kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: урок изучения новой темы; виртуальная экскурсия по Древней Руси

Класс: 10

Тема: Архитектурный облик Древней Руси

Цель: формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами. Познакомить с древнерусскими крестово-купольным типами храма
  2. На примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода. Учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы.
  3. Воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны. 

Учитель: Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня на уроке мы будем говорить о том виде искусства, которое является самым долговечным. Прочитайте эпиграф, как вы думаете о чём у нас пойдет речь? (Слайд 1) Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

Ученики: Сегодня мы будем говорить об архитектуре русского народа. Учитель: Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки… Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим экскурсоводом. А сейчас определите, в какое время и в какие земли нам предстоит отправиться? (Прослушивание звукового файла- Приложение 1)-Фон (Слайд 2)

Звучат голоса птиц. На фоне звуков беседуют дед и внук.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся? Ученики: Да, мы отправимся в Древнюю Русь, 10-12 вв. Учитель: Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров древнерусской архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства. Ребята, давайте  сформулируем тему нашего занятия: «Архитектурный облик Древней Руси».(Слайд 3) Откройте свои тетради, запишите дату  и тему урока. Сегодня мы рассмотрим исторические события, связанные с принятием христианства и  обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения. Наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем нашу необычную экскурсию с того, что вспомним основные исторические события того времени, повлиявшие на развитие архитектуры Руси. По ходу урока, делайте, пожалуйста, записи о характерных особенностях византийской  и русской архитектурах.

Итак, начинаем наше увлекательное путешествие. История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их. Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси" »

Конспект урока по МХК на тему:

Архитектурный облик Древней Руси

Вид занятия: урок изучения новой темы; виртуальная экскурсия по Древней Руси

Класс: 10

Тема: Архитектурный облик Древней Руси

Цель: формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами. Познакомить с древнерусскими крестово-купольным типами храма

  2. На примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода. Учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы.

  3. Воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога и учащихся на занятии

1. Приветствие. Вступительное слово учителя. Введение темы занятия.

Учитель: Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня на уроке мы будем говорить о том виде искусства, которое является самым долговечным. Прочитайте эпиграф, как вы думаете о чём у нас пойдет речь? (Слайд 1) Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

Ученики: Сегодня мы будем говорить об архитектуре русского народа. Учитель: Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки… Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим экскурсоводом. А сейчас определите, в какое время и в какие земли нам предстоит отправиться? (Прослушивание звукового файла- Приложение 1)-Фон (Слайд 2)

Звучат голоса птиц. На фоне звуков беседуют дед и внук.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся? Ученики: Да, мы отправимся в Древнюю Русь, 10-12 вв. Учитель: Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров древнерусской архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства. Ребята, давайте  сформулируем тему нашего занятия: «Архитектурный облик Древней Руси».(Слайд 3) Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока. Сегодня мы рассмотрим исторические события, связанные с принятием христианства и  обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения. Наш урок будет проходить в форме виртуальной экскурсии. Начнем нашу необычную экскурсию с того, что вспомним основные исторические события того времени, повлиявшие на развитие архитектуры Руси. По ходу урока, делайте, пожалуйста, записи о характерных особенностях византийской  и русской архитектурах.

2. Изучение новой темы урока (в форме диалога с учащимися) с элементами повторения ранее изученного материала (Актуализация полученных знаний)








































































































































Сравнительный анализ 2-х соборов. Совместная деятельность с учителем


Итак, начинаем наше увлекательное путешествие. История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их. Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Ученики: Она внесла огромный вклад в духовное (культурное) и нравственное развитие Древней Руси., повлияла на все сферы жизнедеятельности древнерусского государства(музыка, архитектура, литература, живопись и т.д), определила основные пути их развития. Учитель: Под влиянием какого исторического события это произошло? Ученики: под влиянием принятия крещения на Руси. Учитель: В каком году произошло крещение Руси? При каком князе? Ученики: при князе Владимире, в 988 г. Учитель: Каковы причины христианизации Руси? Ученики (совместно с учителем дают полный ответ): Во-первых, Киевский князь стал равным среди всех христианских монархов Европы. Это принципиально изменило и сам статус Древнерусского государства. Во-
вторых, на Киевского князя византийская религия распространяла представление как о помазаннике божьем. В-третьих, правящий класс получал идеологию для укрепления своей власти. В-четвёртых, восточные славяне получили обоснование единства Древнерусского государства . В-пятых, принятие христианства дало толчок развитию культуры (письменности и образования).Учитель: Молодцы, ребята! Именно эти исторические события того времени повлияли на развитие архитектуры Руси. Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего?(Слайды 4-10) Ученики: У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже по-видимому имеют крест, они построены из камня. Учитель: Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов? Ученики: такое композиционное построение соборов было заимствовано из Византии, крестово-купольный храм- это храм, в основании которого крест, а увенчан этот храм куполом. Учитель: Молодцы ребята! Но дадим более научное определение данному понятию, запишите его в тетрадь и сделайте чертеж. (Слайд 11-Определение Крестово-купольного храма и план) Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? Ученики: Из-за того, что многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества. Учитель: Верно, но несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной,(Слайд 12) т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). (Слайд 13-14)Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? Ученики: Он построен при Ярославе Мудром. Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм? Ученики: Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Учитель: Верно, ребята, Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? Ученики: Новгороде и Полоцке. Учитель: Молодцы, верно в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской.(Слайды 15-16). Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства? Ученики: Он необычайно красив и монолитен! Всё архитектурное сооружение дает ощущение защиты и спокойствия . Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Ученики: Ассоциация с крепостью, нерушимой опорой! Учитель: Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? Ученики: Нового: 5 куполов, сгруппированных в центре, Глубокие, длинные проемы окон. По-видимому храм играл роль- место защиты. Учитель: Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве. (Слайд 17) Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

Ученики(совместно с учителем): По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Учитель: Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов? Ученики: Учитель: Спасибо ,ребята, за ответы, Вы все говорите правильно! Прошу обратить внимание, появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? Ученики: Феодальная раздробленность. Учитель: Верно, мы с вами знаем, что Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? Ученики: войны. Учитель: Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? Ученики: да, повлияет, как нам известно в то время развиваются местные школы каменного зодчества. Учитель: Молодцы ребята, стоит отметить, что наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа. Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его.(Слайды 18-19) Какое впечатление оказывает на вас этот собор? Ученики: Это прекрасное произведение искусства, первое что бросается в глаза- богато декорированный фасад. Со всех четырех сторон стены покрыты роскошным декором. Он блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора. Смотришь на этот храм, и наслаждаешься всей красотой внешнего облика. Учитель: Великолепно, ребята! По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Посмотрите, что изображено на фасадах? (Слайд 20) Ученики: На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Учитель: Правильно, но помимо этого ,особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

3. Совместная работа студентов и преподавателя над раздаточным печатным материалом (Стихотворение Н.Коржавина.)

Продолжаем наше увлекательное путешествие по Древней Руси, очень схож по внешнему облику с Дмитриевским собором церковь Покрова на Нерли. Какое впечатление он на вас производит? (Слайды 21-22) Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вместе прочитаем под красивую мелодию стихотворение Коржавина, оно с наибольшей полнотой раскроет нам всю сущность этого архитектурного сооружения, и поможет ответить на поставленный вопрос. (Приложение 2)

***

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая.
Так подобрана складно ты.
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты —
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени — белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал — и зарделась ты,
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
 Н.Коржавин

Ученики: Этот храм не монолитен, он словно невесом и устремляется ввысь. Такое ощущение ,что он парит над землей, Он музыкален и поэтичен, хочется подойти к нему, дотронуться рукой, а затем сесть и уже ни о чем не думать, а просто отдыхать ,созерцая этот храм ,от городской суеты будничных дней. Учитель: Ребята, как вы проникновенно и глубоко прочувствовали всю внутреннее ,духовное богатство этого храма, молодцы!

4.Продожение изучения новой темы урока

Действительно, Перед нами – самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси. Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне великого князя. Ребята, вы правильно заметили, что он строен, легок, возносится вверх, если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии - где они? Ученики: пилястры, лопатки, вытянутые окна. (Слайд 23)Учитель: Верно, но помимо вами названных вертикальные линии есть в аркатурно-колончатом поясе. Это новое архитектурное понятие, которое ранее нам не встречалось, поэтому его мы записываем в наш традиционный словарик архитектурных терминов. Аркатурно-колочатый пояс- ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. Был присущ в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества (Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли и т.д.).Учитель показывает на слайдах аркатурно-колончатый пояс.(Слайды 24, 25) Итак, ребята, значит Иллюзию легкой устремленности храма ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс. Подведем итог вышесказанному, Учитель совместно с учениками: церковь Покрова на Нерли –это Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. (Слайд 26)

5. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях(составить сравнительную характеристику Покровского и Дмитриевского храмов)

Учитель: А теперь ребята, подведем некоторые итоги увиденного и услышанного: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский. (Слайд 27) Что общего у них? А в чем различия? Основания для сравнения: Из какого строительного материала сооружены? Архитектурные особенности, попробуйте догадаться ,что олицетворяет Дмитриевский храм, а что Покровский? Через 5 минут мы совместно проверим работу.

6.Проверка самостоятельной работы учащихся в форме обсуждения.

Итак, ребята, давайте проверим что у вас получилось: что общего у храмов? Ученики: Белый камень, Куб, Лопатки, Аркатурный пояс, Крестово-купольные,1-купольный, 4-хстолпный, Декор на внешних стенах. Учитель: В чем различия? Ученики: Один олицетворяет мужскую красоту, а второй – женственность. Декор на Дмитриевском соборе более богаче и пышнее, чем на Покровском. Учитель: Молодцы, ребята! Вы все верно определили! А теперь ,ответьте мне, как вы думаете, почему храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор признаны шедеврами древнерусской архитектуры? Ученики: Дмитриевский собор- величайшее архитектурное творение русских зодчих и скульпторов 12 в! Расположение рельефов горизонтальными рядами подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания. Дмитриевский собор с необычайной силой воплощает мысль о величии владимирского князя и его земли, апофеоз их могущества. Убор Дмитриевского собора характеризуется ясностью и целостностью композиции, сказочной декоративностью, которую мы наврятли где-либо можем еще встретить, поэтому он безусловно является шедевром древнерусского зодчества! Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр древнерусской архитектуры, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа. Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Удивляет, что конструктивно он весьма прост, но внутренне необычайно богат. Он по-особенному лиричен, изящен. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. Нет более «музыкального» храма на земле русской, чем Церковь Покрова на Нерли!

7.Выводы по уроку.

Учитель: Молодцы ребята! Вы верно говорите! К сожалению, на таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси прервано татаро-монгольским нашествием. И наша экскурсия подходит к концу. Давайте сделаем выводы по нашему сегодняшнему уроку: Чем были вызваны изменения архитектурного облика Древней Руси? И в чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков? Ученики совместно с учителем: изменения архитектурного облика Древней Руси были вызваны культурными и историческими причинами. Сюда отнесем: крещение Руси в 988г, феодальную раздробленность, в результате которой из -за междоусобных войн древнерусским зодчим пришлось отказаться от деревянных построек, и начать строить каменные сооружения, которые ,в большинстве своем, являлись местом защиты от врага. Большое влияние оказала Византия,- Искусство Константинополя импонировало русским князьям, оно было взято за образец. Византия подарила новые архитектурные формы древнерусскому зодчеству! Своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков: С принятием христианства Русь восприняла сооружение своих церквей по образцу крестово-купольного храма: (квадрат, расчленённый четырьмя столбами, попарно соединёнными арками, составляет основу здания; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. На арках стоит барабан, завершающийся куполом. Эта форма очень гибка, так как по её принципу можно было строить храмы разной величины, что обусловливалось их функциональным назначением.) Крестово-купольная форма возведения церквей явилась результатом долгих поисков храмового строительства, отвечавшим потребностям христианского вероучения и богослужения. Эта форма воплощала в себе главную особенность нового мировоззрения – историзм. Все храмы этого периода поражали нас своими внушительными размерами, они сооружались не только для красоты и созерцания, но и выполняли другие функции- являлись духовной твердыней и местом защиты. В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом, чего мы не могли не заметить на примере церкви Покрова на Нерли. Учитель: Итак, ребята, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры, она внесла поистине безграничный вклад в развитие всего мирового сообщества.(Слайд 28-выводы по теме)

8. Рефлексия.

В завершении нашего урока, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней виртуальной экскурсии. Какие у вас впечатления от нашего путешествия? Какое открытие сделал каждый из вас? Что особенно вас впечатлило? Опрос каждого учащегося.

Учитель: Ребята, спасибо вам за ответы! Но хотелось бы ,чтобы вы не забывали, Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство...Поэтому берегите произведения искусства и всего вам доброго!



Библиография к уроку


  1. Раппопорт П. А.Зодчество Древней Руси. - Л., 1986
  2. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. – М., 1984.

  3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф.Искусство Древней Руси. -М., 1993

  4. Любимов Л.Д Искусство Древней Руси- М., 1981

  5. Христианство. Энциклопедический словарь. Т .1-3. -М., 1995


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси"

Автор: Рябцева Наталья Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по Искусству (МХК) Архитектурный облик Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-iskusstvu-mkhk-arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "130162"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415825841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства