kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются вопросы использования элементов технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Автор делится практическими наработками по использованию проблемных ситуаций на своих уроках. Особое внимание уделяется вопросам актуальности и эффективности данной технологии в современной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся»

Габдрахманов Мурат Амангельдиевич


Учитель русского языка и литературы,

Магистральная СОШ, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан.


Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.


Когда-то древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: “Учение без мысли – напрасный труд”. Это как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей обучающихся. 

Наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание русского языка и литературы сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области лингвистики и литературоведения, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования.

Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, знают сильные и слабые его стороны. Наиболее сложным этапом является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ ХХ века. Поэтому, применяя элементы технологии проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов, особенно когда изучаются правила, тяжелее – если изучается аксиома, факт, не требующий доказательств. Формы уроков могут быть разнообразными, чаще используются дискуссии, семинары, практикумы, урок-суд, творческие мастерские.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

На протяжении всей педагогической деятельности велся анализ, какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися. Так сложилась своеобразная методическая копилка этих приемов.

Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны Молчалины?», «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?», «М.Е.Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?», «Славы или позора достоин Петр Гринев?» или «Почему комедия названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу?». Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

Следующие приемы создания проблемной ситуации связаны с различными вариантами использования цитат на уроке.

Первый – это использование цитат. На уроке русского языка в 10 классе по теме «Русский язык в мире и Казахстане. Причины происхождения и развития языка» обучающимся предлагается в группах выполнить такое задание: «Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты. Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу». Каждая группа работает над одним из предложенных высказываний:

- «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н. Толстой).

- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь).

-«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь». (А.Н. Радищев).

Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении творчества Н.А.Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «Почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

Подобного эффекта можно добиться, используя прием «столкновения» цитат. Так при изучении творчества М.В.Ломоносова ученикам предлагаются несколько высказываний А.С.Пушкина:

- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;

- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

При использовании приема «столкновения» цитат можно предложить обучающимся выполнить задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает Вашу точку зрения, и обосновать этот выбор.

В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении цитат в классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаем со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стал присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада прошла в городе Сочи». К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет два словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть две формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученикам новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 7 класс», «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих. 7 класс». Как правило, на этих уроках становится возможным повторить и обобщить все сходные орфограммы. В первом случае это правописание мягкого знака на конце имен существительных, прилагательных, во втором – правописание букв О и Е в окончаниях и суффиксах имен существительных, прилагательных и суффиксах наречий.

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например, «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?/ Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?». А может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений. Например, на уроке литературы в 6 классе по теме: «Литература – искусство слова» ребятам предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните)»

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественного произведения, чем талант писателя.

Или на уроке литературы в 7 классе по теме: «В.Г.Распутин. «Уроки французского» предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» учителя и «хорошего» ученика и ответить на вопросы: «Как вы понимаете выражение «хороший учитель» и «хороший ученик»? Какие качества самые важные для них?

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Джеральда Даррелла начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам Джеральда Даррелла. Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии Даррелла и его произведения.

При использовании проблемного обучения имеется возможность повышения эффективности при помощи сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь используются технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.

Также можно использовать проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе. Например, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» в 9 классе, пока весь класс работает над тестовой работой, 2 ученицы получают карточки с заданием: «Запишите предложение, расставив знаки препинания. Какое оно? Сколько в нем частей? Найдите главные и придаточные части, союзы и союзные слова, задайте вопросы к придаточным, определите вид придаточного. Постарайтесь составить схему данного предложения. Что можете сказать об этом предложении?

1 ученица – предложение «Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое говорящее чудесное».

2 ученица – предложение «С приближением осени начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как мы бы хотели».

Знаки препинания в предложениях не расставлены.

Анализ выполненного задания позволит организовать диалог по новой теме, выявить такие способы подчинения придаточных, как последовательное и параллельное подчинения, а затем найти еще один вариант подчинения – однородные придаточные.

А на уроках литературы необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Чтобы технология проблемного обучения была эффективнее, изучая какое-либо художественное произведение, необходимо связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Например, изучая в 10 классе роман Л.Н.Толстого “Война и мир”, мы говорим о героизме русских солдат, их стремлении дать решающий бой под Бородино, чтоб защитить Москву, о подъеме духа русского народа, “о дубине народной войны”. Напоминаю, что 2015 год – год 70-летия Великой Победы и задаю вопросы: “Как вы думаете, если завтра война, сможет ли наш народ, как в 1812 или 1941-45 годах, подняться и опуститься “дубиной” на спину врага? Есть ли в наше время примеры героизма казахстанских солдат, служащих сегодня в армии?” Ребята задумываются, высказывают разные мнения о патриотизме людей в наши дни, о нежелании молодых ребят служить в армии… Вдруг кто-то вспоминает о погибшем комбате майоре Солнце, закрывшем своим телом боевую гранату и спасшем тем самым своих солдат… Приходим к обнадеживающему выводу, что пока есть такие примеры героизма в нашей стране, мы непобедимы. Можно дать задание принести на урок фотографии своих дедов, участников Великой Отечественной войны, фотографии отцов, служащих сегодня в армии. 
Так, используя проблемные вопросы, учитель старается поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение и защищать его.

Таким образом, технология проблемного обучения предоставляет учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность и игровой характер уроков, а также позволяет открывать знания вместе с детьми и предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли…


Использованная литература:

  1. Кульневич С.В., Лукоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.

  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.

  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2012 г.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как срелдство реализации ФГОС: Пособие для учителя.- М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2012.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, 2006

Использованные ресурсы:

  1. http://www.menobr.ru

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://www.eidos.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Габдрахманов Мурат Амангельдиевич

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства