kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"»

Выступление на МО  учителей старших классов   «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка  как эффективный способ развития учащихся» Подготовила: Шуфаева О.С., учитель русского языка и чтения МБОУ «СКШИ VIII вида» Октябрь, 2020 г.

Выступление на МО учителей старших классов «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся»

Подготовила: Шуфаева О.С.,

учитель русского языка и чтения

МБОУ «СКШИ VIII вида»

Октябрь, 2020 г.

Проблемное обучение   – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.     Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.  Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда .

Проблемное обучение   – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания.

Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.

Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда .

Цель проблемного обучения:

Цель проблемного обучения:

  • учить мыслить логично, научно, творчески;
  • сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения : Постановка проблемы. Осознание, обсуждение проблемы. Выработка возможных путей решения проблемы Выработка плана решения проблемы. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой. Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной ситуации.

Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения :

  • Постановка проблемы.
  • Осознание, обсуждение проблемы.
  • Выработка возможных путей решения проблемы
  • Выработка плана решения проблемы.
  • Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

Ключевым звеном в проблемном обучении

является создание

проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности. Проблемная ситуация по сути является причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности.

Проблемная ситуация по сути является

причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий

Способы создания проблемной ситуации Постановка проблемного вопроса Проблемная задача или задание Демонстрация опыта Сочетание слова и наглядности

Способы создания проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса

Проблемная задача или задание

Демонстрация опыта

Сочетание слова и наглядности

Тип проблемной ситуации Тип противоречия с «удивлением» Приемы создания проблемной ситуации  (ситуация успеха) между 2 положениями с «затруднением» сокращенный способ между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя ( интеллектуальный разрыв) 1. предъявить противоречивые факты, теории между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом 2. столкнуть разные мнения учеников 4. дать практическое задание, невыполнимое вообще. формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы 3. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» с мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность» 5. дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

с «удивлением»

Приемы создания проблемной ситуации

(ситуация успеха)

между 2 положениями

с «затруднением»

сокращенный способ

между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя

( интеллектуальный разрыв)

1. предъявить противоречивые факты, теории

между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

2. столкнуть разные мнения учеников

4. дать практическое задание, невыполнимое вообще.

формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы

3. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

с мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность»

5. дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено

Технология проблемного обучения Цель: обучить самостоятельному решению проблем .    Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Традиционный урок  Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками.  Учитель Создаёт проблемную ситуацию. Направляет учащихся на её решение. Организует поиск решения. Ученик

Технология проблемного обучения

Цель: обучить самостоятельному решению проблем .

Проблемно-диалогический урок

1. Создание проблемной ситуации учителем

и формулирование проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения.

5. Применение знаний учениками.

Традиционный урок

  • Проверка д/з учеников учителем

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

Учитель

  • Создаёт проблемную ситуацию.
  • Направляет учащихся на её решение.
  • Организует поиск решения.

Ученик

  • Приобретает новые знания и способы работы с материалом.
  • Формирует своё отношение к проблеме.
Примеры проблемных ситуаций на уроках Проблемные ситуации, возникшие ”с удивлением”    По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно . Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта  (в одних словах

Примеры проблемных ситуаций на уроках

Проблемные ситуации, возникшие ”с удивлением”

  По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно .

Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Учитель:  Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

  • Какой возникает вопрос?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

  • Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня?

("Непроизносимые согласные в корне слова".

Примеры проблемных ситуаций на уроках  Проблемные ситуации, возникшие ”с удивлением” Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Тема: «Неизменяемые имена существительные»  На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.  – Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)  - Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) - Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) - Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

Примеры проблемных ситуаций на уроках Проблемные ситуации, возникшие ”с удивлением”

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Тема: «Неизменяемые имена существительные»

На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.

– Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

- Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)

- Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) - Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

Примеры проблемных ситуаций на уроках Проблемные ситуации, возникшие ”с затруднением”  Тема урока  «Имя существительное как часть речи» Предлагается сравнить слова: Нет братьев - нет учебников Вижу братьев - вижу учебники . - Определить падежи и выделить окончания существительных:  одушевлённые имена существительные имеют одинаковые окончания во мн.ч. в Р. и В.п.,   у неодушевлённых окончания в Р. и В.п. не совпадают.  Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, недостаточно знаний для объяснения нового факта. Такие проблемные ситуации на уроках русского языка вызывают интерес учащихся к теме, способствуют развитию творческих способностей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Примеры проблемных ситуаций на уроках

Проблемные ситуации, возникшие ”с затруднением”

Тема урока  «Имя существительное как часть речи»

Предлагается сравнить слова:

Нет братьев - нет учебников

Вижу братьев - вижу учебники .

- Определить падежи и выделить окончания существительных: одушевлённые имена существительные имеют одинаковые окончания во мн.ч. в Р. и В.п.,

у неодушевлённых окончания в Р. и В.п. не совпадают.

Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, недостаточно знаний для объяснения нового факта.

Такие проблемные ситуации на уроках русского языка вызывают интерес учащихся к теме, способствуют развитию творческих способностей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Примеры проблемных ситуаций на уроках  Проблемная ситуация ”сокращенный способ”   Например,  болеть душ…й, болеть сердц…м.  Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог : Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? Ученики: В окончаниях существительных. Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная? Ученики: За шипящими и ц Учитель: А какая это может быть гласная? Ученики: о или е  Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

Примеры проблемных ситуаций на уроках Проблемная ситуация ”сокращенный способ”

  • Например, болеть душ…й, болеть сердц…м.
  • Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог :
  • Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?
  • Ученики: В окончаниях существительных.
  • Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?
  • Ученики: За шипящими и ц
  • Учитель: А какая это может быть гласная?
  • Ученики: о или е
  • Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз:
  • «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

  • Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Примеры проблемных ситуаций на уроках  Проблемная ситуация ”сокращенный способ”

Примеры проблемных ситуаций на уроках Проблемная ситуация ”сокращенный способ”

  • Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:
  • Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.
  • Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
  • Выделите окончание, поставьте ударение.
  • Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.
  • Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е
Вывод органи процесс подготовки мышления учащихся процесс подготовки мышления учащихся зует базовые учебные действия базовые учебные действия формирует Проблемное обучение Проблемная ситуация создает условия для включения в деятельность выявления затруднения включения в деятельность выявления затруднения развивает

Вывод

органи

  • процесс подготовки мышления учащихся
  • процесс подготовки мышления учащихся

зует

  • базовые учебные действия
  • базовые учебные действия

формирует

Проблемное

обучение

Проблемная

ситуация

создает условия для

  • включения в деятельность выявления затруднения
  • включения в деятельность
  • выявления затруднения

развивает

  • творческое овладение информацией
  • мыслительные способности
Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения + _ Высокий уровень мотивации; Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала; Развитие продуктивного мышления; Развитие критического мышления; Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; Формирование активной личности

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения

+

_

  • Высокий уровень мотивации;
  • Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
  • Развитие продуктивного мышления;
  • Развитие критического мышления;
  • Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
  • Формирование активной личности

  • Сложность подготовки к занятию;
  • Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
  • Требует больше времени на достижение цели урока.
  • Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся.
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать своё открытие. Э.И.Александрова На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, ученик учится:

Не пытайтесь

объяснить ребёнку то,

до чего он может

додуматься сам.

Дайте возможность

каждому ребенку

сделать своё

открытие. Э.И.Александрова

На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, ученик учится:

  • Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
  • Добывать, преобразовывать и представлять информацию.
  • Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.
  • Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.
Список литературы

Список литературы

  • Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998.
  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.; Баласс, 2006. с.219
  • Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. - 208с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шуфаева Ольга Сахиповна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561522

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_na_urokakh_russkogho_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "416625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495102118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "МАСТЕР-КЛАСС «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»"
    ["seo_title"] => string(128) "mastierklasseffiektivnyietiekhnologhiiformyimietodyrabotynaurokakhrusskoghoiazykakakriesurskachiestviennoipodghotovkivypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "299765"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456585612"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства