kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексические средства языка: фразеологизмы, синонимы, архаизмы...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет вспомнить теоретический материал из раздела "Лексика". Даст представление о задании 22.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексические средства языка: фразеологизмы, синонимы, архаизмы...»

 Готовимся к ЕГЭ Задание 22. Лексика.  Автор: Михеева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

Готовимся к ЕГЭ

Задание 22.

Лексика.

Автор:

Михеева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

Цель урока Повторить: теоретический материал из раздела «Лексика» Уметь : правильно выполнить задание 22 ЕГЭ Что требуется знать:  Типы слов по лексическому значению  Типы слов по смыслу  Типы слов по сфере употребления  Типы слов по происхождению  Типы слов по сферам употребления
  • Цель урока

Повторить:

теоретический материал из раздела «Лексика»

Уметь :

правильно выполнить задание 22 ЕГЭ

Что требуется знать:

  • Типы слов по лексическому значению
  • Типы слов по смыслу
  • Типы слов по сфере употребления
  • Типы слов по происхождению
  • Типы слов по сферам употребления

Задание 22  Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово. Ответ: _________________ 22  Из предложений 12–13 выпишите фразеологизм. Ответ: ____________ 22  Из предложения 27 выпишите антонимы (антонимическую пару).  В каком из перечисленных предложений есть контекстные синонимы? 3, 9, 12, 14, 31 Ответ: ____________ Ответ: __________ 22 22
  • Задание 22

Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.

Ответ: _________________

22

Из предложений 12–13 выпишите фразеологизм.

Ответ: ____________

22

Из предложения 27 выпишите антонимы (антонимическую пару).

В каком из перечисленных предложений есть контекстные синонимы?

3, 9, 12, 14, 31

Ответ: ____________

Ответ: __________

22

22

Чтобы выполнить задание 22, надо вспомнить необходимые теоретические сведения Типы слов по лексическому значению Прямое значение слова  – первичное значение слова, которое служит для обозначения данного слова непосредственно (золотистый оттенок). Переносное значение слова  – вторичные значения слова, вызванные переносом внешнего сходства или внутренней сути чего-либо (остался оттенок грусти). Однозначные слова  – это слова, у которых только одно лексическое значение. Например: Библия - это священная книга. Многозначные слова  – слова, имеющие несколько значений, некоторые из которых – переносные. Например: ОТТЕПЕЛЬ: 1. Тёплая погода зимой или ранней весной с таянием снега, льда (январская оттепель) 2. (перен.) – временное ослабление режима в стране, наступление некоторых политических свобод (хрущёвская оттепель ). Но не только…

Чтобы выполнить задание 22, надо вспомнить необходимые теоретические сведения

Типы слов по лексическому значению

  • Прямое значение слова  – первичное значение слова, которое служит для обозначения данного слова непосредственно (золотистый оттенок).
  • Переносное значение слова  – вторичные значения слова, вызванные переносом внешнего сходства или внутренней сути чего-либо (остался оттенок грусти).
  • Однозначные слова  – это слова, у которых только одно лексическое значение.

Например: Библия - это священная книга.

  • Многозначные слова  – слова, имеющие несколько значений, некоторые из которых – переносные.

Например:

ОТТЕПЕЛЬ: 1. Тёплая погода зимой или ранней весной с таянием снега, льда (январская оттепель) 2. (перен.) – временное ослабление режима в стране, наступление некоторых политических свобод (хрущёвская оттепель ).

Но не только…

ВСПОМНИМ Типы слов по смыслу Синонимы   - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи ( великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер ). Контекстные синонимы -  это слова, которые являются синонимами только в данном контексте. Например : по характеру это была  добрая, мягкая  женщина. Синонимы данных слов вне текста: Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др. Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый. Антонимы  - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый). Контекстные антонимы -  это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением. Например:  один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец . Омонимы   - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения ( коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие ). Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий - величественный, эффектный- эффективный ).

ВСПОМНИМ

Типы слов по смыслу

  • Синонимы   - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи ( великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер ).
  • Контекстные синонимы -  это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например : по характеру это была  добрая, мягкая  женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

  • Антонимы  - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).
  • Контекстные антонимы это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец .

  • Омонимы   - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения ( коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие ).
  • Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий - величественный, эффектный- эффективный ).
ВСПОМНИМ   Типы слов по сфере употребления Общеупотребительные слова  - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.) Диалектизмы   - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья). Профессионализмы  (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис - учителями русского языка). Термины –  названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия) Жаргонизмы-  это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка – школьный).

ВСПОМНИМ

  • Типы слов по сфере употребления
  • Общеупотребительные слова  - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)
  • Диалектизмы   - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).
  • Профессионализмы  (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис - учителями русского языка).
  • Термины –  названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)
  • Жаргонизмы-  это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка – школьный).
  ВСПОМНИМ   Типы слов по происхождению Устаревшая лексика (архаизмы ) - это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами ( очи - глаза, ланиты- щёки). Историзмы   -  это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи  с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи ( кольчуга, ботфорты ). Неологизмы   - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных. Исконно русские слова  – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы ( сладкий, враг, ведать ) Заимствованные слова (иноязычные) -  по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. ( Например: гипербола - слово греческого происхождения, модернизация - французского ). Варваризмы  – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например : месье, бой-френд, бизнес-вумен ).

ВСПОМНИМ

  • Типы слов по происхождению
  • Устаревшая лексика (архаизмы ) - это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами ( очи - глаза, ланиты- щёки).
  • Историзмы   -  это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи  с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи ( кольчуга, ботфорты ).
  • Неологизмы   - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.
  • Исконно русские слова  – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы ( сладкий, враг, ведать )
  • Заимствованные слова (иноязычные) -  по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. ( Например: гипербола - слово греческого происхождения, модернизация - французского ).
  • Варваризмы  – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например : месье, бой-френд, бизнес-вумен ).

  ВСПОМНИМ   Типы слов по сферам употребления Стилистически нейтральная лексика   - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи ( сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы) Книжная лексика -  употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле ( например: декларативный, исчислять, конъюнктура) Разговорная лексика  - слова, используемые в устной речи, часто в бытовом общении.   Просторечные слова  – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности: -нарушающие  языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл ) - нарушающие моральные нормы, грубые слова ( башка, притащиться ) - вульгарная, бранная лексика, оскорбляющая человека. Эмоционально окрашенные слова  (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное  и негативное ( например: дружище, силища, врата, страж ). Фразеологизмы   - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову. С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают: - разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться - книжные: яблоко раздора, звёздный ч ас - просторечные:  вкручивать мозги, дурья башка

ВСПОМНИМ

  • Типы слов по сферам употребления
  • Стилистически нейтральная лексика   - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи ( сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)
  • Книжная лексика употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле ( например: декларативный, исчислять, конъюнктура)
  • Разговорная лексика  - слова, используемые в устной речи, часто в бытовом общении.
  •  
  • Просторечные слова  – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:
  • -нарушающие  языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл )
  • - нарушающие моральные нормы, грубые слова ( башка, притащиться )
  • - вульгарная, бранная лексика, оскорбляющая человека.
  • Эмоционально окрашенные слова  (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное  и негативное ( например: дружище, силища, врата, страж ).
  • Фразеологизмы   - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.
  • С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
  • - разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться
  • - книжные: яблоко раздора, звёздный ч ас
  • - просторечные:  вкручивать мозги, дурья башка

Отгадай фразеологизмы

Отгадай фразеологизмы

    Молодцы!  Спасибо за работу.

  • Молодцы!
  • Спасибо за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексические средства языка: фразеологизмы, синонимы, архаизмы...

Автор: Михеева Марина Александровна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Тренировочный тест к мониторингу в 10 классе по русскому языку 1 вариант "
    ["seo_title"] => string(78) "trienirovochnyi-tiest-k-monitoringhu-v-10-klassie-po-russkomu-iazyku-1-variant"
    ["file_id"] => string(6) "217219"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1433267791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Тренировочный тест к мониторингу в 10 классе по русскому языку 2 вариант "
    ["seo_title"] => string(78) "trienirovochnyi-tiest-k-monitoringhu-v-10-klassie-po-russkomu-iazyku-2-variant"
    ["file_id"] => string(6) "217227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1433268341"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства