kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"На Руси учились так..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "На Руси учились так." посвящена Дню славянской письменности. Она рассказывает о том, как на Руси появились школы, сколько учеников первоначально было в классах, какие предметы изучались. (Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука)  Учащиеся познакомятся с кратким житием Сергия Радонежского. Также учащимся интересно будет узнать, когда начинались занятия в школе, как обучались их сверстники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"На Руси учились так..." »

24 мая – День славянской письменности и культуры Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

24 мая – День славянской письменности и культуры

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси.

Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси.

Ипатьевский монастырь  Детей учили при церквах и монастырях.  Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6-12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.

Ипатьевский монастырь

Детей учили при церквах и монастырях.

Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6-12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.

Святого преподобного Сергия Радонежского  просят о просвещении разума к учению.   Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. М.Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. 1899 .

Святого преподобного Сергия Радонежского  просят о просвещении разума к учению. 

Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

М.Нестеров.

Преподобный Сергий Радонежский. 1899 .

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890  В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями. В отличие от братьев Варфоломей отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.  После горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока.

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890

В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями. В отличие от братьев Варфоломей отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.

После горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока.

В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста – верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней люди смастерили металлические писала. Цера Берестяная грамота

В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста – верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней люди смастерили металлические писала.

Цера

Берестяная грамота

В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября.

Пророк Наум наставит на ум.  Голова без ума, что фонарь без свечи.  Корень учения горек, да плод его сладок.  Красна птица перьем, а человек - уменьем.  Не учась, и лаптя не сплетёшь.  Аз, буки и веди – страшат, что медведи.

Пророк Наум наставит на ум.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица перьем, а человек - уменьем.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Аз, буки и веди – страшат, что медведи.

Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.  Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Церковно - приходская школа  в с. Кочергинском (1913 год )

Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.

Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Церковно - приходская школа  в с. Кочергинском (1913 год )

Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращённые к Богу, и само слово Бога.

Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращённые к Богу, и само слово Бога.

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага писать стали гусиными перьями.  Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался – перница.

Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага писать стали гусиными перьями.

Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался – перница.

Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, т.е. предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца.

Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, т.е. предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца.

а ребятам мука. Азбука – наука,      Грамоте учиться… - не вырубишь топором. Что написано пером…       нет науки. всегда пригодится.    Побольше грамотных… поменьше дураков.        Без муки… Без муки

а ребятам мука.

Азбука – наука,

Грамоте учиться…

- не вырубишь топором.

Что написано пером…

нет науки.

всегда пригодится.

Побольше грамотных…

поменьше дураков.

Без муки…

Без муки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"На Руси учились так..."

Автор: Бекарюкова Наталья Николаевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "На Руси учились так"
    ["seo_title"] => string(19) "na_rusi_uchilis_tak"
    ["file_id"] => string(6) "419912"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496285392"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Краеведение посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Секция «Военная история» «Как много жёлтых снимков на Руси…» "
    ["seo_title"] => string(154) "kraieviedieniie-posviashchiennoie-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-siektsiia-voiennaia-istoriia-kak-mnogho-zhioltykh-snimkov-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "123355"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414479980"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Воспитательский час на тему Что такое семья "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "236860"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444163520"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-mkhk-na-tiemu-arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "171292"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423661568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства