МАСТЕР-КЛАСС «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»
МАСТЕР-КЛАСС «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»
В материалах ФГОС нового поколения указывается на процесс учения как на процесс деятельности, становления личности учащихся, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Технология проблемного обучения в первую очередь развивает мыслительные способности учащихся и формирует у них познавательную потребность. В систему компетентностного подхода она идеально вливается, так как данная технология позволяет ученикам решать не стереотипные задачи. В основе организации процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.Использование проблемного метода обучения дает относительно высокие и устойчивые результаты преподавания.Именно технология проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Технология проблемного обучения с применением ИКТ на уроках в старших классах особенно эффективна. Применение данной технологии позволяет находить информацию по поставленной проблеме и выявление посредством сравнения, сопоставления наиболее подходящую, что в огромном потоке данных очень важно. При работе на уроке важно организовать правильную исследовательскую деятельность учащихся, которая направлена на решение новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов. Роль учителя сведена к минимуму, ограничивается только вводной речью, инструктажем и предоставлением ученикам алгоритма выполнения заданий. Особенно это актуально в 11 классе, когда ребята ежедневно работают с тестами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»»
МАСТЕР-КЛАСС
«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»
Каждый встреченный мной человек в чём-то меня превосходит, и мне есть чему у него поучиться.
Эмерсон
Цели:
Распространение опыта методической работы;
Знакомство с формами и методами распространения опыта методической работы.
Задачи:
Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
Демонстрация опыта работы по осуществлению педагогической деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ.
Разработка механизмов реализации целей и задач в режиме обозначенной темы.
Знать мало – надо применять. Хотеть мало – надо делать. И.В.Гете
За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете. Джон Рокфеллер
ЭТАПЫ УРОКА
Сообщение темы и цели урока
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа Слайд-диктант
Тренинг
Творческая работа
Тест
Задание «Кубики»
Комплексный анализ текста Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Подведение итогов урока
Домашнее задание
I .ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАБОТА (Задание А1 ЕГЭ)
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А.Н.Толстой
Обучающемуся может быть предложен связный текст для выполнения этого вида работы в тетради, а правильность он проверит самостоятельно на экране и выставит оценку по указанным критериям
Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
1)повысить интерес к данной теме ( к изучаемому предмету)
2) предоставить возможность тщательнее подготовиться к заданию
3) острее ощутить собственную ответственность за полученный результат
Расставьте ударение в выделенных словах
Приложение № 1
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.
Проверьте себя
БалОванный агЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении
ЗАПОМНИ! В словаре п/р Ушакова вариативное ударение допускается в слове подрОсткОвый. Пять лет назад разрешалось только подрОстковый. В слове кАтарсис в словаре п/р Ушакова не допускает вариативности.
Приложение № 2: Критерии оценки
«5» - 24-26
«4»- 23-18
«3»- 17-11
«2»- 10- 0
II. ТЕСТ ПО ЗАДАНИЮ А 2 (ЕГЭ)
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Обсуждение - процесс действия по значению глагола: обсуждать, обсудить.
Осуждение - неодобрение, порицание.
Надеть что-либо
Одеть кого-либо.
Освоить – овладеть, довести до состояния годности.
Усваивать1) делать своим, свойственным, присущим себе.
2)Запоминать, выучивать, осваивать
Приложение № 3: Проверь и оцени себя. Код ответов: 1, 4, 2
III. ТЕСТИРОВАНИЕ
1.Укажите, лексическое значение какого слова определено верно.
1)Щедрый- богатый, состоятельный человек.
2)Педагог- лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи, как правило, имеющее специальную подготовку.
3)Аукцион- распродажа, при которой покупают что дешевле.
2.Укажите слово, в котором основа равна корню.
1)Пристанище
2)Восход
3)Педагог
3.В каком из трех значений слово «педагог» выступает в предложении согласно своему первичному лексическому смыслу.
1)У хорошего учителя, даже в переполненном классе, каждый ребенок будет чувствовать себя единственным.
2)Дядька из числа рабов, отводивший мальчиков в школу
3)Воспитатель учитель, преподаватель
4)Ученый, занимающийся педагогикой
Приложение № 4: Проверь и оцени себя. Код ответов: 2, 3, 2
«5»-три верных ответа
«4»-два верных ответа
«будь внимателен на уроке»-один верный ответ
IV.СЛАЙД-ДИКТАНТ
Н…ГИЛИЗМ
ПРИВ…ЛЕГИЯ
П…ЛИСАДНИК
САН…ТОРИЙ
Б…ГРОВЫЙ
ИНТЕЛЛ…ГЕНЦИЯ
СП…РТАКИАДА
К…РДИНАЛЬНЫЙ
Д…ЛЕТАНТ
К…ВАЛЬКАДА
Г…НЕАЛОГИЯ
ФИНАСОВАЯ К…МПАНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ)
ПРЕДВЫБОРНАЯ К…МПАНИЯ (МЕРОПРИЯТИЕ)
В…Н…ГРЕТ
ЭКСТР…ВАГАНТНЫЙ
ФЛ…МАНДСКИЙ
ФАНТ…СМ…ГОРИЯ
ПЕР…ФЕРИЯ
Б…ТОН
Б…ДОН
РЕФР…ЖЕРАТОР
Ф…ШЕНЕБЕЛЬНЫЙ
Приложение № 5: Проверь соседа по парте
НИГИЛИЗМ
ПРИВИЛЕГИЯ
ПАЛИСАДНИК
САНАТОРИЙ
БАГРОВЫЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
СПАРТАКИАДА
КАРДИНАЛЬНЫЙ
ДИЛЕТАНТ
КАВАЛЬКАДА
ГЕНЕАЛОГИЯ
ФИНАСОВАЯ КОМПАНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ)
ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ (МЕРОПРИЯТИЕ)
ВИНЕГРЕТ
ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ
ФЛАМАНДСКИЙ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ПЕРИФЕРИЯ
БЕТОН
БИДОН
РЕФРИЖЕРАТОР
ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ
V.РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ (А3-А6)
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ
1)Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
3)Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
4)Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
5)Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними
II группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Карточка – текст
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. / В ЕГЭ А 30/.
Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
Повторить средства художественной выразительности
Научиться находить ошибки в образовании форм слова
Избегать подобные конструкции в собственном сочинении
VI.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «КУБИКИ». ( задание А 7, А 27 ЕГЭ ).
Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
1)Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
2)Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
3)Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
4)Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
5)Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
6)Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
7)……….?
Приложение № 7: КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI
Такой вид работы позволяет решить ряд задач:
Повторить лексические и грамматические средства связи предложений в тексте
Потренироваться в продолжении исходного текста
Закрепить необходимые навыки построения текста, основанные на понимании его структуры
VII.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ОРАТОР»
1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.
Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо. (Например:Орфоэпические нормы – один из показателей грамотности человека)
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст. Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Работая с данным тексом, мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
В.Шефнер «Устная речь»
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Основной алгоритм работы
1. Выпишите ключевые слова текста.
2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.
3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.
Индивидуальные задания:
1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).
2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.