kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку "Стили речи": план-конспект, сопровожденный презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Стили речи"»

Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи»

учителя МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары

Цели:

1) повторить и углубить сведения о стилях речи;

2) привить начальные навыки стилистического анализа текста;

3) воспитать бережное отношение к слову.


Задачи:

-выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений:

- определять стиль речи готового текста;

- производить стилистический анализ текста;

- совершенствовать стиль данного текста;

- строить текст заданного стиля.

I.Прежде чем говорить о стилях, посмотрим, что такое типовая стилистически значимая ситуация общения.

Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им по-разному. Дома мы говорим иначе, чем на работе, с друзьями и близкими не так, как с людьми малознакомыми…

Наша речь зависит от того, где мы говорим, с кем, с какой целью, то есть от ситуации общения.

Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множество. Типовая ситуация может быть представлена в виде следующей схемы (урок, в том числе и презентация «Стили речи» составлены по материалам «Методики развития речи на уроках русского языка». Пособия для учителей под редакцией Т. А. Ладыженской.- В.И. Капинос «Стилистика»).

Слайд №2.


Прислушаемся к тому, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных случаях жизни, в разных ситуациях общения.


Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5

- О чем говорится в каждом тексте?

- Где может быть использован каждый текст? В какой речевой ситуации?

- Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять текст? Отвечая на вопрос сестры, использовать 1 или 2 текст?

- Почему? Какова цель каждого высказывания?


Слайд №6


- В какой ситуации могут быть использованы данные предложения?

- Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы.

Итак, содержание и языковое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения. Зависимость наших высказываний от типовой ситуации общения и составляет предмет изучения стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные ситуацией общения.

Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в языковом оформлении.

Рассмотрим тексты различных стилей.

- Определите особенности ситуации общения.


Слайд №7


Слайд №8


-Где происходит первый разговор?

-Сколько человек в нем участвует?

-Знают ли они друг друга?

-Кому адресован 2 текст?

-Где он может быть использован?

-В каком тексте находим точную и довольно полную информацию о Тимуре?

-Сравните тексты по языковому оформлению. В каком из них употребляются непринужденные слова и обороты речи, а в каком преобладают официальные (книжные)?

- В каком используется диалог, обращение?

-Различные по цели высказывания и интонации предложения?

-В каком тексте преобладают повествовательные предложения, спокойные, даже бесстрастные по тону? Почему?

Вывод:

1 текст – образец разговорного стиля. В этом стиле ведутся разговоры между знакомыми, как правило, в домашней обстановке. Цель речи – общение. Основные стилевые черты – непринужденность, расплывчатость.

2 текст – образец научного стиля. Основные черты – точность, логичность, абстрактность.

Слайд №9


В этой таблице отражаются внеязыковые признаки стиля. На основе этой таблицы нетрудно разработать план стилистического анализа текста, включив в него 4 основных признака стиля:

- сферу применения высказывания;

- задачу речи;

- стилевые черты;

- языковые средства.

Слайд № 10


Назвать стиль речи текста можно, не прибегая к анализу, только на основании ситуации общения; указание на стилевые черты, специфические языковые средства используются как доказательства правильно сделанного вывода.


Слайд №11

Умение совершенствовать стиль данного текста опирается на знание особенностей каждого стиля.

- Что значит совершенствовать стиль данного текста?

- Проводить правку текста, содержащего стилистические ошибки, - слова, выражения, стилистическая окраска которых не сочетается с общим стилем высказывания. Это стилистическая правка.


Слайд №12


- В каком стиле задуман текст? В основном написан? Исправьте недочет (о чем не следовало бы говорить?)

Слайд №13


Смешение стилей приводит к стилистическим ошибкам.

- Можно ли этот документ отнести к официально-деловому стилю?


Начальнику цеха Матвееву Н.И.

от токаря Сидорова К.Л.

Объяснительная записка.

Я, Сидоров К.Л., опоздал сегодня на работу не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедицы, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное скопление народа на общественных остановках, и по этой причине ни в один транспорт я влезть не смог. Поэтому пришлось идти своим ходом.

Хотя я и торопился, но все равно опоздал. Исходя из вышеизложенного прошу мое опоздание считать недействительным.


15 декабря с.г. Сидоров



(Пример взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» М.: Просвещение 1995).

Иногда поэты, писатели намеренно смешивают стили, с определенной художественной целью. Вот, например, как использует этот прием Вадим Бомас (Парнасские страдания, - М.: Молодая гвардия, 1990.) в стихотворении «Люблю я …»:


Люблю я в джинсах и вельвете

И в импозантной бороде

Гулять в интимном тэт-а-тэте

По окружающей среде.

Полюбовавшись кругозором,

Приятно, что и говорить,

Насобирать охапку флоры,

Чтоб даме сердца подарить.

И провожать ее не страшно,

Живи она хоть в тупике:

Хожу я с фауной домашней,

Держа ее на поводке.


Стилистическое редактирование – работа над текстом правильным, но не очень выразительным.

Слайд №14


Слайд №15


II.Выводы, подведение итогов.


III.Задание на дом:

Построить тексты заданных стилей; помнить, что содержание высказываний зависит от речевой ситуации.


Использованная литература

  1. А. Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение 1995.

  2. Капинос В.И. Стилистика. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Стили речи"

Автор: Тимофеева Светлана Ивановна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 435921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока русского языка "Стили речи". Презентация."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_stili_riechi_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "435922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509521318"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства