kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах" содержит материал, отражающий содержание  междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" для студентов специальности "Преподавание в начальных классах". Цель работы - на основе анализа методики изучения лексики в начальных классах определить её продуктивные приемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»

«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»

«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»

Объектом исследования является лексика как раздел языкознания. Предметом исследования является методика изучения лексики в начальных классах. Цель исследования – анализ методики изучения лексики в начальных классах.
  • Объектом исследования является лексика как раздел языкознания.
  • Предметом исследования является методика изучения лексики в начальных классах.
  • Цель исследования – анализ методики изучения лексики в начальных классах.
Задачи Изучить теоретические основы лексики как раздела языкознания. Охарактеризовать направления изучения лексики в начальных классах. Выявить предпосылки лексической работы. Определить продуктивные приемы изучения лексики.

Задачи

  • Изучить теоретические основы лексики как раздела языкознания.
  • Охарактеризовать направления изучения лексики в начальных классах.
  • Выявить предпосылки лексической работы.
  • Определить продуктивные приемы изучения лексики.
Основными направлениями лексической работы являются следующие:  обогащение;  уточнение;  активизация словаря;  устранение нелитературных  слов из лексикона учащихся.

Основными направлениями лексической работы являются следующие:

  • обогащение;
  • уточнение;
  • активизация словаря;
  • устранение нелитературных

слов из лексикона учащихся.

Обогащение словаря: Словообразовательный анализ: «От какого слова образовано это слово?» или «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»; Сопоставление слов с целью выяснения различий: «Земляника и землянка», «серебряный и серебристый»; Объяснение значения через контекст; Включение нового слова в контекст: « В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?»;

Обогащение словаря:

  • Словообразовательный анализ: «От какого слова образовано это слово?» или «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»;
  • Сопоставление слов с целью выяснения различий: «Земляника и землянка», «серебряный и серебристый»;
  • Объяснение значения через контекст;
  • Включение нового слова в контекст: « В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?»;
5.  Выяснение значения нового слова по справочным материалам; 6. Способ подбора синонимов:  «Холят – ухаживают, окружают заботой»,  «нарекся – назвался», «витязь – воин»; 7. Прием подбора антонимической пары:  «Старт – финиш», «медленно – быстро»; 8. Способ логического определения:   «Крейсер – военный корабль».

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам;

6. Способ подбора синонимов:

«Холят – ухаживают, окружают заботой»,

«нарекся – назвался», «витязь – воин»;

7. Прием подбора антонимической пары:

«Старт – финиш», «медленно – быстро»;

8. Способ логического определения:

«Крейсер – военный корабль».

Уточнение словаря Работа с синонимами –  наиболее важная область словарной работы.  «Глупый - бестолковый, безмозглый».  «Сказать – произнести, молвить, изречь». Работа с антонимами —  словами с противоположным значением. Работа с многозначными словами и омонимами.

Уточнение словаря

  • Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы.

«Глупый - бестолковый, безмозглый».

«Сказать – произнести, молвить, изречь».

  • Работа с антонимами — словами с противоположным значением.
  • Работа с многозначными словами и омонимами.
Упражнения с синонимами: обнаружение синонимов, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами: «» подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления; активизация синонимов, т.е. использование в связной речи; исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Упражнения с синонимами:

  • обнаружение синонимов, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами: «»
  • подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
  • активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
  • исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Упражнения с антонимами: 1.  Подбор  антонимов к данным словам: тьма —свет, холодный- теплый. 2.  Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов; Заяц бегает быстро. Черепаха ползает медленно.  3.  Замена  антонимов в предложении: 4.  Продолжение начатого предложения с антонимами: В поле холодно, а в беличьем домике ... 5.  Подбор антонимов к многозначным словам: свежий хлеб —черствый хлеб; свежий ветер — теплый ветер; 6.  Составление параллельных синонимических рядов: старый, ветхий — новый, крепкий.

Упражнения с антонимами:

1. Подбор антонимов к данным словам:

тьма —свет, холодный- теплый.

2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов; Заяц бегает быстро. Черепаха ползает медленно.

3. Замена антонимов в предложении:

4. Продолжение начатого предложения с антонимами:

В поле холодно, а в беличьем домике ...

5. Подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб —черствый хлеб; свежий ветер — теплый ветер;

6. Составление параллельных синонимических рядов:

старый, ветхий — новый, крепкий.

Упражнения с многозначными словами: 1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения:  на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов. 2. Сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы — идут дети — идёт строительство. 3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель —вареный; сырая земля — сухая. 4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — ... сырой картофель — ...

Упражнения с многозначными словами:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения:

на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:

Идут часы — идут дети — идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:

сырой картофель —вареный; сырая земля — сухая.

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов:

сырой песок — ... сырой картофель — ...

Активизация словаря:  Составление словосочетаний с нужными словами; Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли»; Близкий к тексту пересказ; Рассказы по наблюдениям, по картинам.

Активизация словаря:

  • Составление словосочетаний с нужными словами;
  • Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли»;
  • Близкий к тексту пересказ;
  • Рассказы по наблюдениям, по картинам.
Лексическая работа обусловлена:    неточностью употребления слов в речи;  недостаточным знанием синонимов;  сравнительно небольшим словарным  запасом;  трудностью в семантизации многозначных  слов;  сложностью в усвоении абстрактной  лексики.

Лексическая работа обусловлена:

  • неточностью употребления слов в речи;
  • недостаточным знанием синонимов;
  • сравнительно небольшим словарным

запасом;

  • трудностью в семантизации многозначных

слов;

  • сложностью в усвоении абстрактной

лексики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "КТП Русский язык 3 класс "
    ["seo_title"] => string(25) "ktp-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "151021"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420623824"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства