Просмотр содержимого документа
«Конспект урока:"Как указать на точное количество предметов"»
6 класс
ТЕМА: Как сказать о точном количестве предметов?
Цели:
1.Образовательная: познакомить учащихся с содержанием новой темы, с употреблением сложных количественных числительных, с их правописанием и склонением.
2.Разивающая: привить умения правильного употребления падежных окончаний количественных числительных; развить навыки самостоятельного составления монологических высказываний, диалогов по писанным ситуациям с употреблением количественных числительных. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.
3.Воспитательная: пробудить интерес к ментальной арифметике, воспитание любви к Родине, беречь нашу прекрасную природу, чувства патриотизма.
Тип урока: усвоение нового материала
Метод: объяснительно-иллюстративный, работа в малых группах
Оборудование: учебники, таблицы с правилами, рисунки, презентация, карточки с вопросами, проектор, ноутбук, словарь для школьников.
ХОДУРОКА
I. Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Рапорт дежурного.Разговорная пятиминутка. Беседа на тему: «В мире чисел».
Речевая разминка:
1. Ответы на вопросы:
-Какое сегодня число?
Сегодня четырнадцатое февраля.
-Ваше любимое число?
8.
-Сколько человек в вашей семье?
5 человек.
-Сколько вам лет?
Мне 14 лет.
-В каких пословицах мы используем цифры?
Один сын—не сын, три сына—вот сын. Два сапога—пара. Хвастуну цена три копейки. Обещанного три года ждут. В доме четыре угла, да сорок дел. Пять пальцев—братья, да все разные. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Весна да осень—на дню погод восемь. Правда двенадцать цепей разорвёт. Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.
-В каких сказках вы встречали число?
33 богатыря, Спящая красавица и 7 богатырей.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Михалкова «Мы с приятелем».
II. Повторение материала предыдущего урока.
Проверка домашнего задания. Дополнительно даются пять заданий считалок для проверки знаний учеников. (МЕТОД “АРИФМЕТИКА”)
Взаимопроверка и оценивание учащихся.
III. Объяснение нового материала.
Вступительноесловоучителя.
11
- одиннадцать
14-
четырнадцать
17 - семнадцать
12
- двенадцать
15-
пятнадцать
18 - восемнадцать
13
- тринадцать
16-
шестнадцать
19 - девятнадцать
Упражнение 15. Научитесь произносить правильно числительные по вопросам.
Растут (сколько?) 11 деревьев, нет (скольких?) 12 веток, обрезали сучья (скольким?) 13 яблоням, посадили (сколько?) 14 черешен, довольны (сколькими?) 15 вишнями, висят на (скольких) на 16 сливах.
Упражнение 16. Прочитайте и запишите текст. Числительные пишите словами.
Слива живёт в среднем от 15 до 60 лет. Вишня плодоносит всего 15 или 16 лет. Рябине дано прожить 80 лет. При хорошем уходе виноградный куст живёт от 50 до 60 лет. Дикая яблоня или груша могут давать урожай в 200 или 300 лет.
Упражнение 17. Подумайте и решите шуточную задачу весёлого поэта Г. Остера.
6-А класс побывал в кабинете зубного врача, детям вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 6-Бкласс. Ребятам вырвали на 4 молочных зуба больше.
Сколько молочных зубов оставили оба шестых класса в кабинете зубного врача, если известно, что один шестиклассник свой вырванный зуб унёс домой?
Семь бед—один ответ. Семь раз отмерь,один раз отрежь
Упражнение 18. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова. Какие окончания они имеют?
Слово сорок совсем не похоже на остальные числительные. История этого слова удивительна. Для одной шубы нужно было четыре десятка шкурок соболя. Связка в сорок шкурок стала единицей меры, торговли. Связку из сорока шкурок заворачивали в ткань. А ткань эту называли «сорок». Из такой ткани шили рубашки. Вы знаете, что рубашку ещё называют «сорочка». Вот и привыкли торговцы говорить о сорока шкурках словом сорок. Но зачем нужно заворачивать меха в ткань? Их ведь можно просто связать верёвочкой! Многие учёные говорят, что слово сорок пришло из тюркских языков. Уж очень он похожe на узбекское.
Упражнение 20. Прочитайте стихотворение А. Парчинской «Сороконожка». Сколько ног у сороконожки? Сколько пар обуви ей нужно?
Упражнение 22. Прочитайте текст. Выделенные предложения за пишите в тетрадь.
Как изменяются составные числительные
Овца и собака живут в среднем 15 лет. Лошадь и свинья могут прожить 25 лет. Корова живёт обычно 30 лет. Золотая рыбка доживает до 33 лет. Гусь живёт 40 лет. Предельный возраст для китов— 50 лет, а для слонов— 70 лет. Среди птиц самый долговечный—попугай, доживает он до 140 лет. Дольше всех живёт черепаха— 300 лет.
падеж
вопрос
Составное числительное
им.
сколько?
Триста шестьдесят пять слонов
род.
скольких?
Трехсот шестидесяти пяти слонов
дат.
скольким?
Трёмстам шестидесяти пяти слонам
вин.
скольких?
Триста шестьдесят пять слонов
твор.
сколькими?
Тремястами шестьюдесятью пятью слонами
пред.
оскольких?
От рёхстах шестидесяти пяти слонах
У составных числительных изменяются все слова, из которых они состоят.
Упражнение 23. Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. Напишите их словами.
Овца и собака живут в среднем 15 лет. Лошадь и свинья живут 25 лет. Корова живёт обычно 30 лет. Золотая рыбка доживает до 33 лет. Гусь живёт 40 лет. Предельный возраст для китов– 50 лет, а для слонов– 70 лет. Среди птиц самый долговечный попугай, доживает он до 140 лет. Дольше всех живёт черепаха– 3000 лет.
Упражнение 24. Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут… .Мне…лет. Я учусь в…классе. В нашем классе…человек: …девочек и…мальчиков. Сегодня по расписанию у нас…уроков. Сейчас заканчивается…урок.
Для закрепления пройденной темы ученики индивидуально выполняют задания виде игры«Инопланетяне».
Учитель:
- Ребята, на нашу планету в гости хотят прилететь пришельцы из других планет, но для того чтобы прилететь,надо выполнить несколько заданий и выиграть путёвку. Давайте поможем им в этом.
Несколько учеников выходят к доске и выбирают задание. Задания основаны на ментальной арифметике . На выполнение задания отводиться одна минута.