Просмотр содержимого документа
«Использование занимательного материала на уроках изучения грамоты»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ГРАМОТЫ
Зернова Людмила Васильевна
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)
Пусть начинается
с АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)
Буква А, буква А —
Алфавита голова.
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету.
(В. Степанов)
Кто внимательный?
1. Рассмотрите рисунки. Найдите одинаковый звук в словах.
2. Назовите, что изображено на рисунках. Прочитайте по первым буквам имя одного из Веселых человечков. (Ответ: Буратино)
Запомните слова со звуком [в, в'],
которые встретятся вам в сказке
Мыша-водолаз
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», - наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать?» - в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.
И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...
(Г. Юдин)
Камень-вата. Эту игру (так же как и «Том - Тим») можно провести в качестве упражнения в определении звуков по мягкости и твердости. Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в] (встает команда «камня»), то с мягким [в'] (встает команда «ваты»). (Вилка, варежки, веник, волк, вьюга.)
Доскажите словечко
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
Расскажите вот о чем –
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я...
(гантели)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый ...
(гусь)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица ...
(грач)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ...
(гол)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ...
(горох)
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые ...
(грачи)
Лодки по морю плывут,
Люди веслами ...
(гребут)
ТВЕРДЫЙ–МЯГКИЙ
Поднимите синюю карточку, если в названии предмета согласный [д] твердый, и зеленую - если мягкий:
дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, ударник, орден.
УЗНАЙТЕ ЗВУК
Стукните один раз по столу счетной палочкой (вставайте), если услышите звук [д, д']:
на первой полке должны быть игрушки, в названии которых звук [д, д'] первый ( Дюймовочка, дудочка, домино, домик );
на второй - предметы, в названии которых звук [д, д'] в середине ( одеяло, подушка, пододеяльник ),
а остальные игрушки и предметы надо положить на нижнюю полку шкафа ( ежик, белочка, Буратино, Карлсон, лягушка, машинка, кукла ).
Узнайте звук
Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э], и только девочки, если ответ начинается с [йэ].
K ак называется по-другому пища или ее прием?
(Еда)
Небольшой зверек с ценным мехом.
(Енот)
Сооружение для хранения зерна.
(Элеватор)
Самая низкая школьная отметка.
(Единица)
Сизо-черная ягода, похожая на малину.
(Ежевика)
Поездка.
(Экскурсия)
Зимой и летом одним цветом. Что это?
(Ель)
Движущаяся лестница в метро.
(Эскалатор)
Машина с большим ковшом.
(Экскаватор)
Где звук? Определите позицию е в словах: Ева, след, место .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Если нравится тебе
Учитель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай все.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!.
Вот и кончилась .игра!
УДАРНЫЙ - НЕУДАРНЫЙ. СОЧИНИМ СКАЗКУ
Про ёлочку
Росла в лесу ёлочка. Было у неё три подружки. Кто они, догадайтесь сами. В их названии три слога. (Берёзка, осина, рябина)
И вот наступил в лесу праздник, подружки принесли ёлочке подарки. Берёзка подарила игрушку, в названии которой два слога, первый - ударный. (Кукла) Рябинка подарила весёлого деревянного человечка. (Как его зовут? Сколько слогов в этом слове? Назовите ударный) Осинка долго думала, что подарить подружке, затем решила подарить ей ... Что? (Учитель показывает детям книгу «Сказки»)
Елочка была рада и поблагодарила друзей. Что она сказала? ( Учитель пишет на доске словоспасибо) Произнесите это слово. Как интересно звучит спасибо, как будто маленькая песенка. Повторите-ка ещё разок и послушайте, где в этом слове ударение.
В день своего рождения Володя проснулся рано. А вот и подарки! Барабан и дудка - скорее всего от папы, книга, краски, карандаши - от мамы.
- У меня тоже есть для тебя подарок, - сказала Катя, - волшебный!
И Катя подвела брата к Байкалу. Мама с папой тоже пошли. На берегу Катя достала колокольчик и позвонила. Что это?! Из глубины озера выплыли несколько рыбок. Еще и еще! Все они подплыли почти к Катиным ногам. Тогда Катя достала из корзинки ломоть хлеба и стала бросать рыбкам крошки. Весело было смотреть, как рыбки хватали крошки, толкали друг друга, ссорились и плескались.
- Вот тебе мой волшебный подарок! - И Катя протянула подарок брату.
Володя запрыгал от радости и обнял сестру.
- А если я позвоню у речки, рыбки тоже приплывут? - спросил он.
- Нет, только здесь, - ответила Катя. - Я целый месяц ходила на место, бросала крошки, звонила в колокольчик. Вот рыбки и привыкли собираться на звон. Ученые!
И. п.— руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счет «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.
В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образовали одни и те же слова.
Примечание. В каждом квадрате второе слово начинается на о. В первом слове в каждом квадрате вторая буква о.
Ответ: 1. Сом, очи, мир.
2. Том, оса, маг.
3. Нос, Ока, сад.
4. Год, око, дом.
Прочитайте стихотворение, начиная с предлога на.
Ответ: На березках белых
Лопаются почки.
В поле показались
Первые цветочки.
п
Рак — из хлопка сшит. (Рубашка)
Рак — на Луну спешит. (Ракета)
Рак — долгожданный день. (Праздник)
Рак — вспорхнул на пень. (Рубанок)
Рак — сторожил дворец. (Стражник)
Рак — кисленький леденец. (Барбариска)
Рак — в портфеле твоем живет. (Тетрадка)
Рак — ночью в окно ползет. (Мрак)
ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН
В лабиринте спрятаны слоги, слова. Найдите их и составьте с ними слова:
со (собака, сода, соки);
смо (смола, смородина);
ска (скатерть, скала);
су (супы, суда, сурок, сушить);
са (сани, сахар, салат, сачок).
ЧИСТОГОВОРКИ
Та-та-та — у нас дома чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти — съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё — отложили мы шитьё.
То-то-то — стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать — мы идем гулять.
Ат-ат-ат — берем с собой самокат.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Ученье — путь к уменью.
Умелые руки не знают скуки.
Глупый осудит, А умный рассудит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Нет скуки, коль заняты руки.
Без муки нет науки.
Возьми книгу в руки — не будет скуки.
Умел ошибаться,
Умей и поправляться.
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
Утро вечера мудренее.
Берись дружно — не будет грузно.
Лучше ученый, чем золоченый.
Не учись разрушать, а учись строить.
У дружбы нет границ, у знаний нет дна.
СКОРОГОВОРКИ
Наш Филат не бывает виноват.
Филипп к печке прилип.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
Уродилась свекла
Не на грядке, около.
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
— Заблудилась свекла!
ПЕРЕВЕРТЫШИ
ХОРОШО. ШОРОХ.
ШАРАДЫ
С буквой X меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(Халат — салат)
ЗАГАДКИ
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)
(Хлопок)
(Хрен)
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, ПОТЕШКИ
Цыплята
Лошадка
Цы-цып-цыплятки, Цок, цок, цок, цок!
Есть водица в кадке. я лошадка - серый бок.
Кто меня боится, я копытцем постучу,
Тем не дам водицы. Если хочешь - прокачу!
Вот бегут цыплятки, Посмотри, как я красива,
Не боятся кадки! Хороши и хвост и грива.
Возле кадки блюдце, Цок, цок, цок, цок,
Все они напьются. Я лошадка — серый бок!
.
СЧИТАЛКИ
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
СЛОВАРЬ
Крылатые слова и выражения, происхождение слов
Черная неблагодарность. Зло, коварство вместо признательности за добро, оказанные услуги.
В черном цвете. Видеть, представлять что-то мрачным, неприглядным, хуже, чем есть на самом деле.
Держать в черном теле. Сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо.
Черный день. Трудное время в жизни кого-либо; время нужды, безденежья, несчастий.
Черным по белому. Книги стали печататься на Руси немногим более четырехсот лет назад, а до этого они переписывались от руки. Чернила для письма изготовляли из дубовых орешков (они вырастают на листьях дуба). Специально приготовленный сок таких орешков был буровато-черного цвета, поэтому он так и назывался «чернило», а потом «чернила». Вот и пошло отсюда: черным по белому. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной красивой буквой — буквицей. Отсюда и пошло название красной строки.
Чибис. Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? чьи вы?» Как называется эта птица? Чибис, как и кукушка, получил название по крику. Иногда называют его еще и луговкой, потому что живет эта птичка чаще всего на лугу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так .
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
Ноги вместе, руки на поясе.
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
СЛОГОВОЕ ЛОТО
Составьте слова со слогом ши в начале или в конце:
Ва ши, ды ши , ши ло, ши ли , мы ши, ре ши, ши пы и т. д.)
( Ответ: ноль, соль, моль, роль, пыль, боль, толь и т. д .)
Б
Х
З
Р
Ь
Ь
С
Ь
А
А
Ь
А
Ь
А
А
Л
Ь
Л
Л
Ь
Ь
Л
Ь
ЗАГАДКИ
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если, крот раскроет рот. — Рученька-ручища,
( Экскаватор ) Что в земле ты ищешь?
— Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. Есть на свете чудная лопата —
( Экскаватор ) На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она —
Сто лопат заменяет одна.
( Экскаватор )
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало дома весело. У меня который год
( Электролампочка ) Ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском,
Он натрет его до лоска. Сам вагон открыл нам двери,
( Электрополотер ) В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.
( Эскалатор )
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
Куда улетают птицы осенью? ( На юг )
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Назовите одинаковые звуки в словах:
юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта .
Отгадайте имя девочки по первым звукам названий:
юла, ландыш, яблоко .
( Ответ: Юля )
Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах:
яблоко, елка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
4. Запомните слова с ю , которые встретятся вам в сказке.
Верблюжонок Бюль-Бюль
Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него было как у людей.
— Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
— А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? — спросила верблюдица.
— Нет, он такой мягкий... — обрадовался Бюль-Бюль.
— Мама, я тоже хочу играть с юлой,— сказал он в следующий раз.
— А разве бубенчик на твоей шее хуже? — спросила верблюдица.
— Нет, он такой веселый! — обрадовался Бюль-Бюль.
— Мама, я тоже хочу есть урюк,— сказал он в следующий раз.
— А разве колючки, которые мы едим, хуже? — спросила верблюдица.
— Нет, они такие сладкие! — засмеялся Бюль-Бюль.
— Мама, я тоже хочу жить в юрте,— сказал он в следующий раз.
— Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? — спросила верблюдица.
— Конечно же, нет! — засмеялся Бюль-Бюль.— И никогда не вырастет.
(Г. Юдин)
КРОССВОРДЫ
Чужое яйцо
Внимательно прослушав рассказ, вставьте в кроссворд выделенные слова.
Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзинку на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зерен, попить воды — и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклевываться. Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам желтый, ножки короткие, носик широкий.
Петух смотрит на него, удивляется. Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда — там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо в нее и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, петух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут! Прибежала старушка Дарья, увидела, что делается, и заохала: «Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утенок !»
А утенок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками.