Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах
Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах
Презентация по теме "Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах" содержит материал, отражающий содержание междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" для студентов специальности "Преподавание в начальных классах". Цель работы - на основе анализа методики изучения лексики в начальных классах определить её продуктивные приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»
«Изучение лексики на уроках русского языка в начальных классах»
Объектом исследования является лексика как раздел языкознания.
Предметом исследования является методика изучения лексики в начальных классах.
Цель исследования – анализ методики изучения лексики в начальных классах.
Задачи
Изучить теоретические основы лексики как раздела языкознания.
Охарактеризовать направления изучения лексики в начальных классах.
Выявить предпосылки лексической работы.
Определить продуктивные приемы изучения лексики.
Основными направлениями лексической работы являются следующие:
обогащение;
уточнение;
активизация словаря;
устранение нелитературных
слов из лексикона учащихся.
Обогащение словаря:
Словообразовательный анализ: «От какого слова образовано это слово?» или «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»;
Сопоставление слов с целью выяснения различий: «Земляника и землянка», «серебряный и серебристый»;
Объяснение значения через контекст;
Включение нового слова в контекст: « В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?»;
5.Выяснение значения нового слова по справочным материалам;
6.Способ подбора синонимов:
«Холят – ухаживают, окружают заботой»,
«нарекся – назвался», «витязь – воин»;
7.Прием подбора антонимической пары:
«Старт – финиш», «медленно – быстро»;
8.Способ логического определения:
«Крейсер – военный корабль».
Уточнение словаря
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы.
«Глупый - бестолковый, безмозглый».
«Сказать – произнести, молвить, изречь».
Работа с антонимами — словами с противоположным значением.
Работа с многозначными словами и омонимами.
Упражнения с синонимами:
обнаружение синонимов, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами: «»
подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Упражнения с антонимами:
1. Подборантонимов к данным словам:
тьма —свет, холодный- теплый.
2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов; Заяц бегает быстро. Черепаха ползает медленно.