Средняя школа имени Ж.Калдыгараева
Школьная неделя языков народа
Игра: «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»
Составила :Есекенова Гульжан
Учитель русского языка и литературы
Сентябрь. 2015г
Для учащихся 5 классов
(мероприятие для предметной недели)
Цели:
-стимулировать интерес к изучению русского языка;
-создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.
Задачи:
-познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;
-активизировать творческие силы учащихся, их способности;
-увеличить словарный запас учеников;
-развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
-развить умение учащихся работать в группах.
Предварительная работа:
деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы
Оборудование:
Картины, карточки
1.Вступление.
Ход игры
Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Веселая грамматика». Сегодня в нашем кабинете собрались самые болтливые, говорливые, и веселые чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры.
Ведущий: Вся жизнь человека связана с языком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других. Мы читаем, пишем, поем, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях мы используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.
Ведущий: Язык, на котором мы говорим – русский. Это один из самых богатых и красивых языков мира.
Ведущий: Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой –враг мой!». В каких случаях так говорят(ответы учеников). Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой – друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину. И еще есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, четко, выразительно.
Ведущий: Поэтому девиз нашего конкурса – «Если хочешь разговаривать, должен четко проговаривать».
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками. (Представление участников команды (в игре принимали участие 3 команды)
1тур
Разминка «Угадай название нашей команды»
В нашей игре примут участие 3 команды. А как они называются, мы сейчас узнаем.
1-я команда: Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО?ЧТО?., в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом (ИМЯ СУЩ.,)
2-я команда: Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?,в предложении бывает сказуемым(ГЛАГОЛ.,)
3-я команда: Название нашей команды обозначает признаки предмета. Отвечает на вопрос КАКОЙ? (ИМЯ ПРИЛ.,)
Ведущий: А теперь у нас 2тур. Он называется «Угадай задуманное слово»
КУКЛА – (КАЛУК)
ЗЕМЛЯ – (ЛЯМЕЗ)
ТЕХНИКА – (КИМХЕНАТ)
РИСУНОК – (КУРИНОС)
Ведущий: К нам в гости пришли знаки препинания. Они хотят вам прочесть свой стижки
1. «Точка»
Мы точки, точки, точки!
Без нас вам не прожить!
Стоим в конце всегда мы,
А …….
2.«Запятые»
Запятые, запятые,
Кучерявые мы все!
Мы стоим между словами,
А ….
3. «Тире»
Без тире нет азбуки Морзе!
Без тире не прожить никому!
Ведь тире – незаметный отрезок,
А ….
4. «Многоточие»
Я многоточие
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком
Ведут беседу, но тайком
Какими-то далекими
Туманными намеками
5. «Кавычки»
Мы кавычки
О нас есть такие стихи
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят
6. «Скобки»
Мы скобки
Словам раскрываем объятия
Ждем в гости вас
Милые братья
Ведущий: Предназначен для лексической части русского языка. Нужно найти антонимы к данным словам.
1.Ночь(День)
2.Веселый(Грустный)
3.Знойный(Ледяной)
1.Яркий(Тусклый)
2.Жизнь(Смерть)
3.Пустота(Наполненность)
1.Полнота(Худоба)
2.Искусственный(Натуральный)
3.Вверх(Вниз)
Ведущий:А теперь ребята наша следующая задача надо отгадать ребусы.Слайд1
3тур
Третий лишний:
1.ГОРКА, ГОРА, ГОРЕ
2.ПОХОД,ПОХОДКА,ХОДИТЬ
3.САША,ТАНЯ,ДЕЖУРНЫЙ
Ставить пропущенные буквы:
1-я команда: С…бака, Ут…г, Р…зинка, Ал…бом
2-я команда: …лка, Кури…а, Цв…ты, Ули…а
3-я команда: М…ряк, Уби…а, …рта, Н…деля
4тур
В каждом шарике находится бумажка, а в бумажке название животного. Вам нужно достать бумажку и мимикой или жестом показать это животное написанное в бумажке.
1.Змея 4.Медведь
2.Кенгуру 5.Улитка
3.Кот 6.Рыба
Команды получают задание на карточках:
1-я команда БУКВА «О»:КН-окно,КЛКЛ-колокол,ПКЙ-покой,ТРН-трон,ГЛТК-глоток
2-я команда БУКВА «А»: БРН-баран,ТК-атака,МРК-марка,КРМН-карман,ШРМ-шрам.
3-я команда БУКВА «И»: ПРЗ-приз,РС-рис,ЛЛЯ-лилия,ФЛН-филин,РС-ирис
Ведущий: Итак на этом закончились наши туры Жури подводит итоги.
И, как ни грустно, но нам пора расставаться.
Нам остается поблагодарить вас за активное и дружное участие, за отличное знание русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.(Объявляется победитель)