разными частями речи; 2) развитие логического мышления, аналитической способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме;3) создание алгоритма применения орфографического правила и использование его в практике работы; 4) формирование у учащихся верного миропонимания, воспитание любви к родному краю.
Тип урока – усвоение новых знаний, умений и навыков. Форма обучения – урок – путешествие – позволит одновременно выполнить основные педагогические функции: обучающую, образовательную, воспитательную и развивающую. Развитие речи осуществляется в различных речевых ситуациях: монологические ответы, рецензирование ответов одноклассников, обсуждение при работе в группах. Организационная структура урока: вызов ( объяснение правописания не с разными частями речи в пословицах), осмысление (путешествие по трем станциям( Шемонаиха, Бухтарминское водохранилище, Усть – Таловка), создание и применение алгоритма ) и рефлексия (итоги выполнения дифференцированного задания, рисунок с оценкой на стикере и помещение его на одну из ступенек лестницы познания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В 1766 году на берегу реки Уба было основано поселение, названное по фамилии первого жителя Шемонаевским. Шемонаихинский район был образован в 1928 году. Статус города был присвоен Шемонаихе в 1961 году.
Найдите не с существительным.
Первое учебное заведение для детей появилось в Шемонаихе в 1865 году и именовалось не школой, а четырехклассным училищем.
Глаголы, которые не употребляются без «НЕ»
Неистовствовать
Негодовать
Ненавидеть
Нездоровиться
Неможется
Недомогать
Недоумевать
Неволить
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ».
Слитно, не – часть корня, слова не употребляются без не
Слитно, существительное обозначает лицо и выражает качественный оттенок
Недемократ, нерусский, неспециалист.
Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы.
Речь идет о читателе – неязыковеде, неэтимологе.
Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей (Евгений Евтушенко)
Примечание.У существительных с другим значением противопоставление выражается частицей, а не приставкой не
Он готов писать все: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы.
Слитное написание встречается только в словах – терминах, например: неметаллы, неорганика.
Раздельно, есть противопоставление с союзом а
Не род, а ум поставлю в воеводы.
Он не приятель, а противник.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Найди четвертое лишнее:
не правда, а ложь;
не друг, а враг;
не дом, а хижина;
не счастье, а горе.
Раздельно, противопоставление подразумевается
Не ветер бушует над бором…
Один в поле не воин.
Не пастушка, не королевна и уже не монашенка я…(Ахматова)
Разве не правда чувствуется в его словах? (Вопросительное предложение, отрицание логически подчеркивается. Запомнить! Если отрицание не подчеркивается, пишем слитно. Разве это неправда?
«НЕ» с именами существительными
Определите, употребляется ли существительное без «НЕ»
ЕСЛИ
не употребляется - СЛИТНО
ЕСЛИ
употребляется
ЕСТЬ ЛИ
противопоставление
с «А»
ЕСЛИ НЕТ, замени синонимом без «НЕ»
Пиши
раздельно
Пиши
слитно
Бухтарминское водохранилище. Зона отдыха «Голубой залив»
Бухтарминское море расположилось посреди Алтайских гор. Образовано оно в начале шестидесятых годов плотиной Бухтарминской ГЭС на реке Иртыш. По своим размерам – один из крупнейших искусственных водоемов мира. Площадь 5500 км2, объем 53 км3, длина более 500 км, наибольшая ширина 35 км, средняя глубина 9. 6м. Для активного отдыха организуются не катания на весельных лодках, а полеты над водой.
Работа по группам
Упражнение 290, стр.104, по 2 предложения каждой группе.
Спишите предложение, обозначьче его номер и вариант объяснения написания не с существительным.
1 Слитно: а) не употребляется без не, часть корня; б) приставка, не употребляется без не; в) приставка, употребляется без не; г) приставка недо-.
2Раздельно: не – частица.
Проверь себя!
1 – 1в
2 – 1г
3 – 2
4 – 1в
5 – 2
6 – 1в
7 – 2
8 – 1а
9 – 1в
10 – 1в.
Третья станция - Усть – Таловка.
Деревня Усть – Таловская возникла в 19 веке в результате
переселения крестьян из Тамбовской и Самарской губерний.
Наши достижения
Дифференцированное задание в тестовой форме.
Тест 1. Не с сущ. пишется слитно.
1 Наша Маша (не)ряха.
2 Говори правду, а (не)ложь.
3Полил (не)дождь, а речной поток.
Тест2. Не с существительными пишется раздельно.
1 На клумбе растут голубые (не)забудки.
2 Владимир кипел от (не)годования.
3 Друзья познаются в (не)счастье.
4 (Не)девица, а в зеркало глядится.
Тест3. Не с существительными пишется раздельно.
1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.
3 Охота пуще (не)воли.
4 (Не)работа сушит, а забота.
Поставь оценку и нарисуй смайлик!
Ключ к проверке.
1 – 1
2 – 4
3 – 4
«5» – 3 балла
«4» – 2 балла
«3» – 1 балл
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание.
1 Упражнение 286.
2 Упражнение 284 ( Гайнуллин М, Тураханов Н, Романенко Н, Муратханов Е, Кузнецова Д,