kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока. nВольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.             Н.М.Карамзин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.»

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…  Н.В.Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н.В.Гоголь

Зачем изучать русский язык в 10-11 классе?

Зачем изучать русский язык в 10-11 классе?

  • Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н.М.Карамзин
  • Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним?
  • Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения.
  • Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь.
  • «П, – а, – п.»
Выберите афоризмы,  развивающие эту мысль.

Выберите афоризмы, развивающие эту мысль.

  • Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С.Е.Лец)
  • Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс)
  • Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт)
  • Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин)
  • У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и соей совести. (А.И.Герцен)
  • Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид)
  • Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М.Горький)
  • Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой)
Иван Алексеевич Бунин  1870-1953   Русский  писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.   Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—  Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь.      1915

Иван Алексеевич Бунин

  • 1870-1953  
  • Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

1915

  • Почему поэт называет речь (язык) «бессмертным даром» и утверждает, что «нет у нас иного достоянья» ?
Работа с текстом «Слово о русском языке» ( стр.5-8)

Работа с текстом «Слово о русском языке» ( стр.5-8)

  • Раскрыть тему, подкрепить цитатой.
  • 1 гр.: понятие о языке, его роль в жизни общества.
  • 2 гр.: русский язык в ряду других языков.
  • 3 гр.: формы существования современного русского языка.
  • 4 гр.: понятие о литературном языке.
  • 5 гр.: стили русского литературного языка.
  • Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс)
  • Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт)
  • Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин)
  • У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. (А.И.Герцен)
  • Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид)
  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье)
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев)
  • Дело не в слове, а в тоне, каким это слово произносится. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский)

Выберите афоризмы, раскрывающие тему.

Понятие о языке (1гр.) Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации. Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.

Понятие о языке (1гр.)

  • Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации.
  • Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.

Язык как знаковая система Функции единиц языка Языковые единицы Уровни языка стилистический текст синтаксический словосочетания, предложения морфологический части речи лексический слово и его смысл морфемный морфемы – части слова фонемы – звуки речи фонетический

Язык как знаковая система

  • Функции единиц языка

Языковые единицы

Уровни языка

стилистический

текст

синтаксический

словосочетания,

предложения

морфологический

части речи

лексический

слово и его смысл

морфемный

морфемы – части слова

фонемы – звуки речи

фонетический

Наука о языке и её разделы Языкознание = лингвистика = филология Разделы лингвистики Уровни языка стилистический стилистика синтаксический синтаксис, пунктуация морфологический морфология, орфография лексический лексикология, фразеология морфемный морфемика и словообразование фонетика, орфоэпия, графика фонетический

Наука о языке и её разделы

  • Языкознание = лингвистика = филология

Разделы лингвистики

Уровни языка

стилистический

стилистика

синтаксический

синтаксис, пунктуация

морфологический

морфология,

орфография

лексический

лексикология,

фразеология

морфемный

морфемика и

словообразование

фонетика, орфоэпия,

графика

фонетический

Русский язык в ряду других языков (2гр.)

Русский язык в ряду других языков (2гр.)

  • Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков в мире.
  • Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков и входит в группу славянских языков.
  • Русский язык является одновременно национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения на территории России, а также одним из шести мировых языков.
Формы существования современного русского языка (3 гр.) Высшая форма национального языка – литературный язык. А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа. Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.  диалекты литературный язык  жаргоны просторечие

Формы существования современного русского языка (3 гр.)

  • Высшая форма национального языка – литературный язык.
  • А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.
  • Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа.
  • Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.

диалекты

литературный язык

жаргоны

просторечие

Понятие о литературном языке  (4 гр.) Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен. Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка.   лексические грамматические нормы литературного языка орфоэпические орфографические пунктуационные

Понятие о литературном языке (4 гр.)

  • Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен.
  • Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка.

лексические

грамматические

нормы

литературного языка

орфоэпические

орфографические

пунктуационные

Обязательные для соблюдения нормы закреплены в
  • Обязательные для соблюдения нормы закреплены в

учебниках русского языка, справочниках и словарях.

Словарь –

это вся вселенная в алфавитном порядке.

(Ф. Вольтер )

Словари русского языка и их роль  в речевом развитии человека - Орфографический (как пишется) - Орфоэпический (как произносится) - Толковый (значение) - Фразеологический (толкование устойчивых выражений) - Словообразовательный (как образовано слово) - Этимологический (происхождение) - Словарь синонимов (подбор близких по смыслу слов) - Словарь антонимов (подбор противоположных по смыслу слов) - и прочие словари. Сотни слов, родных и метких , Сникнув , голос потеряв , Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях . Ты их выпусти оттуда , В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в  наши дни.  В. Шефнер Задание:  анализ текста 1 гр.: тема, идея, стиль и его черты 2 гр.: орфография 3 гр.: пунктуация 4 гр.: фонетика (подчёркнутые слова) 5 гр.: морфология ( + разбор выделенных слов)

Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека

- Орфографический (как пишется)

- Орфоэпический (как произносится)

- Толковый (значение)

- Фразеологический (толкование устойчивых выражений)

- Словообразовательный (как образовано слово)

- Этимологический (происхождение)

- Словарь синонимов (подбор близких по смыслу слов)

- Словарь антонимов (подбор противоположных по смыслу слов)

- и прочие словари.

Сотни слов, родных и метких ,

Сникнув , голос потеряв ,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях .

Ты их выпусти оттуда ,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Задание: анализ текста

1 гр.: тема, идея, стиль и его черты

2 гр.: орфография

3 гр.: пунктуация

4 гр.: фонетика (подчёркнутые слова)

5 гр.: морфология ( + разбор выделенных слов)

Стили русского литературного языка (5 гр.) Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации. разговорный книжные научный  официально-деловой пубицистический художественный

Стили русского литературного языка (5 гр.)

  • Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации.

разговорный

книжные

научный

официально-деловой

пубицистический

художественный

Иван Сергеевич Тургенев  РУССКИЙ ЯЗЫК  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!  1882 г .

Иван Сергеевич Тургенев

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 г .

  • 18 18 -1 88 3  
  • Русский писатель.
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • 1. Выучить: материал урока, термины на стр. 9, п. №1
  • 2. Письменно: №1 ( ~ 70 слов, по А.П.Чехову или Л.Н.Толстому)
  • 3. П/п.: 3 высказывания о русском языке.
Афоризмы о русском языке.

Афоризмы о русском языке.

  • Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский)
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.Гоголь)
  • Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпансим языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку бы искусен, то, конечно, присовокупи бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть и могут быть. (М.В.Ломоносов)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова
  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье)
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев)
  • Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.

Автор: Мухортова Любовь Алексеевна

Дата: 18.09.2024

Номер свидетельства: 656345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тема: Язык как знаковая система "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-iazyk-kak-znakovaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "196450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057854"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку  «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»  (консультация)"
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-programma-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkomu-iazyku-podghotovka-k-gia-konsul-tatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "252167"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447340707"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства