Класс:7
Урок: №24
Тема: А.П.Чехов Краткие сведения из биографии. Рассказ «Мальчики», 1 часть.
Цели:
а)Образовательная: Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии А.П.Чехова и с содержанием рассказа «Мальчики».
Знания: Учащийся правильно ответит на вопросы по содержанию вступительной статьи о А.П.Чехове, определит в рассказе «Мальчики» главных героев.
б)Развивающая: Формировать умение грамотно и выразительно читать текст, расширить словарный запас учащихся.
Умения и навыки: Выразительно прочитает текст, выполнит задания, связанные с анализом его содержания. Сумеет озаглавить каждый отрывок и пересказать по составленному плану.
с)Воспитательная: Воспитать чувство ответственного отношения к родителям и к окружающим.
Ценности: Сумеет передать свои чувства, вызванные после прочтения рассказа, свое отношение к поведению главных героев.
К 1 - понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики.
К 5 - умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке, умеет понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства.
К 2 - умеет читать, понимать и передавать любую цифровую информацию на русском языке, обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, умеет составлять план пересказа и детально понимает содержание прочитанной информации в пределах изученного.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный, работа в малых группах, диаграмма «Венна»
Оборудование: учебник, рисунки, таблицы, карточки. Портрет А. П. Чехова, презентация по теме, альбом.
Этапы урока:
1.Орг.момент - 2 мин.
2. Опрос д/з: - 5 мин.
3. Объяснение темы - 20 мин.
4. Закрепление знаний: - 13 мин.
5. Итоги урока: - 3 мин.
6. Домашнее задание: - 2 мин.
Ход урока
I.Организационный момент .Приветствие . Девиз урока. Проверка готовности к уроку. Рапорт дежурного. Речевая разминка на тему «Мыслители Востока». Краткие сведения о выдающемся поэте, мыслителе Востока Алишере Навои и учёном Улугбеке.
II. Повторение пройденного темы
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Упражнение № 76.
Беседа по пройденной теме. Для закрепления пройденной темы ученики индивидуально выполняют задания в виде игры «Инопланетяне».
Учитель
- Ребята, на нашу плату в гости хот прилететь в гости пришельцы и других планет но для того, чтобы прилететь надо выполнить сколько заданий и выиграть путёвку. Давайте поможем им в этом.
Несколько учеников выходят к доске и выбирают задание. На выполнение задания отводиться одна минута.
1) Путёвка: «Проверь себя»
2) Путёвка: Найдите лишнюю цифру
3) Путёвка: Найдите 3 одинаковых силуэтов
4) Путёвка: «Порядковые числительные в вопросах»
5) Путёвка: «Цифры в буквах»
Учитель до готовности учеников задаёт вопросы другим ученикам и оценивает их знания.
- Когда твоё день рождения?
- Когда родился твой папа (отец)?
- Когда родилась твоя мама (мать)?
- Когда родилась твоя сестра?
- Когда родился твой брат?
Готовые к ответу ученики поочерёдно отвечают по заданию и получают звёздочку.
III. Объяснение нового материала.
Учитель с помощью слайда рассказывает биографию А.П.Чехова. чтобы хорошо усвоить тему учащиеся одновременно заполняют таблицу ЗХУ. (Приложение №1).
Великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в небольшом городе Таганроге на берегу Азовского моря в семье лавочника. Отец А.П.Чехова - Павел Егорович Чехов был купцом 3-й гильдии и имел в Таганроге бакалейную лавку. Мать - Евгения Яковлевна – домохозяйка. «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал»,- писал А.П.Чехов. В семье Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Михаил, Иван и Мария.
Детство А.П.Чехова прошло на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка. На первом этаже помещалась лавка отца, на втором – квартира. В лавке продавалось буквально все: масло, рыба, орехи, оливки, крупы, чай, кофе, табак, пуговицы и всякая всячина, здесь же можно было выпить рюмку водки и почитать газету.
Жилось тяжело, всем приходилось помогать отцу. Однако все дети получили образование. Город Таганрог был в те годы портовым городом с хорошими театрами и обширной морской торговлей. Но посетив город своего детства в 1887 г., Чехов по-другому отозвался о нем: «Как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог…». Сделав это наблюдение, Чехов подарил Таганрогу свою личную библиотеку и до конца жизни присылал в нее новые книги.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, он остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Без Москвы он не мыслил своей жизни. Писатель говорил о Москве: «Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич».
Он одновременно учится и зарабатывает на жизнь тем, что пишет небольшие весёлые рассказы, которые печатаются в юмористических журналах.
В 1880 году в журнале «Стрекоза» был опубликован его первый рассказ «Письмо к учёному соседу».
После окончания университета Чехов работал во многих больницах. Будучи земским врачом, он часто общался с разными людьми с крестьянами, помещиками, чиновниками, артистами, учителями военными, полицейскими. Врачебная практика расширила его впечатления, обогатила яркими и
выразительными образами, которые он использует в своих произведениях. Поэтому написанные им рассказы, повести, пьесы правдивы и занимательны. В 1885 году состоялась первая поездка А.П.Чехова в Петербург. Там он впервые встретился с людьми «большой литературы» -писателями, публицистами А.С.Сувориным, Д.В. Григоровичем. Они его литературную деятельность восприняли всерьез. Д.В.Григорович в письме от 25 марта 1886 года признался А.П.Чехову в том, что видит у него «настоящий талант, - талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья». Это было первое признанье чеховского таланта. А.П.Чехов выехал на Сахалин 21 апреля 1890 года. Проехав через Сибирь и Дальний Восток, он попал на «каторжный остров» 11 июля и пробыл там до 13 октября. Собираясь на Сахалин, Чехов изучил всю имеющуюся к тому времени литературу о тюрьмах и местах заключения. Без чьего-либо задания была им сделана и перепись сахалинского населения, которую он задумал и осуществил самостоятельно. Впечатления сахалинской поездки воплотились в рассказах «Бабы», «В ссылке», «Убийство», очерке «Из Сибири», книге «Остров Сахалин».
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.
Усадьба Мелихово была куплена А.П.Чеховым в 1892 году у художника Н. Сорохтина. Мелихово находилось в Серпуховском уезде в полутора десятках верст от станции Лопасня (ныне город Чехов Московской области). Чехов с семьей переехал туда 4 марта 1892 г. Имение было большое, для полевых работ нанимали работников. Чехов посадил сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. В огороде, кроме обычных для Подмосковья овощей, росли баклажаны, кукуруза, сахалинская гречка.
Сразу по приезде в Мелихово Чехов начал заниматься врачебной практикой. В состав мелиховского врачебного участка входило 26 деревень. Чехов вел регулярный прием больных. В то время в России была эпидемия холеры. Ожидали ее и в Серпуховском уезде.
К счастью, холеры на его участке не случилось, потому что он занимался обширными профилактическими мероприятиями.
Несмотря на все это, в Мелихове были написаны рассказы: «Палата №6», «Черный монах», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», пьеса «Чайка» и многое другое.
А.П.Чехов часто посещал своих больных на дому. В любую погоду он всегда спешил оказать помощь нуждающимся, не разделяя их на богатых и бедных. При этом он никогда не брал за работу денег. А также отказался от вознаграждения, какое получают участковые врачи. Из-за этого мелиховские бабы всячески старались выразить уважение, а мужики кланялись почтительно. С этим периодом связана постройка Чеховым трех сельских школ для крестьянских детей – в Талеже, Новоселках и Мелихове. Он занимался сбором денег – у земства, у частных благотворителей, искал подрядчиков, проверял счета, наблюдал за ходом работ. Все это тоже требовало много времени и сил. За общественную деятельность Чехову было пожаловано потомственное дворянство и орден Святого Станислава 3-й степени.
Незадолго до продажи имения Мелихово посетила Ольга Леонардовна Книппер – актриса Московского Художественного театра, последняя любовь и будущая жена А.П.Чехова. На сцене театра ставились пьесы Чехова: «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», а О. Л. Книппер играла в них главные роли. Ее он в 1899 году назвал «последняя страница моей жизни». Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве. После свадьбы Ольга Леонардовна не оставила московскую сцену, а Чехов по состоянию здоровья вынужден был жить на юге. Годы совместной жизни Чехова и Книппер – это история долгой разлуки, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки.
Чехов сильно простудил лёгкие. Болезнь проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где присутствовал в качестве репортера. Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: "Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове... Лицо его было желтое, изможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый".
По состоянию здоровья Чехов вынужден был продать имение Мелихово и купить участок земли в Ялте, где был построен дом, который получил название Белая дача и стал, по словам Куприна, «самым оригинальным зданием в Ялте». Здесь также было очень много гостей. К Чехову приезжали писатели, в его доме пел Шаляпин, играл Рахманинов… Сразу по приезде в Ялту он начал принимать участие в устройстве больницы для туберкулезных больных. В эти годы были написаны рассказы: «В овраге», «Дама с собачкой», пьеса «Вишневый сад».
К лету 1904 года состояние здоровья Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд, в городок Баденвейлер.
Там 15 июля оборвалась земная жизнь А.П.Чехова. Жизнь его произведений продолжается до сих пор. В Германии в Баденвейлере установлена стела в память А.П.Чехова с надписью
"Доброму человеку и врачу Антону П. Чехову
род. 29. 1. 1860 в Таганроге
ум. 15. 7. 1904 в Баденвейлере".
22 июля 1904 года тело А.П.Чехова было перевезено в Москву. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара...
Особое место в творчестве А. Чехова занимают рассказы для детей. Они удивляли и восхищали его своей прозорливостью, любознательностью и ненасытной жаждой великих приключений.
С одним из таких произведений вы познакомитесь, прочитав рассказ «Мальчики».
Познакомьтесь с новыми словами.
Словарная работа
лавка - do‘kon
земский врач – qishloq shifokori
одновременно – bir vaqtda
щетинистый - tikandek (soch) джин - крепкий спиртной напиток
розвальни - низкие и широкие сани без сиденья, с боками башлык - суконный тёплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки
суконный (от при л. сукно) - шерстяная ткань с гладким ворсом
5.Закрепление
Для закрепления урока сопоставим творчество А.П.Чехова с творчеством А. Каххара и заполним диаграмму «Венна» . (Приложение №2).
Ответьте на вопросы:
- Кто такой А.П. Чехов?
- Где он учился?
- Кем работал А.П. Чехов после окончания университета?
- Что он писал?
- Кто такой А.Каххар?
- Где он учился?
- Кем работал А.Каххар?
- Что он писал?
Подготовьтесь к чтению I отрывка рассказа «Мальчики».
Чтение учащимися I отрывка рассказа «Мальчики» . Во время чтения учитель исправляет ошибки учащихся.
Ответы на вопросы по содержанию I отрывка.
- Кого ждали в семье Королёвых?
-Как был одет Володя?
-Кто приехал вместе с Володей? Как гость выглядел?
-Что отметили сёстры Володи, наблюдавшие за гостем?
-Какое впечатление произвели мальчики на девочек?
Для проверки знаний учащихся учитель даёт тест по рассказу «Мальчики». . (Приложение №3).
Приложение 1.
Схема ЗУХ. (з- знаю, у- узнал, х- хочу узнать)
Приложение 2. Диаграмма «Венна»
А. Чехов А.Каххар
Приложение 3. Тесты
1. Где учились мальчики?
а) в школе
в) в гимназии
с) в лицее
2. как звали друга Володи?
а) Чечевицын
в) Королёв
с) Чацкий
3. Куда хотели убежать мальчики?
а) в Россию
в) в Англию
с) в Америку
6. Задание на дом: определить в рассказе «Мальчики» главных героев.
Дата урока:__________________ 7 класс
Тема 19. Как сказать количество предметов?
Цели:
А) Образовательная. Познакомить учащихся с содержанием текстов о планете Земля, с употреблением сложных и составных количественных числительных, с их правописанием и склонением.
Б) Развивающая. Привить умения правильного употребления падежных окончаний количественных числительных; развить навыки самостоятельного составления монологических высказываний, диалогов по описанным ситуациям с употреблением количественных числительных.
С) Воспитательная. Пробудить интерес к чтению книг, просмотру фильмов о нашей планете.
К 1 - умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог с употреблением реплик, выражающих своё отношение к предмету беседы.
К 5 - может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.
К 6 - хорошо умеет получать сведения о новостях науки и техники из адаптированных источников на русском языке в пределах изученного.
Ожидаемые результаты: Знания. Учащийся прочитает учебные тексты, найдёт в них сложные и составные числительные, запомнит падежные окончания. Умения и навыки. Сумеет составить таблицу о правописании мягкого знака в количественных числительных, правильно употребит падежные окончания при выполнении упражнений и ситуативных заданий. Ценности. Примет активное участие в беседе о строении планеты Земля, проявит интерес к чтению книг о количестве языков на Земле и людей, говорящих на этих языках
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы обучения: работа в малых группах, репродуктивный.
Оборудование : учебник, таблица с правилами, карточки с вопросами и заданиями
Этапы урока:
1.Орг.момент - 2 мин.
2. Опрос д/з: - 5 мин.
3. Объяснение темы - 15 мин.
4. Закрепление знаний: - 18 мин.
5. Итоги урока: - 3 мин.
6. Домашнее задание: - 2 мин.
ХОД УРОКА
I Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Пятиминутная разминка на тему «Политика Узбекистана». Беседа о выборах в стране.
2. Опрос домашнего задания. Беседа по пройденной теме. Для закрепления пройденной темы ученики индивидуально выполняют задания в виде игры «Инопланетяне».
Учитель
- Ребята, на нашу плату в гости хот прилететь в гости пришельцы и других планет но для того, чтобы прилететь надо выполнить сколько заданий и выиграть путёвку. Давайте поможем им в этом.
Несколько учеников выходят к доске и выбирают задание. На выполнение задания отводиться одна минута.
1) Путёвка: «Проверь себя»
2) Путёвка: Найдите лишнюю цифру
3) Путёвка: Найдите 3 одинаковых силуэтов
4) Путёвка: «Порядковые числительные в вопросах»
5) Путёвка: «Цифры в буквах»
Учитель до готовности учеников задаёт вопросы другим ученикам и оценивает их знания.
Готовые к ответу ученики поочерёдно отвечают по заданию и получают звёздочку.
Выставление и комментирование оценок
3. Изучение нового материала.
Введение новую тему.
Учитель: Что вы знаете о строении планеты Земля? Какую часть земной поверхности занимает вода? А суша? Где мы живём?
Упражнение 43. Прочитайте текст, приготовьтесь к беседе по его содержанию.
Планета Земля
Земля - это огромный шар, который состоит из нескольких слоёв: земной коры, мантии и ядра.
Толщина земной коры составляет около семи — девяти километров под океаном и семидесяти — восьмидесяти километров под сушей. Под корой находится мантия. Она занимает почти восемьдесят два процента (82%) всего объёма Земли.Внутри мантии находится ядро, которое состоит из внешнего раскалённого жидкого слоя и внутреннего твёрдого слоя.Мы живём на верхнем слое - на поверхности земной коры. Большую часть поверхности планеты занимает Мировой океан (все моря и океаны) - около трёхсот шестидесяти одного миллиона квадратных километров (361000000 км2), или около семидесяти одного процента (71%) земной поверхности. Площадь суши равна ста сорока девятимиллионам квадратных километров (149000000 км2), то есть двадцати девяти процентам (29%).Средняя глубина Мирового океана равна трём тысячам девятистам метрам (3900 м).
Ответы на эти вопросы вы найдёте в тексте упражнения 43. В тексте встретятся сложные и составные количественные числительные. Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на правописание количественных числительных. Организация парной работы (упр. 44, 45, 46).
Упражнение 44. Поговорите с собеседником о строении Земли по данным вопросам.
Из каких слоёв состоит планета Земля?Какова толщина земной коры под океаном и под сушей?Где находится земная мантия?Какую часть всего объёма Земли занимает мантия? Где находится земное ядро? Из чего оно состоит? Где живём мы? Чему равна площадь суши? Чему равна площадь Мирового океана?Какова средняя глубина Мирового океана?
Учащиеся самостоятельно читают текст, беседуют о
его содержании по вопросам упражнения 44, находят ответы в тексте; читают предложения упражнения 45.
Упражнение 45. Спишите, вставив числительные. Числительные пишите словами.
Мировой океан занимает около ... квадратных километров. Это составляет ... процентов всей земной поверхности. Площадь суши равна ... квадратных километров, т.е. ... процентам. Средняя глубина Мирового океана равна ....
4.Закрепление.
Упражнение 46. Опираясь на рисунок и содержание текста упражнения 43, расскажите о строении нашей планеты.Проверка выполненной работы. Беседа по содержанию прочитанного текста.
Индивидуальное задание: составить текст по рисунку, данному в начале урока (строение Земли), употребив усвоенные количественные числительные.
Организация групповой работы.
Учитель раздаёт каждой группе по листу бумаги формата А4 и объясняет задание: прочитать упражнение 49, составить таблицу: «Мягкий знак (ь) в конце и в середине числительных ».
Проверка выполненной работы. Представители отдельных групп показывают таблицу и объясняют её содержание.
Фронтальное задание. Чтение текста упражнения 47 и составление вопросов к нему. Учащиеся, составившие вопросы, подходят к доске и записывают их. Остальные пишут в тетрадях.
Задание 1.
«Найдите лишнюю цифру»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Задание 2. «Порядковые числительные в вопросах»
Задание 3. «Цифры в буквах»
56 + 7 = 63 456 + 12= 468
40 – 4 = 36 58 - 9 = 49
Задание 4.
8 – 4 =
+ + +
+ 3 = 5
= = =
10 – 1 =
Словарный диктант. Учитель называет числительные, данные в упражнении 50 (первые 5-6 числительных), учащиеся записывают их словами.
5.Итог урока. Комментарий ответов учащихся и выставление рейтинговых баллов.
Проверка заданий и оценивание учащихся.
6. Домашнее задание. Пересказать текст упражнения 47, написать упражнения 45, 50
Использованная литература:
1.Русский язык в национальных классах 7 кл. С.Ю.Исламбекова. У.Т.Яминова. З.Х.Абдураимова..- Ташкент:”Узбекистан”, -2017.
2.@abacus-study