Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Стили речи"»
Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи»
учителя МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары
Цели:
1) повторить и углубить сведения о стилях речи;
2) привить начальные навыки стилистического анализа текста;
3) воспитать бережное отношение к слову.
Задачи:
-выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений:
- определять стиль речи готового текста;
- производить стилистический анализ текста;
- совершенствовать стиль данного текста;
- строить текст заданного стиля.
I.Прежде чем говорить о стилях, посмотрим, что такое типовая стилистически значимая ситуация общения.
Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им по-разному. Дома мы говорим иначе, чем на работе, с друзьями и близкими не так, как с людьми малознакомыми…
Наша речь зависит от того, где мы говорим, с кем, с какой целью, то есть от ситуации общения.
Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множество. Типовая ситуация может быть представлена в виде следующей схемы (урок, в том числе и презентация «Стили речи» составлены по материалам «Методики развития речи на уроках русского языка». Пособия для учителей под редакцией Т. А. Ладыженской.- В.И. Капинос «Стилистика»).
Слайд №2.
Прислушаемся к тому, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных случаях жизни, в разных ситуациях общения.
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
- О чем говорится в каждом тексте?
- Где может быть использован каждый текст? В какой речевой ситуации?
- Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять текст? Отвечая на вопрос сестры, использовать 1 или 2 текст?
- Почему? Какова цель каждого высказывания?
Слайд №6
- В какой ситуации могут быть использованы данные предложения?
- Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы.
Итак, содержание и языковое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения. Зависимость наших высказываний от типовой ситуации общения и составляет предмет изучения стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные ситуацией общения.
Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в языковом оформлении.
Рассмотрим тексты различных стилей.
- Определите особенности ситуации общения.
Слайд №7
Слайд №8
-Где происходит первый разговор?
-Сколько человек в нем участвует?
-Знают ли они друг друга?
-Кому адресован 2 текст?
-Где он может быть использован?
-В каком тексте находим точную и довольно полную информацию о Тимуре?
-Сравните тексты по языковому оформлению. В каком из них употребляются непринужденные слова и обороты речи, а в каком преобладают официальные (книжные)?
- В каком используется диалог, обращение?
-Различные по цели высказывания и интонации предложения?
-В каком тексте преобладают повествовательные предложения, спокойные, даже бесстрастные по тону? Почему?
Вывод:
1 текст – образец разговорного стиля. В этом стиле ведутся разговоры между знакомыми, как правило, в домашней обстановке. Цель речи – общение. Основные стилевые черты – непринужденность, расплывчатость.
2 текст – образец научного стиля. Основные черты – точность, логичность, абстрактность.
Слайд №9
В этой таблице отражаются внеязыковые признаки стиля. На основе этой таблицы нетрудно разработать план стилистического анализа текста, включив в него 4 основных признака стиля:
- сферу применения высказывания;
- задачу речи;
- стилевые черты;
- языковые средства.
Слайд № 10
Назвать стиль речи текста можно, не прибегая к анализу, только на основании ситуации общения; указание на стилевые черты, специфические языковые средства используются как доказательства правильно сделанного вывода.
Слайд №11
Умение совершенствовать стиль данного текста опирается на знание особенностей каждого стиля.
- Что значит совершенствовать стиль данного текста?
- Проводить правку текста, содержащего стилистические ошибки, - слова, выражения, стилистическая окраска которых не сочетается с общим стилем высказывания. Это стилистическая правка.
Слайд №12
- В каком стиле задуман текст? В основном написан? Исправьте недочет (о чем не следовало бы говорить?)
Слайд №13
Смешение стилей приводит к стилистическим ошибкам.
- Можно ли этот документ отнести к официально-деловому стилю?
Начальнику цеха Матвееву Н.И.
от токаря Сидорова К.Л.
Объяснительная записка.
Я, Сидоров К.Л., опоздал сегодня на работу не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедицы, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное скопление народа на общественных остановках, и по этой причине ни в один транспорт я влезть не смог. Поэтому пришлось идти своим ходом.
Хотя я и торопился, но все равно опоздал. Исходя из вышеизложенного прошу мое опоздание считать недействительным.
15 декабря с.г. Сидоров
(Пример взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» М.: Просвещение 1995).
Иногда поэты, писатели намеренно смешивают стили, с определенной художественной целью. Вот, например, как использует этот прием Вадим Бомас (Парнасские страдания, - М.: Молодая гвардия, 1990.) в стихотворении «Люблю я …»:
Люблю я в джинсах и вельвете
И в импозантной бороде
Гулять в интимном тэт-а-тэте
По окружающей среде.
Полюбовавшись кругозором,
Приятно, что и говорить,
Насобирать охапку флоры,
Чтоб даме сердца подарить.
И провожать ее не страшно,
Живи она хоть в тупике:
Хожу я с фауной домашней,
Держа ее на поводке.
Стилистическое редактирование – работа над текстом правильным, но не очень выразительным.
Слайд №14
Слайд №15
II.Выводы, подведение итогов.
III.Задание на дом:
Построить тексты заданных стилей; помнить, что содержание высказываний зависит от речевой ситуации.
Использованная литература
А. Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение 1995.
Капинос В.И. Стилистика. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980.