Материал урока даёт представление о назывных предложениях, о сфере и целях их употребления; учит использовать назывные предложения в собственной речи при описании пейзажа, для обозначения времени и места действия; формирует ключевые компетентности учащихся.
Просмотр содержимого документа
«"Назывные предложения"»
Односоставные предложения
С главным членом –
сказуемым
С главным членом –
подлежащим
Определённо-Личные
Назывные
Неопределённо-Личные
Обобщённо-Личные
Безличные
Определите виды односоставных предложений
Люблю твою, Россия, старину Твои леса, погосты и молитвы.
колокола.
Вижу высокий тёмно-зелёный остров.
Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней.
Слева замечаю каменный островок. На нём молочно-белая церковка и гранитный крест.
С русским языком можно творить чудеса!
К. Паустовский
К. Паустовский К. Паустовский К. Паустовский К. Паустовский
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
А.Фет
Проверь себя
обращение
Чудная картина,
Как ты мне родна:
согл. опр.
Белая равнина ,
согл. опр.
Полная луна .
несогл. опр.
Свет небес высоких,
согл. опр.
И блестящий снег ,
И саней далёких
согл. опр.
Одинокий бег .
Какова роль назывных предложений в данном тексте?
Свет, золото, багрянец,
тьма, пурпур…
Синий блеск молний,
Длинные
перекаты
грома
согл. опр. несогл. опр.
Глухая окраина сибирского города .
согл. опр. согл. опр.
Кривые улочки. Узкие переулки .
согл. опр.
Ветхие деревянные домишки.
согл. опр. в рамках прич. об.
Дворы , заросшие травой и бурьяном.
Рытвины , пустыри , огороды .
В. Песков Из путевых заметок.
Проверь себя
В. Песков
Продолжи строчку
(…………….) Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
(…………….) Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели. (…………….) Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели. (Н.А. Некрасов)
(Н.А. Некрасов) (Н.А. Некрасов) (Н.А. Некрасов)
Ель рукавом мне тропинку завесила.
(………………………………..
……………… .)
(А.Фет)
Ель рукавом мне тропинку завесила. (……………………………….. ……………… .) (А.Фет) (...........……………………......…..)
(...........……………………......…..) (...........……………………......…..)
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
(А.С. Пушкин)
Ещё ты дремлешь, друг прелестный. (А.С. Пушкин) Ещё ты дремлешь, друг прелестный. (А.С. Пушкин)
(……..) Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
(А.С. Пушкин)
(…………………………..
………………………… .)
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
(С. Есенин)
(………………………….. ………………………… .) Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (С. Есенин) (………………………….. ………………………… .) Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (С. Есенин) (………………………….. ………………………… .) Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (С. Есенин)
А.К. Саврасов
Грачи прилетели
И.Э Грабарь Февральская лазурь
И.И. Левитан
Золотая осень
Магазин
Магазин Магазин Магазин Магазин Полы. Прилавки. Покупатель.
Чулки. Сорочек ряд. Духи.
Перчатки. Шляпы. О. Создатель!
О. Как. Легко. Писать. Стихи!
Полы. Прилавки. Покупатель. Чулки. Сорочек ряд. Духи. Перчатки. Шляпы. О. Создатель! О. Как. Легко. Писать. Стихи! Полы. Прилавки. Покупатель. Чулки. Сорочек ряд. Духи. Перчатки. Шляпы. О. Создатель! О. Как. Легко. Писать. Стихи! обращение О, Создатель! О как легко писать стихи!
С русским языком можно творить чудеса!
К. Паустовский
К. Паустовский К. Паустовский К. Паустовский К. Паустовский
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
А. Фет