kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока. nВольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.             Н.М.Карамзин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.»

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…  Н.В.Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н.В.Гоголь

Зачем изучать русский язык в 10-11 классе?

Зачем изучать русский язык в 10-11 классе?

  • Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н.М.Карамзин
  • Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним?
  • Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения.
  • Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь.
  • «П, – а, – п.»
Выберите афоризмы,  развивающие эту мысль.

Выберите афоризмы, развивающие эту мысль.

  • Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С.Е.Лец)
  • Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс)
  • Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт)
  • Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин)
  • У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и соей совести. (А.И.Герцен)
  • Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид)
  • Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М.Горький)
  • Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой)
Иван Алексеевич Бунин  1870-1953   Русский  писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.   Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—  Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь.      1915

Иван Алексеевич Бунин

  • 1870-1953  
  • Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

1915

  • Почему поэт называет речь (язык) «бессмертным даром» и утверждает, что «нет у нас иного достоянья» ?
Работа с текстом «Слово о русском языке» ( стр.5-8)

Работа с текстом «Слово о русском языке» ( стр.5-8)

  • Раскрыть тему, подкрепить цитатой.
  • 1 гр.: понятие о языке, его роль в жизни общества.
  • 2 гр.: русский язык в ряду других языков.
  • 3 гр.: формы существования современного русского языка.
  • 4 гр.: понятие о литературном языке.
  • 5 гр.: стили русского литературного языка.
  • Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс)
  • Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт)
  • Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин)
  • У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. (А.И.Герцен)
  • Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид)
  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье)
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев)
  • Дело не в слове, а в тоне, каким это слово произносится. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский)

Выберите афоризмы, раскрывающие тему.

Понятие о языке (1гр.) Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации. Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.

Понятие о языке (1гр.)

  • Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации.
  • Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.

Язык как знаковая система Функции единиц языка Языковые единицы Уровни языка стилистический текст синтаксический словосочетания, предложения морфологический части речи лексический слово и его смысл морфемный морфемы – части слова фонемы – звуки речи фонетический

Язык как знаковая система

  • Функции единиц языка

Языковые единицы

Уровни языка

стилистический

текст

синтаксический

словосочетания,

предложения

морфологический

части речи

лексический

слово и его смысл

морфемный

морфемы – части слова

фонемы – звуки речи

фонетический

Наука о языке и её разделы Языкознание = лингвистика = филология Разделы лингвистики Уровни языка стилистический стилистика синтаксический синтаксис, пунктуация морфологический морфология, орфография лексический лексикология, фразеология морфемный морфемика и словообразование фонетика, орфоэпия, графика фонетический

Наука о языке и её разделы

  • Языкознание = лингвистика = филология

Разделы лингвистики

Уровни языка

стилистический

стилистика

синтаксический

синтаксис, пунктуация

морфологический

морфология,

орфография

лексический

лексикология,

фразеология

морфемный

морфемика и

словообразование

фонетика, орфоэпия,

графика

фонетический

Русский язык в ряду других языков (2гр.)

Русский язык в ряду других языков (2гр.)

  • Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков в мире.
  • Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков и входит в группу славянских языков.
  • Русский язык является одновременно национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения на территории России, а также одним из шести мировых языков.
Формы существования современного русского языка (3 гр.) Высшая форма национального языка – литературный язык. А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа. Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.  диалекты литературный язык  жаргоны просторечие

Формы существования современного русского языка (3 гр.)

  • Высшая форма национального языка – литературный язык.
  • А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.
  • Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа.
  • Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.

диалекты

литературный язык

жаргоны

просторечие

Понятие о литературном языке  (4 гр.) Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен. Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка.   лексические грамматические нормы литературного языка орфоэпические орфографические пунктуационные

Понятие о литературном языке (4 гр.)

  • Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен.
  • Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка.

лексические

грамматические

нормы

литературного языка

орфоэпические

орфографические

пунктуационные

Обязательные для соблюдения нормы закреплены в
  • Обязательные для соблюдения нормы закреплены в

учебниках русского языка, справочниках и словарях.

Словарь –

это вся вселенная в алфавитном порядке.

(Ф. Вольтер )

Словари русского языка и их роль  в речевом развитии человека - Орфографический (как пишется) - Орфоэпический (как произносится) - Толковый (значение) - Фразеологический (толкование устойчивых выражений) - Словообразовательный (как образовано слово) - Этимологический (происхождение) - Словарь синонимов (подбор близких по смыслу слов) - Словарь антонимов (подбор противоположных по смыслу слов) - и прочие словари. Сотни слов, родных и метких , Сникнув , голос потеряв , Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях . Ты их выпусти оттуда , В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в  наши дни.  В. Шефнер Задание:  анализ текста 1 гр.: тема, идея, стиль и его черты 2 гр.: орфография 3 гр.: пунктуация 4 гр.: фонетика (подчёркнутые слова) 5 гр.: морфология ( + разбор выделенных слов)

Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека

- Орфографический (как пишется)

- Орфоэпический (как произносится)

- Толковый (значение)

- Фразеологический (толкование устойчивых выражений)

- Словообразовательный (как образовано слово)

- Этимологический (происхождение)

- Словарь синонимов (подбор близких по смыслу слов)

- Словарь антонимов (подбор противоположных по смыслу слов)

- и прочие словари.

Сотни слов, родных и метких ,

Сникнув , голос потеряв ,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях .

Ты их выпусти оттуда ,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Задание: анализ текста

1 гр.: тема, идея, стиль и его черты

2 гр.: орфография

3 гр.: пунктуация

4 гр.: фонетика (подчёркнутые слова)

5 гр.: морфология ( + разбор выделенных слов)

Стили русского литературного языка (5 гр.) Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации. разговорный книжные научный  официально-деловой пубицистический художественный

Стили русского литературного языка (5 гр.)

  • Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации.

разговорный

книжные

научный

официально-деловой

пубицистический

художественный

Иван Сергеевич Тургенев  РУССКИЙ ЯЗЫК  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!  1882 г .

Иван Сергеевич Тургенев

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 г .

  • 18 18 -1 88 3  
  • Русский писатель.
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • 1. Выучить: материал урока, термины на стр. 9, п. №1
  • 2. Письменно: №1 ( ~ 70 слов, по А.П.Чехову или Л.Н.Толстому)
  • 3. П/п.: 3 высказывания о русском языке.
Афоризмы о русском языке.

Афоризмы о русском языке.

  • Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский)
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.Гоголь)
  • Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпансим языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку бы искусен, то, конечно, присовокупи бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть и могут быть. (М.В.Ломоносов)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова
  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье)
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев)
  • Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука.

Автор: Мухортова Любовь Алексеевна

Дата: 18.09.2024

Номер свидетельства: 656345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тема: Язык как знаковая система "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-iazyk-kak-znakovaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "196450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057854"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку  «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»  (консультация)"
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-programma-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkomu-iazyku-podghotovka-k-gia-konsul-tatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "252167"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447340707"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства