Просмотр содержимого документа
«Моделирование как вид деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина
Моделирование как виддеятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Презентацию подготовила Ноздрова М.Б.,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
Трубчевск
2017
Моделирование - это метод познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.
Модели́рование - метод обучения, при котором происходит исследование объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.
Схема структуры метода обучения (моделирования).
Моделирование в обучении
-- служит содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, методом познания, которым они должны овладеть
-- моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Способы моделирования:
-- логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме;
-- представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.
Основные черты моделирования:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономное и целесообразное расходование времени урока;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
формирование и развитие личностных качеств учащихся, в частности самоуправляющих механизмов личности;
высокий уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Процесс моделирования:
1) предварительный анализ (например, проведение семантического анализа текста, перефразирование и т.д.);
2) перевод реальности или текста, описывающего реальность, на знаково-символический язык – построение модели;
3) работа с моделью (преобразование модели);
4) терминологический анализ (анализ общей и специальной научной терминологии);
5) соотношение результатов, полученных на модели, с реальностью (с искомым объектом).
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Модели
предметные знаковые
(материальные) (информационные)
Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Информационная модель объекта – это его описание.
Составление информационных моделей развивает у школьников
- логическое мышление,
- умение выделять главное,
- сопоставлять данные,
- анализировать,
- делать выводы.
Информационные модели
Текстовые (описание объекта на естественном языке)
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак
Денотатный граф по теме «Наречие»
Н --- отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
А --- обозначает признак действия, признака, предм
Р --- делится на смысловые группы
Е --- не изменяется
Ч --- может иметь степени сравнения
И --- выполняет в предложении роль обстоятельства
Е --- помогает «живописать» словом
Денотатный граф по теме «Имя числительное»
Денотатный граф по теме «Образ Хлестакова»
Положительное
Отрицательное
1. «каждый день доставай билеты в кеятр»;2. молодой человек лет 23–24;3. одет по моде;4. знаком с русской и зарубежной литературой;5. умеет увлечь слушателей;6. нравится женщинам;7. разбирается в людях.
8. «профинтил денежки»; 9. «сидит и хвост подвернул, не горячится»; 10. «кутит на батюшкины деньги»; 11. «продаёт всё до последней рубашки»; 12. «делом не занимается»; 13. «гуляет по прешпекту»; 14. не платит в трактире; 15. труслив; 16. высокомерен, нагл, груб со слугой; 17. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; 18. придумывает небылицы; 19. берёт взятки; 20. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; 21. ленив.
Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Кла́стер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Кластер – графический систематизатор, схема.
Слово о русском языке
«Серебряный век» русской литературы
Проблематика творчества В.Распутина
Образ главного героя в романе В.Белова «Привычное дело»
Использование метода моделирования на уроке помогает
объяснить новый материал,
отработать умения и навыки,
проверить знания по отдельным частям урока, теме,
подготовить к экзамену,
отслеживать результаты,
обучать самостоятельной работе с учебным материалом,
выявлять слабые места в понимании материала,
стимулировать к более глубокому изучению материала.
Преимущества моделирования как метода обучения:
моделирование позволяет превращать деятельность учащихся в исследовательскую;
дидактическую сущность моделирования можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем;
при этом методе проблема решается самими учащимися (а учитель выступает как организатор поисковой деятельности);
доступность моделирования, обусловленная наглядно-практической основой выполнения моделирующих действий, сочетается с достаточно высоким теоретическим уровнем исследования факторов, связей и отношений;
моделирование является универсальным дидактическим методом, применение которого способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников;
процесс моделирования связан с развитием у школьников самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»