kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для вводного урока по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал  к уроку русского языка "Значение языка в жизни человека". Систематизированный иллюстративный материал к вводному занятию в 7 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для вводного урока по русскому языку.»

Значение языка в жизни человека.

Значение языка в жизни человека.

Язык – это тот материал, из которого создаются все произведения словесности. Из языка состоят все наши разговоры, выступления общественных деятелей. Какую роль играет язык в жизни человека? Любая книга:  художественная, научная,  любой документ (от справки до конституции  государства). Благодаря языку мы знаем о том, что происходит во всём мире, что происходило с человечеством в прошлом.

Язык – это тот материал, из которого создаются все произведения словесности.

Из языка состоят все наши разговоры, выступления общественных деятелей.

Какую роль играет язык

в жизни человека?

Любая книга:

художественная,

научная,

любой документ

(от справки до

конституции

государства).

Благодаря языку мы знаем о том, что происходит во всём мире, что происходило с человечеством в прошлом.

Человеческое существо становится личностью тогда,  когда обретает возможность общаться с другими, понимать речь других и выразить себя. В реальности были случаи, когда человеческих детей выкармливали звери, но, не овладев человеческим языком в раннем детстве, эти существа так и не могли освоить речь, они не становились людьми и скоро погибали. Это доказывает, что без языка  человек не может жить. Только в сказке Маугли вырос в мире зверей и стал настоящим человеком.

Человеческое существо становится личностью тогда,

когда обретает возможность общаться с другими,

понимать речь других и выразить себя.

В реальности были случаи, когда человеческих детей выкармливали звери, но, не овладев человеческим языком в раннем детстве, эти существа так и не могли освоить речь, они не становились людьми и скоро погибали.

Это доказывает,

что без языка

человек

не может жить.

Только в сказке Маугли вырос в мире зверей и стал настоящим человеком.

Какую роль играет язык в жизни народа? Любой народ становится народом, отличающимся от других народов земли, когда у него складывается  СВОЙ язык.

Какую роль играет язык в жизни народа?

Любой народ становится народом, отличающимся от других народов земли, когда у него складывается

СВОЙ язык.

Ведь сколько народов, завоёванных сильным противником, исчезло с лица земли  потому, что люди приняли  язык завоевателей и забыли свой родной язык. Народ живёт, пока жив язык.

Ведь сколько народов,

завоёванных

сильным противником,

исчезло с лица земли

потому, что

люди приняли

язык завоевателей

и забыли свой родной язык.

Народ живёт, пока жив язык.

Язык и слово. ЯЗЫК Исторически сложившаяся  система звуковых, словарных и грамматических средств,  объективирующая работу  мышления и являющаяся орудием общения,  обмена мыслями и взаимного  понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль Речь, способность говорить. Система знаков 5. То, что выражает, объясняет собой что-н. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.).  Значение слов «язык» и «слово»  в в словаре Ожегова. СЛОВО.  Единица языка Речь, способность говорить. (Дар слова). 3. Разговор, беседа, что-н. сказанное. 4. Публичное выступление, речь. 5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ Право, позволение говорить публично. Мнение, вывод. (Сказать свое веское слово). 8. То же, что обещание. 9. Текст к музыкальному произведению.

Язык и слово.

ЯЗЫК

  • Исторически сложившаяся

система звуковых, словарных

и грамматических средств,

объективирующая работу

мышления и

являющаяся орудием общения,

обмена мыслями и взаимного

понимания людей в обществе.

2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль

  • Речь, способность говорить.
  • Система знаков

5. То, что выражает, объясняет собой что-н.

6. перен. Пленный, захваченный для получения

нужных сведений (разг.).

Значение слов «язык» и «слово»

в в словаре Ожегова.

СЛОВО.

  • Единица языка
  • Речь, способность говорить. (Дар слова).

3. Разговор, беседа, что-н. сказанное.

4. Публичное выступление, речь.

5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ

  • Право, позволение говорить публично.
  • Мнение, вывод. (Сказать свое веское слово).

8. То же, что обещание.

9. Текст к музыкальному произведению.

О том,  что такое язык,  рассказывает притча  о древнегреческом баснописце Эзопе. Попробуйте вспомнить  сюжет притчи.

О том,

что такое язык,

рассказывает

притча

о древнегреческом

баснописце

Эзопе.

Попробуйте

вспомнить

сюжет притчи.

Прочитайте пословицы о языке. Сравните их с притчей об Эзопе. Найдите среди них такие,  которые говорят о языке как о самом прекрасном предмете, и такие, которые говорят о языке как о самом плохом предмете. Объясните, почему народ так оценивает язык.  Без языка и колокол нем. Востёр язык, да дурной голове  достался. Время разрушает то, что сделано, а язык – то, что надо сделать. Дай волю языку – скажет то, чего и не знает. Для языка нет ни запора, ни запрета. Кто с языком, тот и с пирогом. Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. Не ножа бойся, а языка. Ум язык на замке держит. Язык без костей, во все стороны ворочается. Язык до Киева доведёт. Язык иглы острее.

Прочитайте пословицы о языке.

Сравните их с притчей об Эзопе.

Найдите среди них такие,

которые говорят о языке

как о самом прекрасном предмете, и такие,

которые говорят о языке

как о самом плохом предмете.

Объясните, почему народ так оценивает язык.

Без языка и колокол нем. Востёр язык, да дурной голове

достался.

Время разрушает то, что сделано, а язык – то, что надо сделать.

Дай волю языку – скажет то, чего и не знает.

Для языка нет ни запора, ни запрета. Кто с языком,

тот и с пирогом.

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.

Не ножа бойся, а языка. Ум язык на замке держит.

Язык без костей, во все стороны ворочается.

Язык до Киева доведёт. Язык иглы острее.

СЛОВА Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева.  Есть ночные слова, о которых мы днем  Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут.  Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.  Но слова всем словам в языке нашем есть:  Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу.

СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму.  Он не вспомнит о них на горящем мосту,  Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах,  Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,  Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни!  И не делай их слугами в мелком быту -  Береги изначальную их чистоту. Когда радость - как буря, иль горе - как ночь, Только эти слова тебе могут помочь!

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

Самостоятельно ответьте на вопросы к стихотворению поэта В.С.Шефнера «Слово». Каков смысл этого стихотворения? Что думает поэт о силе слов? Почему поэт выделил из всего лексикона пять слов, которые пишет с прописной (большой) буквы? В каких строках выражена главная мысль-призыв стихотворения?

Самостоятельно ответьте на вопросы

к стихотворению поэта В.С.Шефнера «Слово».

Каков смысл этого стихотворения?

Что думает поэт о силе слов?

Почему поэт выделил из всего лексикона пять слов,

которые пишет с прописной (большой) буквы?

В каких строках выражена главная

мысль-призыв стихотворения?

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой,  в котором сказано о силе слова . Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль, И долговечней — царственное слово. Каково значение слова «слово»  в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы  и названо «царственным»?

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой,

в котором сказано о силе слова .

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль,

И долговечней — царственное слово.

Каково значение слова «слово»

в этом четверостишии?

Почему оно написано с большой буквы

и названо «царственным»?

Определите тему стихотворения. Только благодаря языку  мы знаем о нашей истории. Действительно, язык –  самое главное достояние народа. Потому-то и надо беречь этот божественный дар. О значении языка и слова в жизни людей. Молчат гробницы, мумии и кости,—  Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь. И.А.Бунин Почему, по мнению поэта, слово играет важную роль  в жизни человека?

Определите

тему стихотворения.

Только благодаря языку

мы знаем о нашей истории.

Действительно, язык –

самое главное достояние народа.

Потому-то и надо беречь

этот божественный дар.

О значении языка и слова в жизни людей.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И.А.Бунин

Почему,

по мнению поэта,

слово

играет важную роль

в жизни человека?

МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. Стихотворение написано А.А.Ахматовой в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины.

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Стихотворение написано А.А.Ахматовой

в тяжёлые годы Великой Отечественной войны,

когда весь народ встал на защиту Родины.

Почему поэт, говоря о военных годах,  утверждает, что самое дорогое для людей – это русская речь? Поэт, говоря о трудных испытаниях, которые выпали на долю каждого человека,  утверждает, что самое дорогое для людей – это русская речь. Сохранить язык, великое русское слово –  это значит отстоять свободу своей Родины от захватчиков, спасти народ  от угрозы уничтожения. Потому что язык – главное достояние народа.

Почему поэт, говоря о военных годах,

утверждает, что самое дорогое для людей – это русская речь?

Поэт, говоря о трудных испытаниях,

которые выпали на долю каждого человека,

утверждает, что самое дорогое для людей –

это русская речь.

Сохранить язык, великое русское слово –

это значит отстоять свободу своей Родины

от захватчиков, спасти народ

от угрозы уничтожения.

Потому что язык – главное

достояние народа.

Обобщим сказанное.

Обобщим сказанное.

  • Язык и его единица – слово – величайший дар, которым владеет человек.
  • Это главное достояние народа, благодаря которому люди общаются, получают информацию о прошлом и настоящем, совершают поступки, создают культуру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Материал для вводного урока по русскому языку.

Автор: Бородина Тамара Васильевна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100" по теме : "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-umk-shkola-2100-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "307765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458416770"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства