Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Описание внешности человека" »
Урок развития речи
Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова
Портрет
фр.portrait , от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат.persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.
.
Портрет литературного героя
одно из средств художественной характеристики , состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Портрет в произведениях А.Чехова
Не просто изображение литературного героя, его характера.
Это проявление индивидуальных особенностей,
развитие литературного персонажа,
отражение внутреннего состояния.
Женский портрет
« Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.»
«Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная..» Чехов А. П. «Дама с собачкой»
Сравнительная характеристика персонажей
«Стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая - ей было 17 - 18 лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня.»
Чехов А. П. «Дом с мезонином»
Портрет как способ передачи авторского отношения
«Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, все улыбались…»
Чехов А. П.: Душечка
Портрет-характеристика
«Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.»
Чехов А. П. « Невеста»
Мужской портрет
«Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон.»
Чехов А. П. Палата No 6
«Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.»
Чехов А. П. «Палата N 6»
Детский портрет
. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами
Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами,
Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках.
По лицу ее разлито умиление.
Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты.
По виду он флегма, но в душе порядочная бестия
Внешность-ключ к разгадке образа
Это молодой блондин, не старше 30 лет, среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими бакенами около ушей и с нафабренными усиками, придающими его полному, гладкому лицу какое-то игрушечное выражение. Одет он в очень короткий пиджак, в цветную жилетку, в брюки с большими клетками, очень широкие сверху и очень узкие книзу, и в желтые ботинки без каблуков.
Лида…, стоя около крыльца с хлыстом в руках , стройная, красивая, освещенная солнцем , приказывала что-то работнику. Торопясь и громко разговаривая ,
Чехов А. П. «Скучная история»
Чехов А. П. «Дом с мезонином»,
Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях.
Чехов А. П. « Дуэль »
Портрет-отрицание
«Сам он имел неинтересную , незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали , и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая , и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
Чехов А.П. «В овраге»
Портрет «маленького человека»
«Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние.»
Чехов А.П. «Душечка»
Портрет- психологическая деталь
Оттенки чувств, изменения внутреннего состояния героя показаны через портретное описание .
Мать улыбнулась, просияла, но тотчас же сделала серьёзное лицо…Он смотрел на мать и не понимал, откуда у неё это почтительное, робкое выражение лица и голоса.
Через час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто постарел, стал меньше ростом…
Липа была в новом розовом платье, сшитом нарочно для смотрин, и пунцовая ленточка , точно пламень, светилась в ее волосах. Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски - доверчиво и с любопытством.
На нем были блестящие резиновые калоши и вместо галстука красный шнурок с шариками , и на плечах висело пальто, не надетое в рукава, тоже новое .
Рыжие волосы поднимались из-за гребенки ,как сияние , нос был вздернутый, глаза хитрые.
Средства художественной изобразительности
Сравнения
Дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню , гуляла по саду, в русском костюме с бусами, всегда под зонтиком,
нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки
в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо , когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами»
Эпитеты, метафоры
Со своими льняными волосами
Робкая улыбка
Глаза у него выпуклые, рачьи , галстук похож на рачью шейку
бородка рыжая, жидкая ,
Особенности чеховских портретов
Портреты-штрихи, так как нет подробного описания черт лица, головы, тела, рук.
Портретное описание краткое, но ёмкое.
Портреты «говорящие»
Портрет-характеристика персонажа
Яркие детали портрета- символы
В портрете Чехова- движение, изменение, т.е.жизнь.
Открытка
«Она была молода, еще девочка, с едва заметной грудью, но венчать было уже можно, так как года вышли. В самом деле она была красива, и одно только могло в ней не нравиться - это ее большие, мужские руки, которые теперь праздно висели, как две большие клешни.»
Чехов А. П. «В овраге»
Задание:
Найдите в описании яркую деталь, как вы думаете, какую роль она играет в создании образа героини произведения.
Как автор в портрете передает чистую и смиренную душу Липы.
Открытка
«На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусиновые брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.»
Чехов А. П. «Невеста»
Задание:
Выпишите из текста причастия, отглагольные прилагательные, объясните их лексическое значение и правописание
Открытка
Задание:
Определите, какие лексические средства помогают автору создать образ мужа.
«Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она…, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски -скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок.»
Чехов А. П. « Дама с собачкой»
Задание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание.
Подумайте, почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные .
Открытка
«Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
Чехов А.П. «В овраге»
Открытка
Задание:
Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой смысл вносят они в описание, какой образ помогают создать.
«У Аксиньи были серые наивные глаза, которые редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову.» Чехов А. П.«В овраге»
Открытка
Задание:
Подумайте, с помощью каких лексико-грамматических средств автор создает образ «маленького человека»
«П ротив них на скамеечке, скорчившись и поджав ноги, сидел Никодим Александрыч, маленький, аккуратненький, с зачесанными височками.»
Чехов А. П. «Дуэль»
Открытка
Задание:
Соответствует ли описание внешности внутреннему состоянию героини, в чем особенность ее портрета.
Выпишите лексико-грамматические средства, которые помогают созданию образа бабочки.
«Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать, хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом платье из ситчика с голубыми глазками, в красных туфельках и в той же самой соломенной шляпе она казалась себе маленькой, простенькой, легкой и воздушной, как бабочка.»
Чехов А. П. « Дуэль»
Открытка
Оленька полнела и вся сияла от удовольствия..
Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже как прежде не улыбались ей; постарела.., и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью.
На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна.
Чехов А. П. «Душечка»
Задание:
Найдите детали портрета, с помощью которых передается перемена внутреннего состояния героини.