kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование как вид деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на методическом совете школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как вид деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина Моделирование как вид  деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы  (из опыта работы) Презентацию подготовила Ноздрова М.Б., учитель русского языка и литературы,  высшая категория Трубчевск  2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина

Моделирование как вид деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Презентацию подготовила Ноздрова М.Б.,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

Трубчевск

2017

Моделирование - это метод познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.  

Моделирование - это метод познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.  

Модели́рование - метод обучения, при котором происходит исследование объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.

Модели́рование - метод обучения, при котором происходит исследование объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.

Схема структуры метода обучения (моделирования).

Схема структуры метода обучения (моделирования).

Моделирование в обучении  -- служит содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, методом познания, которым они должны овладеть  -- моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Моделирование в обучении

-- служит содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, методом познания, которым они должны овладеть

-- моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Способы моделирования:  -- логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме;  -- представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.

Способы моделирования:

-- логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме;

-- представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.

Основные черты моделирования:

Основные черты моделирования:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • экономное и целесообразное расходование времени урока;
  • формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
  • формирование и развитие личностных качеств учащихся, в частности самоуправляющих механизмов личности;
  • высокий уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
  • объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Процесс моделирования:  1) предварительный анализ (например, проведение семантического анализа текста, перефразирование и т.д.); 2) перевод реальности или текста, описывающего реальность, на знаково-символический язык – построение модели; 3) работа с моделью (преобразование модели); 4) терминологический анализ (анализ общей и специальной научной терминологии); 5) соотношение результатов, полученных на модели, с реальностью (с искомым объектом).

Процесс моделирования:

1) предварительный анализ (например, проведение семантического анализа текста, перефразирование и т.д.);

2) перевод реальности или текста, описывающего реальность, на знаково-символический язык – построение модели;

3) работа с моделью (преобразование модели);

4) терминологический анализ (анализ общей и специальной научной терминологии);

5) соотношение результатов, полученных на модели, с реальностью (с искомым объектом).

Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.   Модели  предметные знаковые  (материальные) (информационные)

Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Модели

предметные знаковые

(материальные) (информационные)

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.

Информационная модель объекта – это его описание. Составление информационных моделей развивает у школьников  - логическое мышление,  - умение выделять главное,  - сопоставлять данные,  - анализировать,  - делать выводы.

Информационная модель объекта – это его описание.

Составление информационных моделей развивает у школьников

- логическое мышление,

- умение выделять главное,

- сопоставлять данные,

- анализировать,

- делать выводы.

Информационные модели    Текстовые (описание объекта на естественном языке)  Математические (количественные характеристики)  Табличные (таблицы «объект – свойство», «объект – объект»)  Графические (карты, схемы, чертежи, кластеры, графы)

Информационные модели

Текстовые (описание объекта на естественном языке)

Математические (количественные характеристики)

Табличные (таблицы «объект – свойство», «объект – объект»)

Графические (карты, схемы, чертежи, кластеры, графы)

Денотатный граф  - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.  Способ создания денотатного графа: • Выделение ключевого слова или словосочетания • Чередование имени и глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку) • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак

Денотатный граф  - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

• Выделение ключевого слова или словосочетания

• Чередование имени и глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)

• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак

Денотатный граф по теме «Наречие» Н   ---   отвечает  на вопросы где? куда? откуда? как? А   ---   обозначает   признак действия, признака, предм  Р   ---   делится  на смысловые группы Е  ---   не изменяется   Ч   ---  может иметь  степени сравнения И   ---  выполняет   в предложении роль обстоятельства Е  --- помогает «живописать» словом

Денотатный граф по теме «Наречие»

Н   ---   отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

А   ---   обозначает   признак действия, признака, предм

Р   ---   делится на смысловые группы

Е  ---   не изменяется  

Ч   ---  может иметь степени сравнения

И   ---  выполняет   в предложении роль обстоятельства

Е  --- помогает «живописать» словом

Денотатный граф по теме «Имя числительное»

Денотатный граф по теме «Имя числительное»

Денотатный граф по теме «Образ Хлестакова» Положительное Отрицательное 1. «каждый день доставай билеты в кеятр»;  2. молодой человек лет 23–24;  3. одет по моде;  4. знаком с русской и зарубежной литературой;  5. умеет увлечь слушателей;  6. нравится женщинам;  7. разбирается в людях. 8. «профинтил денежки»;  9. «сидит и хвост подвернул,  не горячится»;  10. «кутит на батюшкины деньги»;  11. «продаёт всё до последней рубашки»;  12. «делом не занимается»;  13. «гуляет по прешпекту»;  14. не платит в трактире;  15. труслив;  16. высокомерен, нагл, груб со слугой;  17. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни  и службе в столице;  18. придумывает небылицы;  19. берёт взятки;  20. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной,  несерьёзно относится к женщинам;  21. ленив.

Денотатный граф по теме «Образ Хлестакова»

Положительное

Отрицательное

1. «каждый день доставай билеты в кеятр»; 2. молодой человек лет 23–24; 3. одет по моде; 4. знаком с русской и зарубежной литературой; 5. умеет увлечь слушателей; 6. нравится женщинам; 7. разбирается в людях.

8. «профинтил денежки»; 9. «сидит и хвост подвернул, не горячится»; 10. «кутит на батюшкины деньги»; 11. «продаёт всё до последней рубашки»; 12. «делом не занимается»; 13. «гуляет по прешпекту»; 14. не платит в трактире; 15. труслив; 16. высокомерен, нагл, груб со слугой; 17. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; 18. придумывает небылицы; 19. берёт взятки; 20. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; 21. ленив.

Кла́стер  (англ.  cluster  скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кла́стер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер – графический систематизатор, схема.

Кла́стер  (англ.  cluster  скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Кла́стер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Кластер – графический систематизатор, схема.

Слово о русском языке

Слово о русском языке

«Серебряный век» русской литературы

«Серебряный век» русской литературы

Проблематика творчества В.Распутина

Проблематика творчества В.Распутина

Образ главного героя в романе В.Белова «Привычное дело»

Образ главного героя в романе В.Белова «Привычное дело»

Использование метода моделирования на уроке помогает

Использование метода моделирования на уроке помогает

  • объяснить новый материал,
  • отработать умения и навыки,
  • проверить знания по отдельным частям урока, теме,
  • подготовить к экзамену,
  • отслеживать результаты,
  • обучать самостоятельной работе с учебным материалом,
  • выявлять слабые места в понимании материала,
  • стимулировать к более глубокому изучению материала.
Преимущества моделирования как метода обучения:

Преимущества моделирования как метода обучения:

  • моделирование позволяет превращать деятельность учащихся в исследовательскую;
  • дидактическую сущность моделирования можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем;
  • при этом методе проблема решается самими учащимися (а учитель выступает как организатор поисковой деятельности);
  • доступность моделирования, обусловленная наглядно-практической основой выполнения моделирующих действий, сочетается с достаточно высоким теоретическим уровнем исследования факторов, связей и отношений;
  • моделирование является универсальным дидактическим методом, применение которого способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников;
  • процесс моделирования связан с развитием у школьников самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой «Не мыслям надобно учить, а мыслить»  Иммануил Кант     

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н.Толстой

«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

Иммануил Кант   


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ноздрова Марина Богдановна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида  средствами обучения деловому письму»"
    ["seo_title"] => string(95) "sotsial-naia-adaptatsiia-uchashchikhsia-skou-viii-vida-sriedstvami-obuchieniia-dielovomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "292276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455259646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства