Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Школа малокомплектная.Построена на средства родителей.Коллектив молодой,дружный. Коллектив работает над темой "Повышение мотивации учащихся через развитие навыков критического мышления" На уроках дети учатся отбирать нужный материал,анализировать его,высказывать свою точку зрения,защищать его.Пока явно заметных результатов нет Но дети приобретают навыки размышлять,оценивать себя и своих одноклассников.Особую роль отводим стратегии "Инсерт". Эта стратегия не новость в образовании.Раньше она называлась "Чтение с пометками". Пока самым эффективным методом считаем стратегию "Инсерт"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
« Использование технологии развития критического мышления для формирования и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Народ, который думает на1год вперёд –выращивает хлеб.
Народ, который думает на10 лет вперёд –выращивает сад.
Народ, который думает на100 лет вперёд –выращивает молодое поколение.
Из Стратегии-2050
«Все развитые страны имеют уникальные образовательные системы.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев - интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Из проекта ЮНЕСКО
« Образовательные требования при новой организации труда»
«Инициатива, динамизм, творчествосамостоятельность мышления и действия, сотрудничество, конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими, работа в коллективе, взаимодействие в рабочей группе, оценка самого себя, соклассника, партнёра.
Задачи технологии развития критического мышления научить учащихся:
Выделять главное от несущественного в тексте или речи
Делать сравнения, ставить вопросы
Выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях
Устанавливать причинно-следственные связи
Рассматривать новые идеи в контексте имеющихся
Творчески перерабатывать информацию, понимать проблему в целом.
Традиционный урок
Повторение пройденного
Объяснение новой темы
Закрепление
Урок ТРКМ
1 этап – Вызов
2 этап - Осмысление
3 этап – Рефлексия
Технологические этапы
Деятельность учителя
І. Вызов
Деятельность учащихся
Обобщение имеющихся знаний,
Направлена на вызов у учащихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию и мотивацию учеников к дальнейшей работе
Приемы и методы
-пробуждение интереса и получения новой информации
Ученики вспоминают все, что им известно, систематизируют информацию, задают вопросы
Формы работы: индивидуально, парная, групповая
Рассказ по ключевым словам, Мозговая атака, корзина, кластеры, верные и неверные утверждения
Прием «Мозговая атака»
(Парная или групповая)
Используется с целью активизации имеющихся знаний.
Учащиеся записывают все, что знают по данной теме (5-7мин.)
Обмениваются информацией
Например:
Синонимы- это слова близкие по значению.
Синонимы должны быть словами одной части речи, например: день-ночь, холодно-жарко
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенные общим значением
В синонимические ряды входят слова одной части речи:
Дорожка, тропинка; страна, государство; идти, шагать.
Прием «Кластер»
На этапе «Вызов» используется для стимулирования мыслительной деятельности.
На этапе «Осмысление» используется для структурирования учебного материала.
На этапе «Рефлексия» при поведении итогов того, что изучили.
Каждая группа составляет свой кластер
Неодушевленное
Одушевленное
Собственное
Имя существительное
Нарицательное
Склонение
Число
Падеж
Род
Технологические этапы
Деятельность учителя
ІI. Осмысление содержания –
Получение новой информации
Деятельность учащихся
Направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
Приемы и методы
Ученики читают (слушают) текст, делают пометки по мере осмысления новой информации
Формы работы: индивидуально, парная
Взаимоопрос, «Инсерт», диспуты, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Прием «Инсерт»
Используется для отслеживания понимания учеником прочитанного материала.
Знаками помечаются отдельные абзацы или предложения в тексте.
«V»-я это знаю
«+»- новая информация
«-»- вызывает сомнение
«?»- не понял
Прием «Таблица ЗУХ»
Позволяет учителю оценить работу каждого ученика и поставить оценку за урок
Знаю
Узнал
Хочу
узнать
Корень – это
часть слова
Однокоренные
слова
Надо отличать
от форм одного
и того же слова
Как образуются
новые слова
Технологические этапы
Деятельность учителя
ІIІ. Рефлексия
Деятельность учащихся
Размышление
Обобщение полученной информации
Возвращает учащихся к первоначальным записям, дает творческие или практические задания на основе полученной информации.
Приемы и методы
Ученики соотносят новую информацию со старой, используя полученные знания
Формы работы: индивидуально, парная, групповая
Групповые дискуссии, ключевые термины, лекция со стопами, синквейн, кластер
Прием «Синквейн»
Данный прием позволяет рефлексировать по какому-либо поводу
Творческая работа в группах.
Синонимы:
Схожие, близкие
Объясняют, уточняют, обогащают
Делают речь точной и яркой
Богатство
Антонимы
Разные, нужные
Противопоставляют, конфликтуют, дополняют
Всегда противоречат друг с другом
Жизнь
Лексика
Необъятная, интересная
Разъясняет, обозначает, объединяет
Словарный состав каждого языка
Толкование
Прием «Эссе»
«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»
Свободное письмо на заданную тему
(5 мин.)
В эссе ученик выражает свои мысли и впечатления.
На уроке я узнал…
В группе работать мне было…, потому что…
Больше всего мне понравилось…
Было трудно…
Приемы ТРКМ способствуют активизации мыслительной деятельности и вырабатывают у учащихся:
Способность к поиску, анализу, творческой переработке информации
Критически осмысливать, делать выводы и обобщения
Устанавливать причинно-следственные связи
Аргументированно высказываться, делать логические умозаключения
Преодолевать комплексы в общении, отстаивать свое мнение и выслушивать других.