Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема: СПП с придаточным места.
Цели урока: образовательная: формирование знаний о СПП с придаточными места,способствовать прочному освоению изучаемого материала на основе выполнения разнообразных видов заданий.
Развивающая: развитие умений находить в тексте СПП с придаточными места,составлять СПП из двух простых предложений.
Воспитательная: повышение интереса к предмету,воспитание у школьников чувства гордости за родину.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока: 1.Организационный момент
Доброе утро! Садитесь.
Как хорошо проснуться утром,
Смотреть на мир, за птицами следить,
И знать, что выше счастья жить на свете
На свете ничего не может быть.
Начало урока: Разминка. «Погружение» по учебной цепочке.
1.ССП-это...
2.Сочинительные союзы...
3.СПП –это...
4.Виды придаточных...
5.Виды обстоятельственных придаточных...
Задание по пройденным темам: определить вид придаточных:
1.Звезды нам кажутся маленькими, так как они находятся очень далеко от нас.
2.Чтобы провести неделю русского языка, мы разработали ее сценарий.
3.Будешь сильным, крепким и здоровым, если будешь заниматься спортом.
4.Как только мы поднялись на гору, открылся великолепный вид.
Работа по карте Казахстана. Слайды
Объяснение новой темы.
Придаточные предложения места указывают на место действия, названного в главном предложении.Они определяют,где совершается действие, куда и откуда оно направлено.
Вопросы: Где? Куда? Откуда?
Укательные слова: там, туда, оттуда.
Союзные слова:Где?Куда?Откуда?
1.Там, где раньше была открытая степь , выросли многоэтажные жилые дома.
2.Мы смотрели оттуда, откуда как на ладони был виден весь город.
3.Где нет труда, сады там не цветут.
Путешествие по Астане,Алматы и Рудному.Показ слайдов.
Закрепление знаний учащихся по новой теме.
Задание: к данным предложениям допишите придаточные места:
Я хочу поплыть на яхте, где ...
Мы поднялись в «Байтерек»,откуда…
Мы приехали туда, где…
Мы поехали в Казахский драматический театр, где…
Стоит памятник великому Абаю.
Виден новый административный центр.
Проходит опера «Кыз Жибек».
Открывается великолепная панорама столицы.
Работа с текстом. «Наш город»,дописать окончания прилагательных, расставить знаки препинания,найти СП,определить вид.
1 группа: У подножия гор Алатау в зелен… предгорн... долине раскинулся крупнейший город наш... республики-Алматы.
Алматы расположен там, где когда-то было древнее поселение казахов. В 1854 году на месте этого поселения возник город, которому дали название Верный. В 1929 году Алма-Ата стала столицей Казахстана. И сейчас наряду с новой столицей –Астаной Алматы сохраняет статус южной столицы. Современн... Алматы –больш... зелен... город.
2 группа: Рудный проектировщики планировали основать на прав... берегу Тобола, но было принято решение строить на лев... из соображения экономии на коммуникациях.Рудный ш...роко известен за пределами Казахстана как город, где находит...ся гигантск... горнодобывающ... комбинат. На месте Рудного была только степь, тянувшаяся бескрайн... ковыльн... морем, над которой в высок... небе застыло ослепляющее со...нце да Тобол бурн... и многоводн... по весне река.
Составить схемы предложений ,определить вид придаточных:
1.Там только дышится легко, где ты появился на свет.
2.Где твой отчий дом, там ты всегда желанный гость.
3.Только там, где твоя Родина, небо самое синее.
Ответьте на вопросы:
На какие вопросы отвечают придаточные предложения места?(Где, куда. Откуда?)
На что указывают придаточные предложения места?(Придаточные предложения места указывают на место действия,названного в главном предложении)
Каково может быть его местоположение по отношению к главному?(могут располагаться впереде, после и в середине главного предложения).
Лингвистическая задача.Один из учеников утверждает,что здесь все придаточные со значением места.Согласны ли вы ?Аргументируйте свой ответ.
1.В тенистой части парка,где взрослые нашли приют от солнца, резвились и играли маленькие дети
2.Мы не знали,где расположена улица Мира.
3.Мне хотелось уйти туда,где можно спокойно предаться воспоминаниям.
Установите соответствие,запишите предложения,составьте схемы, укажите вид придаточного.
1.Где обычно много гуляющих
2.Куда ни глянешь
3.Куда зовет тебя ледовая дорожка стадиона «Горняк»
4.Иди туда
5.Летним вечером мы пошли в парк
6.Везде простираются улицы любимого города.
Закрепление изученного материала.
Контрольный срез знаний.
Прочитайте только те предложения, в состав которых входят придаточные места.
А.И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б.Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г.Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д.Я смотрел туда, где томились люди.
Рефлексия«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________
______________________________________________
· Что понравилось на уроке?______________
___________________________________________
· Что не понравилось ?____________________
___________________________________________
Выставление оценок.
Дом.задание: написать мини-сочинение о г.Рудный, используя СПП,составить схемы, определить тип придаточных
Конспект открытого урока
Тема: «СПП с придаточными места»
9 класс
Учитель: Абдрахимова З.Г.