Просмотр содержимого документа
«На Руси учились так»
На Руси учились так
Сегодня мы поговорим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались.
Знаете ли Вы, что такое летописи?
Летописи – исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» - отсюда название «летопись».
Летопись 99г. указывает, что князь Владимир Ясное Солнышко. после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Для того, чтобы упрочить позиции христианства, в городах и селах начали строить церкви, а для них были нужны грамотные и обученные священники. [3]
Князь Владимир дал приказ отбирать ребят из семей «лучших людей» и брать их в «книжное научение». Однако для древних русичей такое новшество было диким, новая вера – чужой, а школьная грамота была непонятной и страшной. Матери этих детей плакали и считали, что дети не готовы к учебе. Детей учили при церквях и монастырях. Покровителем школьников считается святой Сергей Радонежский. [1]
Слово «школа» первоначально возникло в Древней Греции, но его значение было совсем другим — «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным — он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами.[2]
Дети начинали учиться в XVIII-XIX в. с семи лет. Мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
В древности писали на восковых дощечках, которые называли «цера», с помощью костяного и деревянного писала. У кого не было таких дощечек писали на бересте- верхнем слое коры березы, но с помощью металлических писал. Учеба начиналась на «пророка Наума» или «Наума-грамотника» 14 декабря. Отсюда и пословица: «Пророк Наум наставит на ум». Школы находились при церкви, на урок собирал колокол, позднее колокольчик. А теперь звонок. Главными школьными предметами были: Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включал в себя неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Псалтырь – молитвы обращенные к Богу и слово самого Бога. Обучение письму заключалось в переписывании текстов, заглавные буквы писали красной краской, отсюда выражение «писать с красной строки». Позже появились гусиные перья, а еще позже чернила. Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы – футляра для перьев. Этому периоду соответствует пословица: «Что написано пером – не вырубишь топором». «Без муки – нет науки».
До обеда шли занятия с 10-15 перерывами, детям разрешали побегать во дворе. В полдень отпускали домой перекусить и снова учеба, домашних заданий не задавали, все учили на уроках, повторяя хором. Кто не заучивал тексты или озорничал, того ждал горох и розги.
Учеба шла до Пасхи, родители приносили в школу дрова, солому, свечи. За школяра платили мукой, картофелем, салом.
По окончании школы человек становился грамотным и его называли грамотеем. Грамота в те времена была доходным ремеслом. Потому что неграмотные люди обращались к ним за помощью. Особо усердные становились книжными писцами, тоесть переписчиками книг, а их в те времена было очень мало.
В те времена на Руси было переведено огромное количество книг с греческого языка, и это означало, что на Руси стали появляться первые читатели и любители просвещения. В древней Руси книга была в большом почете. Если случался пожар, книги начинали спасать в первую очередь.
В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
Князья древней Руси были образованными людьми и уделяли обучению большое внимание. Князь Святослав, сын Ярослава Мудрого, все кладовые своего дворца заполнил книгами. Отец Владимира Мономаха, Всеволод, отлично владел пятью языками, а сам Владимир Мономах был писателем.
Развитие школ и просвещения на Руси было приостановлено из-за вторжения в XIII веке монголо-татарских завоевателей. И только начиная с XVI века школы на Руси стали возрождаться.
Список информационных источников
1.Лагунова С.А. журнал «Читаем, учимся, играем» №2 2010