kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Описание внешности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Описание внешности человека" »

Урок развития речи Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова

Урок развития речи

Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова

Портрет фр.   portrait , от старофранц. portraire  — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна  — от лат.   persona  — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.

Портрет

фр.   portrait , от старофранц. portraire  — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна  — от лат.   persona  — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.

  • .
Портрет литературного героя

Портрет литературного героя

  • одно из средств художественной характеристики , состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Портрет в произведениях А.Чехова

Портрет в произведениях А.Чехова

  • Не просто изображение литературного героя, его характера.
  • Это проявление индивидуальных особенностей,
  • развитие литературного персонажа,
  • отражение внутреннего состояния.
Женский портрет

Женский портрет

  • « Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.»
  • «Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная..» Чехов А. П. «Дама с собачкой»
Сравнительная характеристика персонажей

Сравнительная характеристика персонажей

  • «Стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая - ей было 17 - 18 лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня.»
  • Чехов А. П. «Дом с мезонином»
Портрет как способ передачи авторского отношения

Портрет как способ передачи авторского отношения

  • «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, все улыбались…»
  • Чехов А. П.: Душечка
Портрет-характеристика «Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.» Чехов А. П. « Невеста»

Портрет-характеристика

  • «Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.»

Чехов А. П. « Невеста»

Мужской портрет

Мужской портрет

  • «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон.»
  • Чехов А. П. Палата No 6
«Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.»  Чехов А. П. «Палата N 6»
  • «Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.»
  • Чехов А. П. «Палата N 6»
Детский портрет

Детский портрет

  • . Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами
  • Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами,
  • Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках.
  • По лицу ее разлито умиление.
  • Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты.
  • По виду он флегма, но в душе порядочная бестия
Внешность-ключ к разгадке образа Это молодой блондин, не старше 30 лет, среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими бакенами около ушей и с нафабренными усиками, придающими его полному, гладкому лицу какое-то игрушечное выражение. Одет он в очень короткий пиджак, в цветную жилетку, в брюки с большими клетками, очень широкие сверху и очень узкие книзу, и в желтые ботинки без каблуков. Лида…, стоя около крыльца с хлыстом в руках , стройная, красивая, освещенная солнцем , приказывала что-то работнику. Торопясь и громко разговаривая , Чехов А. П. «Скучная история» Чехов А. П. «Дом с мезонином», Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях. Чехов А. П. « Дуэль »

Внешность-ключ к разгадке образа

  • Это молодой блондин, не старше 30 лет, среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими бакенами около ушей и с нафабренными усиками, придающими его полному, гладкому лицу какое-то игрушечное выражение. Одет он в очень короткий пиджак, в цветную жилетку, в брюки с большими клетками, очень широкие сверху и очень узкие книзу, и в желтые ботинки без каблуков.
  • Лида…, стоя около крыльца с хлыстом в руках , стройная, красивая, освещенная солнцем , приказывала что-то работнику. Торопясь и громко разговаривая ,

Чехов А. П. «Скучная история»

Чехов А. П. «Дом с мезонином»,

  • Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях.

Чехов А. П. « Дуэль »

Портрет-отрицание

Портрет-отрицание

  • «Сам он имел неинтересную , незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали , и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая , и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
  • Чехов А.П. «В овраге»
Портрет «маленького человека» «Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние.» Чехов А.П. «Душечка»

Портрет «маленького человека»

  • «Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние.»

Чехов А.П. «Душечка»

Портрет- психологическая деталь Оттенки чувств, изменения внутреннего состояния героя показаны через портретное описание .

Портрет- психологическая деталь

Оттенки чувств, изменения внутреннего состояния героя показаны через портретное описание .

  • Мать улыбнулась, просияла, но тотчас же сделала серьёзное лицо…Он смотрел на мать и не понимал, откуда у неё это почтительное, робкое выражение лица и голоса.
  • Через час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто постарел, стал меньше ростом…
  • А.П.Чехов. «Архиерей»
Детали портрета Яркие детали портрета подсказывают читателю, акцентируют внимание, заставляют задуматься над образом.

Детали портрета

Яркие детали портрета подсказывают читателю, акцентируют внимание, заставляют задуматься над образом.

  • Липа была в новом розовом платье, сшитом нарочно для смотрин, и пунцовая ленточка , точно пламень, светилась в ее волосах. Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски - доверчиво и с любопытством.
  • На нем были блестящие резиновые калоши и вместо галстука красный шнурок с шариками , и на плечах висело пальто, не надетое в рукава, тоже новое .
  • Рыжие волосы поднимались из-за гребенки ,как сияние , нос был вздернутый, глаза хитрые.
Средства художественной изобразительности Сравнения Дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню , гуляла по саду, в русском костюме с бусами, всегда под зонтиком, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо , когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами» Эпитеты, метафоры Со своими льняными волосами  Робкая улыбка Глаза у него выпуклые, рачьи , галстук похож на рачью шейку бородка рыжая, жидкая ,

Средства художественной изобразительности

  • Сравнения
  • Дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню , гуляла по саду, в русском костюме с бусами, всегда под зонтиком,
  • нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки
  • в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо , когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами»
  • Эпитеты, метафоры
  • Со своими льняными волосами
  • Робкая улыбка
  • Глаза у него выпуклые, рачьи , галстук похож на рачью шейку
  • бородка рыжая, жидкая ,

Особенности чеховских портретов

Особенности чеховских портретов

  • Портреты-штрихи, так как нет подробного описания черт лица, головы, тела, рук.
  • Портретное описание краткое, но ёмкое.
  • Портреты «говорящие»
  • Портрет-характеристика персонажа
  • Яркие детали портрета- символы
  • В портрете Чехова- движение, изменение, т.е.жизнь.
Открытка «Она была молода, еще девочка, с едва заметной грудью, но венчать было уже можно, так как года вышли. В самом деле она была красива, и одно только могло в ней не нравиться - это ее большие, мужские руки, которые теперь праздно висели, как две большие клешни.» Чехов А. П. «В овраге»

Открытка

  • «Она была молода, еще девочка, с едва заметной грудью, но венчать было уже можно, так как года вышли. В самом деле она была красива, и одно только могло в ней не нравиться - это ее большие, мужские руки, которые теперь праздно висели, как две большие клешни.»

Чехов А. П. «В овраге»

  • Задание:
  • Найдите в описании яркую деталь, как вы думаете, какую роль она играет в создании образа героини произведения.
  • Как автор в портрете передает чистую и смиренную душу Липы.
Открытка «На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусиновые брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.» Чехов А. П. «Невеста»

Открытка

  • «На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусиновые брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.»

Чехов А. П. «Невеста»

  • Задание:
  • Выпишите из текста причастия, отглагольные прилагательные, объясните их лексическое значение и правописание
Открытка Задание: Определите, какие лексические средства помогают автору создать образ мужа.

Открытка

Задание:

Определите, какие лексические средства помогают автору создать образ мужа.

  • «Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она…, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски -скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок.»
  • Чехов А. П. « Дама с собачкой»
Задание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание. Подумайте, почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные . Открытка «Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал». Чехов А.П. «В овраге»
  • Задание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание.
  • Подумайте, почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные .

Открытка

  • «Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
  • Чехов А.П. «В овраге»
Открытка Задание:  Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой смысл вносят они в описание, какой образ помогают создать.

Открытка

  • Задание:

Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой смысл вносят они в описание, какой образ помогают создать.

  • «У Аксиньи были серые наивные глаза, которые редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову.» Чехов А. П.«В овраге»
Открытка

Открытка

  • Задание:
  • Подумайте, с помощью каких лексико-грамматических средств автор создает образ «маленького человека»
  • «П ротив них на скамеечке, скорчившись и поджав ноги, сидел Никодим Александрыч, маленький, аккуратненький, с зачесанными височками.»
  • Чехов А. П. «Дуэль»
Открытка Задание: Соответствует ли описание внешности внутреннему состоянию героини, в чем особенность ее портрета. Выпишите лексико-грамматические средства, которые помогают созданию образа бабочки. «Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать, хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом платье из ситчика с голубыми глазками, в красных туфельках и в той же самой соломенной шляпе она казалась себе маленькой, простенькой, легкой и воздушной, как бабочка.» Чехов А. П. « Дуэль»

Открытка

  • Задание:
  • Соответствует ли описание внешности внутреннему состоянию героини, в чем особенность ее портрета.
  • Выпишите лексико-грамматические средства, которые помогают созданию образа бабочки.
  • «Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать, хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом платье из ситчика с голубыми глазками, в красных туфельках и в той же самой соломенной шляпе она казалась себе маленькой, простенькой, легкой и воздушной, как бабочка.»

Чехов А. П. « Дуэль»

Открытка

Открытка

  • Оленька полнела и вся сияла от удовольствия..
  • Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже как прежде не улыбались ей; постарела.., и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью.
  • На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна.
  • Чехов А. П. «Душечка»
  • Задание:
  • Найдите детали портрета, с помощью которых передается перемена внутреннего состояния героини.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Описание внешности человека"

Автор: Кашкарова Валентина Николаевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока " Внешность человека""
    ["seo_title"] => string(34) "konspekt_uroka_vneshnost_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "604169"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649126752"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по развитию речи "Описание внешности человека""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448521790"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка по теме "Описание внешности человека""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "266736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450218077"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Описание внешности человека"
    ["seo_title"] => string(29) "opisanie_vneshnosti_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "562252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604372813"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekturokaporusskomuiazykuv6klassienatiemupodghotovkaksochinieniiuopisaniiuvnieshnostiopisaniiekartinyvasierovadievochkaspiersikami"
    ["file_id"] => string(6) "309223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458755138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства