«Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные»
Урок-проект
Имена существительные
одушевленные и неодушевленные,
собственные и нарицательные.
Проблемные вопросы
1.Какую роль играют существительные в художественном тексте, в речевом высказывании?
2.Как разграничиваются имена существительные одушевленные и неодушевленные?
3.Как пишутся имена существительные собственные и нарицательные?
4.В чем заключается « волшебство» имени существительного?
Отчет групп по проделанной работе.
- Мы нашли информацию о существительном и сочинили лингвистические сказки.
2.Оформили результаты исследовательской работы об одушевленных и неодушевленных существительных в форме игры «Кто? Что?».
3.Самыми интересными оказались работы «История имен».
4.Из этого можно сделать вывод, что имя существительное- «волшебная» часть речи.
Источники информации
Изучали справочную литературу.
Использовали интернет-ресурсы.
Обращались к материалам
учебника
Работали со словарями.
красота
красивый
украшение
украсить
Лексическое значение
1.Красота- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху;
все красивое, прекрасное.
Красота русской природы. Город, исключительный по красоте.
2.Красивые, прекрасные места( в природе,
в художественных произведениях).
Красоты природы.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти горы, эти долы.
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна.
Эти ивы и березы,
Эти капли, эти слезы,
Этот пух не лист.
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все- весна!
Отвечают на вопрос:
Кто? Что?
птица
море
Пейзаж-
изображение
природы
Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»
Физкультминутка.
Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далекой страны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг!
И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен, прочти много книг,
В большом море знаний плыви, ученик!
К чудесной Земле и заветной мечте,
В нагруженном знаниями корабле!
Презентация игры «Кто? Что?»
Одушевленными или неодушевленными являются существительные?
Одушевленные
Вопрос
Неодушевленные
КТО?
Что обозначает
ЧТО?
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Формула
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
Примеры
В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
Имена собственные и нарицательные
Город, деревня, океан, озеро, река – н а р и ц а т е л ь н ы е.
Имена людей, названия рек , городов, улиц пишутся с заглавной буквы и являются собственными .
Что означают имена?
Владимир- владеющий миром.
Богдан-данный Богом.
Любим-любимый.
Людмила- милая людям.
Виктор- победитель.
Сергей-высокочтимый.
Александр- защитник.
Дмитрий- обрабатывающий землю.
Вадим-забияка.
Евгений- благородный.
Рефлексия
Мне было интересно…
Новым для меня оказалось…
Я научился…
Я понял….
Спасибо
за урок!